Я попробую собрать здесь у себя все, что нашла в сети о Седраке Рашмаджяне
Краткая биография
http://forum.artinvestment.ru/showthread.php?t=64731
от Nara
Рашмаджян Седрак Тигранович (1907-1978)
Живописец. В 1927 году окончил Художественное училище в Ереване, а в 1931 Всероссийскую Академию художеств (Институт пролетарского изобразительного искусства). Заслуженный художник Армении.
Статья из единственного прижизненного каталога 1966 г.
http://artru.info/ar/35410/
Рашмаджян Седрак Тигранович
художник
(1907-1978)
Биография
Живописец. Член Союза художников СССР. Заслуженный художник Армянской ССР.
Дипломная работа в ВАХ выполнена. Обучение проходило на живописном факультете, присвоено звание художника массово-бытовой живописи.
Альтернативная биография
***
В начале 30-х, говоря о будущем изобразительного искусства Армении, связывая его перспективы с успехами молодых талантов, имя Седрака Рашмаджяна неизменно упоминалось в числе наиболее обнадеживающих художников.
В его первых же работах ощущалось столь значительное начало, что дальнейшее развитие творчества этого оригинального живописца обещающее привести к серьезным достижениям, не вызывало сомнений у самых требовательных знатоков искусства.
Первые же работы, выполненные Рашмаджяном, ярко свидетельствовали о том, что в искусстве Армении пришел художник, от которого можно было ожидать значительных творений.
В работах Рашмаджяна весьма ощутимо чувство современности, глубокая связь с жизнью, родной землей.
Здесь вполне уместно отметить, что Рашмаджян принадлежит к плеяде тех художников - патриотов, которые стремятся обдуманно обогатить наше искусств, продолжая здоровые традиции реализма классиков армянской живописи - Овнатаняна, Агаджаняна и т. д.
Еще одно весьма существенное качество отличает искусство Рашмаджяна, это то, что будучи воспитанным на традициях классического искусства, вобрав в арсенал средств выражения многие положительные особенности разных современных школ, он сумел превратить их в средства , отражающие сущность нашей страны, окружающей среды, конкретности образов и только через это стремясь обрести черты общечеловеческого, никогда не впадая в космополитизм.
Полотна Рашмаджяна , их живописный строй рождены непосредственно нашей землей -суровыми горами и мягкими лугами, стройными тополями, нежно склонившимися над бурными реками, ивами и буйно выбивающимися из скалистых расщелин дикими кустарниками.
Кажется, в красках Рашмаджяна подмешаны и игривые соки нашего густого вина и ароматы персика, - короче, его живопись щедро пропитана запахами нашей земли.
(текст добавил: Karen Yeremyan)
***
Путь, избранный Рашмаджяном , говорил о широком диапазоне его интересов.
Как гражданина и художника, о серьезных профессиональных навыках и большом творческом потенциале. Этому он обязан не только отличному воспитанию, полученному в детстве от родителей (его отец -Тигран Рашмаджян был одним из старейших педагогов республики), но и многосторонним знаниям, приобретенным в период учебы в Московском Лазаревском институте, Ереванском художественном училище, во ВХУТЕМАСе, Ленинградской Академии художеств, которую он окончил в 1931 г.
Его учителями были Ахикян, Аракелян, Агаджанян, С. Герасимов, Осмеркин, Фальк, Фаворский, Машков, Дейнека, Уитц. Не в меньшей степени он обязан трудолюбию, чему способствовала огромная физическая выносливость, которой не менее, чем талантом, одарила его природа.
Разбирая образно-художественные особенности некоторых из полотен, таких, как "Литейщик Арам", "Гаянэ", "Портрет Хачикяна", "Передовой литейщик", четко заметна определенная тенденция: в интерпретации художника изображенные персонажи не пыжатся предстать перед зрителем в облике гиперболизированных нарочитых героев; они не изображены в мимолетных позах иллюстрирующих тот или иной трудовой процесс; внешне нет никакой динамики. Однако, ни один из холстов не оставляет унылой статичности. Наоборот, внимательно вглядываясь в эти полотна, ощущаешь внутреннюю мощь сжатой пружины, огромный духовный и физический потенциал подлинных богатырей, способных в жизни, а не на театральных подмостках вершить гиганские дела. Здесь обыденное доведено до значительного через внутренний мир человека.
Последняя выставка Седрака Рашмаджяна (при его жизни )состоялась в 1966 году. Думается, что те, кто был знаком с искусством Седрака Рашмаджяна и те, кому предстояло ощутить радость первой встречи с его задушевными творениями, безусловно испытывали чувство общения с чем-то очень земным и родным.
Нет сомнения, что настоящая выставка и общение ее автора со зрителями, послужила большим стимулом для его дальнейшего плодотворной работы на благо искусства нашей страны.
(Автор текста Армен Вартанян)
далее по этому же адресу приводится фрагмент из моей статьи "Гамбургский счет Седрака Рашмаджяна"
Ниже я привожу ее полностью
ГАМБУРГСКИЙ СЧЕТ СЕДРАКА РАШМАДЖЯНА
(1907-1978)
Есть такая притча. Когда-то в немецком городе Гамбурге раз в году собирались борцы со всего света, чтобы без зрителей, журналистов и болельщиков выяснить, кто чего стоит на самом деле. Достоверно не известно, было ли это на самом деле, а если было, то как все протекало, но сохранилось выражение «гамбургский счет» - нечто вроде истинной ценности, о которой известно среди своих, профессионалов. Вот по такому гамбургскому счету Седрак Рашмаджян был и остается крупнейшим армянским живописцем, обладателем собственного голоса, стиля, который ни с кем не спутаешь, уникальным портретистом, о котором художник Ара Нисанян метко сказал «наш Рембрандт».
Родился Рашмаджян 10 мая 1907 года в Александрополе (Гюмри). А семье заслуженного педагога Тиграна Рашмаджяна (в Армянской энциклопедии очерки об отце и сыне расположены рядом) и семи лет от роду был отправлен в Москву, на учебу в Лазаревское училище. Именно тогда в рисунке первоклашки преподаватель рисования обнаружил талант художника. Необычайно интересна символика этого эпизода – первым рисунком Седрака был топор. Много позже, в конце 40-х он создает цикл «Богатыри социалистического труда», состоящий из портретов рабочих Алавердского медеплавильного комбината. Изображая, разумеется, по государственному заказу, карбидчиков, литейщиков, чернорабочих, Рашмаджян так увлекся, что несколько автопортретов написал в одежде металлурга и в заводской среде. Рабочая одежда и инструмент – важные атрибуты его героев. И дело не только в заказе, для Рашмаджяна, интеллектуала и эрудита, блестяще игравшего в шахматы, знатока литературы и искусства, было в радость писать людей труда с их обветренными, обожженными солнцем и огнем лицами, с тяжелыми, словно укорененными в землю телами, огрубевшими руками. В них видел он мощь и ценность. «Сильные люди», говорил о своих героях художник.
Между тем жизнь складывалась сложно. В связи с революционными событиями, не доучившись в Лазаревском училище, мальчик возвращается в Ереван, где продолжает свое образование в школе и одновременно учится в художественно-промышленном техникуме у А.Аракеляна, С. Агаджаняна, В. Гайфеджяна. Затем снова уезжает в Москву, где продолжает свое профессиональное образование во ВХУТЕИНЕ на отделении живописи в мастерских у А.Осьмеркина, С.Герасимова, В.Фаворского, а заканчивает уже в Ленинграде, обучаясь у Р.Фалька, Л.Машкова, А.Дейнеки. В 1032 году становится членом Союза художников Армении. Так между Москвой и Ереваном проходит большая часть ег творческой биографии.
В Армении отношения в профессиональной среде складывались очень неровно: личность это была яркая, неординарная, недаром его прозвали «Паганини». При всей мягкости, нежности и романтизме Рашмаджян обладал внутренне очень жесткими, непоколебимыми установками, малейшее несоответствие которым могло служить причиной резкого окончательного разрыва отношений, причем невзирая на степень близости (как тут не вспомнить о первом рисунке - топоре). Такая жизненная стратегия крайне неудобна и для окружающих и для самого обладателя, но это был он – Седрак Рашмаджян.
Правда, с теми же жесткими нравственными критериями он подходил и к себе. Еще в Москве записался добровольцем воевать в Испанию, но к тому времени боевые действия там прекратились; потом, к началу Великой отечественной, имея бронь, как и многие художники, Рашмаджян пошел записываться добровольцем на фронт, но по дороге поскользнулся об арбузную корку, услужливо подложенную, видимо, ангелом- хранителем, и сломал колено, да так, что почерневшую ногу врачи собирались ампутировать. Тогда он попросил спирт, выгнал всех вон и вылечил себя сам, хотя потом всю жизнь немного прихрамывал…
Наследие Седрака Рашмаджяна довольно обширно. Кроме значительного количества портретов, он оставил ряд пейзажей, которые как и портреты, в армянском искусстве не имеют аналогов: написанные плотно, фактурно, в присущей ему несколько мрачноватой гамме, они близки по манере к Курбе и несколько импрессионистичны, а редкая свобода и виртуозность кисти, как и в портретах, создают ощущение легкости и естественности. Совершенно особое рашмаджяновское качество, когда не чувствуется никакой натужности, изнурительных «поисков», все как бы «пришел, увидел, написал». В пейзажах Рашмаджяна предстает совершенно другая Армения – без палящего солнца, ослепительно голубого неба, ярких цветов. Его Армения – это прежде всего земля, не очень плодородная, не очень богатая, но щемяще родная.
К великой радости. Подавляющая часть произведений художника находится в Национальной картинной галерее, и есть надежда, что в новой экспозиции его творчество будет представлено широко. Немало работ он создал в Москве, куда часто ездил по приглашению. К сожалению, о них мало что известно, но те, кто помнит интерьер знаменитого магазина «Армения», припомнят и великолепные с золотым фоном мозаики Рашмаджяна в нишах под полуарками.
Писал художник и заказные портреты советских вождей, причем, как человек ответственный ин и к этой работе относился всерьез. Кстати, этот сейчас вновь обретающий спрос и популярность соцарт должен находится где-то в запасниках бывшего Худфонда Армении, как и многие другие, накопленные за годы Советской власти произведения. Очень бы хотелось знать, что с ними стало. Между тем эти запасники представляются чем-то вроде «черной дыры», откуда нет информации и куда нет доступа.
Чрезвычайно высокая планка, присущая Рашмаджяну, отразилась во всех сферах. Необычайно привлекательный, пользующийся неизменным успехом у противоположного пола мужчина, после одного единственного, позднего и короткого брака, больше не создал семьи и всю свою любовь и нерастраченную нежность отдал единственной дочери Татевик. На вопрос, легко ли быть «папиной дочкой», Татевик Седраковна отвечает: «такого, как он – легко, он был необычайно добр, он был человеком, с которым можно было поделиться всем».
Единственная персональная вставка художника и единственная прижизненная брошюра-каталог случились в 1966 г. Текст ее написал известный художник, реставратор и копиист Армен Варданян – единственный ученик Седрака Рашмаджяна.
Скульптор Гукас Чубарян вспоминает, что когда 17 А.Вартанян впервые выставился, все были поражены его мастерством, и добавляет: «Мы все учились у Рашмаджяна, его произведения были для нас школой».
Необычайно высокая требовательность Рашмаджяна к себе не позволила ему заняться преподавательской деятельностью: он считал, что это отвлечет его от творчества, а преподавать спустя рукава он не мог себе позволить. От этом отказе от преподавания можно сегодня запоздало пожалеть, надеясь лишь на то, что работы большого мастера еще послужат искусству, не только в качестве музейной ценности, но и в качестве уроков, которым не будет конца.
ЗАРА ТЕР-АКОПЯН
Арман Цатурян
Опубликовано в «Голос Армении» 12 августа 2003 г.
[429x512]