ЗАРА МАЛОЯН
ПСИХОЛОГИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ИСКУССТВА
Становление Homo Sapiens, прямохождение, развитие психики
Организация примитивных обществ, первобытная культура
Представления о мире в примитивных обществах, самосознание
Возникновение основных форм искусства – визуальные, пластические, танец, Театрализованное представление, устное творчество
Функции искусства, понятие о «сопричастности» (по Леви-Брюлю).
Историческое и индивидуальное время.
Возникновение человечества, было и остается загадкой, несмотря на то, что наука значительно продвинулась в понимании ряда феноменов. Отдельные процессы, характер их протекания в течении становления индивида и общества относительно глубоко изучены, но ответов на самые фундаментальные вопросы по прежнему нет. Сама точка отсчета, с которой можно вести летоисчисление человеческой истории периодически, в свете новых исследований отодвигается, пересматриваются социальные, исторические, антропологические концепции.
В последние годы найденные археологические артефакты позволяют отнести начало человеческого сообщества много дальше вглубь веков, чем предполагалось еще несколько десятилетий назад. В современной антропологии принято считать, что примерно между 100 тысячами и 10 тысячами лет назад произошел своего рода скачок, в результате которого появился человек, обладающий разумом - способный к мышлению и самоорганизации. Более точной датировки не существует. Не известно также, можно ли связать эту «революцию» с определенным географическим регионом.
На протяжении своего существования, даже на самых ранних стадиях развития, человек создавал орудия труда, использовал для своих целей возможности, которые предоставляла ему природа. Адаптативный механизм, очевидно, где-то дал сбой. В отличие от других высших млекопитающих, эволюция которых протекала в русле физических изменений, которые позволили им эффективно конкурировать с другими и отвечать на вызовы среды, человек с точки зрения природной целесообразности физически менялся весьма странным образом. Мы не обзавелись острыми когтями, мощной челюстью, толстой шкурой, мы не умеем впадать в спячку, зарываться в землю, менять цвет кожного покрова под цвет поверхности. Вместо этих весьма полезных умений, мы - поднялись, перешли на прямохождение, которое привело ко множеству проблем, не ведомых животным, и среди них, прежде всего, необходимое изменение костной системы и сопутствующие этому сугубо человеческие болезни (в частности, прямыми следствиями прямохождения являются почти все проблемы, связанные с кровообращением, специфические болезни позвоночника, многие болезни органов пищеварения и т.д.). Но главное последствие прямохождения – увеличение рисков в процессе воспроизводства, проще говоря, вынашивание и рождение потомства у человека протекает гораздо тяжелее и несет в себе гораздо больше потенциальных рисков, чем у других млекопитающих. Плата за гордую осанку, способность ходить с «высоко поднятой головой» была велика.
Способность к общественной самоорганизации, к совместным действиям, что дало возможность выжить не обладающий никакими эффективными средствами выживания, шло параллельно с развитием общества и отражалось на искусстве непосредственно. Так же, как показано психологами (З.Фрейд, К.Г.Юнг и др.) индивидуальное бессознательное отражается в индивидуальном творчестве, так же коллективное бессознательное отражается в творчестве отдельных народов, этносов, племен и человечества в целом.
Закон повторения онтогенеза в филогенезе действует не только на уровне развития человеческого организма, но и человеческой психики, так, Л.Леви-Брюль высказал идею о сосуществовании различных исторических ментальных формаций в сознании современного человека . Человеческий эмбрион последовательно проходит стадии развития от рыб, земноводных, до млекопитающего, повторяя тем самым путь развития млекопитающих и человека, как вида. Человечество в своем развитии проходит путь от младенчества, детства, отрочества к зрелости. Разумеется, аналогия не полная, но она отмечена и особенно ярко проявляется в истории искусства.
В искусстве, в индивидуальном творчестве проявляется именно «я» индивида, то есть от уровня его самосознания, ощущения себя в качестве отдельного, существа, суверенной личности, наделенной уникальным, особым набором черт и качеств зависит его способность к творчеству. Это самоощущение холистично по своей природе, в нем неразрывно слито все и сознание и бессознательное, оно включает в себя весь опыт, накопленный на жизненном пути, со всеми переживаниями, воспоминаниями, установками и т.д.. Именно эта целостность индивидуальности, со всеми своими особенностями и проявляется как, уникальность в творчестве, создавая совершенно особый творческий продукт, неповторимое произведение искусства.
Постулат о том, что в творчестве проявляется вся индивидуальность и дает единственный ответ на вопрос, почему, несмотря на многолетние, фактически на протяжении всего XX века, продолжающиеся и поныне исследования творческих способностей, не дают и по нашему убеждению, не могут дать ответ на вопрос о том, как и почему формируется творческая индивидуальность. Замечательные результаты, показанные при тестировании творческих способностей, умение решать предложенные задачи, креативность, нахождение нестандартных подходов и др. свойства, которые современная наука считает важными компонентами творческих способностей, не дают никаких гарантий в том, что индивид показавшие высокие результаты, способен создать и создаст творческий продукт. Иными словами, нет рецепта, состоящего из отдельных слагаемых качеств, при наличии которых на выходе получаем творческую личность, как из тысячи кроликов не получится одного слона.
Постулируя проявление в творчестве индивида, как целостной, уникальной единицы, естественен вопрос, а как происходит развитие и становление индивида, который социализируясь становится личностью?
Важнейшим моментом для становления личности является начало самосознания и тесно с ним связанное ощущение времени. Время человека субъективно, кроме того, что его протяженность воспринимается по-разному в разном возрасте, в зависимости от собственного мироощущения и состояния, оно вообще воспринимается человеком не как абстрактное «время в себе», а как «Я во времени». Следовательно, лишь после того, как это «Я» относительно сформировано, оно способно воспринимать время и как-то структурировать события.
Известно, что субъективное время не однородно, отмечается феномен его ускорения. Время в детстве воспринимается как более протяженное, день длинный, год бесконечный, к двадцати годам оно течет ощутимо быстрее, а после сорока, «бежит», «летит», «тает». Объяснение этого феномена восприятия довольно простое и потому убедительное (несколько лет назад в «Литературной газете» на эту тему была опубликована статья). Ведь «день» для новорожденного – это вся его жизнь, для годовалого ребенка день - это уже гораздо меньший отрезок, равный одной триста шестьдесят пятой его жизни (1 : 365), для двадцатилетнего человека день равен 1 : (365 х 20), а для сорокалетнего – 1 : (365 х 40) и т.д., иными словами, день становится короче, так как его доля относительно времени жизни становится все меньше.
Стадия младенчества и раннего детства коррелирует с первобытным обществом по уровню развития самосознания человека (под «человеком» в данном случае имеется в виду не отдельный индивид, а родо-племенное первобытное сообщество).
Очевидно, мы имеем дело с проявлением той же закономерности, когда обращаемся к истории развития человечества. К эпохе палеолита относится период 35-10 тыс. до н. э., протяженностью в 25 тысяч лет, неолит гораздо короче – 6-2 тыс. до н. э, всего 4 тыс лет, а эпоха бронзы сменяется эпохой железа всего за тысячу лет (2 и 1 тыс. до н. э. соответственно). Развитие в исторический период шло с непрерывным ускорением, особенно ощутимым в течение последних столетий, так Ренессанс укладывается в двухсотлетний отрезок, с XIV по XVI вв..
Известно, что ребенок в раннем детстве, примерно до 2-3 лет не сознает себя как отдельную самостоятельную личность. «я» ребенка размыто, размазано, его как бы не существует, ребенок видит себя как бы глазами окружающих , характерно, то, что он не произносит само слово «Я», говоря о себе исключительно в третьем лице «Алиса хочет спать», «Алиса хочет есть», «Алиса хорошая» и т.д. Подавляющее большинство людей начало личных воспоминаний относят примерно к трехлетнему возрасту, то есть к тому времени, когда впервые появляется осознание себя и ребенок, говоря о себе уже начинает употреблять местоимение «Я». «Это произошло, когда мне было четыре года…», «мне было около трех, я помню что....», причем, как правило самые ранние воспоминания по большей части перцептивны, отрывочны они строятся на ощущениях, не имеют четкой структуры, последовательности, как многие говорят вспоминаются как «отдельные кадры».
Самые ранние следы деятельности человека найдены на юге Африки, в пещере Бломбос (100 тыс. лет) – археологи обнаружили более 30 костяных орудий. При раскопках были найдены сотни кусочков охры: древние люди растирали ее в порошок – вероятно для того, чтобы раскрашивать свои тела или ритуальные предметы. Некоторые куски охры покрыты «сеткой» из пересекающихся процарапанных линий. Изделия пещеры Бломбос 40 тыс. лет старше захоронения женщины (примерно 65-60 тыс. лет до н. э.), обнаруженного в Австралии, в древней стоянке Мунго-Лейк, вокруг которой создан археологический заповедник.
Находки обнаруженные на территории Европы гораздо более поздние. Одна из них пещера Фогельхерд в Германии (35-30 тыс. лет назад), где в 1931 г. археологи нашли маленькие первобытные костяные статуэтки, некоторые из них - изображения мамонтов и диких лошадей.
Более поразительный образец искусства «ориньякской» культуры был обнаружен неподалеку от пещеры Фогельхерд, на стоянке Холенштейн – Штадель. Это так называемый «человек-лев». В 1939 г., когда его нашли, он был разбит на две сотни фрагментов. По свидетельству очевидца, восстановленная статуэтка производит большое впечатление «Непостижимым образом статуэтка впитала в себя дух времен, когда наши предки, подобно этому человекозверю, только что оторвались от своего животного прошлого».
Замечательные произведения ориньякского искусства в 1994 г. нашли три французских спелеолога Ж-М Шове, Э.Брюнель, К.Иллер. Осматривая небольшую пещеру они обнаружили проход в просторные залы. «Стены боковых залов были покрыты великолепными, мастерски передающими перспективу, изображениями львов, носорогов, медведей и пантер (и пещера и росписи названы именем Шове). Радиоуглеродный анализ показал возраст росписей 32 тыс до.н. э.
25 тыс. лет назад в Европе появилась культура, которую археологи называют «граветская» в честь пещеры Ла-Гравет. На стоянках этого периода найдены самые древние бусы, указывающие на появление у человека определенных эстетических потребностей, стремление украсить себя.
На двух стоянках же периода в Чехии обнаружены изящные глиняные фигурки, изображающие зверей и людей. Это самые ранние образцы керамики. Здесь же на кусках обожженной глины найдены отпечатки тканей, веревок, корзин, свидетельство о том, что уже тогда люди могли изготавливать разнообразные тканые изделия. По словам археолога О.Соффер: «Это самое раннее известное нам текстильное производство в истории человечества».
Есть ли у нас возможность узнать, как воспринимал себя человек в родоплеменном обществе, например, 15 тысяч лет назад? Самое интересное – что такая возможность есть. Еще в XIX веке, а частично и в XX (стремительно теряя свою аутентичность, первозданность при первом же столкновении с современной цивилизацией) в разных уголках земли сохранялись племена, по уровню социальной организации, развитию орудий труда, образу жизни и т.д. не превосходящие доисторические общества. Они изучались многими исследователями, которые оставили подробнейшие описания своих наблюдений (Миклухо-Маклай, Леви-Брюль и др.). Наибольшую известность такие сообщества получили благодаря авторам вестернов, в центре, которых племена североамериканских индейцев. Ряд особенностей жизни, быта, поведения, образа мышления этих племен настолько впечатлил европейцев, что оказался включен в своеобразный обобщенный, мифологизированный образ «индейца». Среди них выделим такую речевую особенность, как говорение о себе в третьем лице: «Соколиный Глаз видит след» и т.д. Не составляет труда найти многочисленные примеры в произведениях авторов вестернов.
Аналогия с вышеприведенными детскими самопрезентациями несомненна.