С самых давних времен у человека сформировалась потребность хранить и передавать информацию не только в устном пересказе, но и в какой-то иной форме. Песни – баллады, ритуальные танцы, театрализованные представления воспроизводили какую-то историю и передаваясь из поколения в поколение позволяли сохранить связь времен. Но, пожалуй самым действенным и надежным способом был рисунок. Испещренные схематическими рисунками стены пещер от Испании до Сибири донесли до нас рассказы о том, как жили, охотились, путешествовали, сражались люди в дописьменную эпоху.
В последствии из рисунков родилось пиктографическое письмо – первые иероглифы. Но несмотря на то, что появилась возможность записывать информацию, рисуночное изображение не только не исчезло, но и получило развитие. В древнейшей цивилизации Египта изобразительные фризы покрывали стены гробниц и храмов уже в 3 тысячелетии до н э. По сути в то время выработались основные принципы визуального рассказа, которые актуальны и сегодня. Например : 1. изображение представляет собой последовательно разворачивающийся сюжет, 2. имеется сквозной герой или герои (фараон и боги), 3. герой обладает устойчивым и узнаваемым обликом, символикой, 4. герой в композиции занимает центральное положение либо как-то выделяется (размерами, цветом и т.д.).
В античную эпоху сюжетные композиции покрывали стены не только храмов (фриз Парфенона V в до н.э.) но и частных домов (виллы из Помпей I в до н.э.). Вероятно так же как и на египетских папирусах, сюжетные повествования изображались на свитках, но об этом мы можем только догадываться.
В поздней античности завершился переход к средневековому типу книги – кодексу – и принципу украшения ее страничными миниатюрами. С утверждением христианства последовательно развивающийся изобразительный сюжет, в котором изображалась жизнь Христа и святых приобрел особенное значение, так как большинство населения не умело читать. Рукописные книги украшались иллюстрациями, однако они обычно являли собой законченную композицию, зато стены церквей покрывались фресками, где библейские сюжеты развивались последовательно. К XI- XII векам в Европе сформировались школы фресковой живописи, которые создавались в расчете на «чтение», человек продвигаясь вдоль стен видел сюжет в развитии. По тем же принципам создан знаменитый ковер из Байо (XI век), узкое почти 70-метровое полотно вышито эпизодами завоевания Англии норманнами.
В начале XV века в Европе появилась бумага, а около 1440 года было изобретено книгопечатание, и вместе с ним - необходимость в графических иллюстрациях, пригодных для многократного воспроизведения, более всего для этих целей подходила ксилография (гравюра на дереве). Однако даже после изобретения книгопечатания рассказ в картинах не сразу вернулся на страницы книг. Проблема иллюстрирования стала особенно актуальна со второй половины XVIII века, когда широко распространились и пользовались небывалым спросом романы. Художник по возможности подробно изображал какой-либо отдельный эпизод сюжета, тщательно следуя описаниям автора, но главной задачей было не иллюстрирование книги, а ее украшение. Отдельные от книг серии гравюр с продолжающимся сюжетом создавались многими художниками в разных странах, можно вспомнить англичанина Уильяма Хогарта и его серию «Карьера мота», изданную в XVIII веке, на рубеже XIX века в Испании офортами серии «Капричиос» прославился Франциско Гойа.
Однако, лишь в XIX веке произошло изменение концепции книжного дизайна, это было связано с достижениями техники, появлением литографии, но еще больше – с необходимостью удовлетворить спрос нового потребителя. Издатель, заинтересованный в увеличении тиража все больше внимания уделяет изображению, иллюстрации, а в ряде случаев текст уступает первенство изображению, появляется сквозной герой, приключения которого не написаны, а лишь нарисованы. Подлинным отцом – основателем комикса в Европе можно считать Оноре Домье, который в журнале «Карикатюран» регулярно начиная с 1836 года печатает серию сатирических гравюр с приключениями героя - Робера Макэра.
Примечательно, что несколькими десятилетиями раньше- в 1814 году, на другом конце света – в Японии, известный художник Хокусай выпустил в свет первую книгу черно-белых эскизов тушью. Вскоре такие романы в рисунках получили название «манга» (manga). Сегодня манга издается в формате журналов, книг, отдельных сборников, ее отличает достаточно высокий уровень художественного исполнения. В Японии манга очень популярна, так по данным 1994 года было выпущено более двух миллиардов экземпляров, что составило 35 % всей печатной продукции мира. Манга ориентирована на разные слои населения, на взрослых и детей, мужчин и женщин, у каждого из видов манги - специальное название.
Франция также сохранила свой статус столицы европейского комикса, ежегодно издается около 5000 наименований, проводится престижный фестиваль в Ангулеме с присуждением ежегодной премии.
В США созданием комиксов занимаются как мелкие студии, так и гигантские компании, такие, как MARVEL, продукция которых пользуется большим спросом, не только в США, но и во всем мире. По мотивам комиксов создаются игровые и анимационные фильмы достаточно сказать, что такие персонажи как Человек-Паук, Люди – X, Супермен, Бетмен и другие первоначально были героями комиксов.
О том, что комикс завоевывает все новые позиции, повышает свой статус, говорит и факт открытия в Лувре первой выставки комикса 22 января этого 2009 года.
На территории бывшего СССР отношение к комиксу было негативным, на этот вид искусства был навешан ярлык «буржуазного», «капиталистического». Сейчас отношение постепенно меняется, в разных республиках с разным темпом. В России публикуются как иностранные комиксы, например - по контракту с компанией MARVEL, так и создаются собственные, авторские.
В 2009 году, незадолго до 24 апреля, состоялась презентация армянского комикса, рассказывающего о Геноциде 1915 года. Таким образом, армянский комикс уже есть, и я уверена, что этот вид искусства найдет у нас распространение, найдет своих читателей и любителей. В мае 2010 года в Ереване прошел 2 международный фестиваль Комикса, где Гран При получила Алиса Малоян - моя дочь.