Без заголовка
28-05-2012 12:12
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
1. Понятие социальной общности, её характерные черты.
Важнейшими элементами социальной структуры общества являются социальные общности и социальные группы. Выступая в качестве форм социального взаимодействия, они представляют собой такие объединения людей, которые направлены на удовлетворение их потребности в осуществлении совместных, солидарных, скоординированных действий. Сознавая пользу и преимущества таких объединенных действий, люди более или менее тесно соединяются в группы и общности, достигая обычно, существенно большего результата, нежели при действиях индивидуальных. Вполне естественно, что в социальные группы и общности чаще всего объединяются те, кто имеет общие черты, признаки; интересы, функции или цели, общее социальное положение и т.д. В каждом реальном обществе таких объединений, таких групп и общностей множество.
Социальная общность - целостное социальное образование, субъекты которого объединены общим интересом и находятся во взаимодействии друг с другом. Социальная общность — это предельно обобщённое определение социального образования, под которым мы можем понимать и компанию из трех человек и население какого-либо государства, и очередь в магазине и социальный класс.
С точки зрения характеристики социальной структуры общества, в которой отражается различие общественных групп по их социальному положению, выделяются социально-классовые общности (классы, социальные слои); социально-демографические общности (мужчины, женщины, дети, родители, семьи и др.); этносоциальные общности (нации, народности, племена, национальные и этнографические группы); социально-территориальные общности (город, деревня, регион); социально-профессиональные общности и другие. В определенных условиях немаловажное значение в обществе могут иметь религиозные, расовые и другие группы.
Социальные общности отличаются огромным разнообразием конкретно-исторических и ситуативно-обусловленных видов и форм. Так, по количественному составу они варьируются от взаимодействия трёх людей до многочисленных международных политических и экономических движений. По времени продолжительности существования — от длящихся минут и часов (аудитория конкретного зрелищного мероприятия) до живущих столетия и тысячелетия этносов, наций. По плотности связи между индивидами — от тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма расплывчатых, аморфных образований (например, болельщики какой-либо футбольной команды) и т. д.
2. Толпа как особый вид социальной общности
Как особое явление среди социальных общностей выделяют толпу.
Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.
Толпа - временное неорганизованное скопление людей, непосредственно контактирующих между собой на ситуативной основе и идентично реагирующих на определенные воздействия на основе психического заражения.
Различают четыре основных типа толпы:
случайную;
конвенциальную;
экспрессивную;
активную
Случайным называется такое скопление, где каждый преследует сиюминутные цели. Таковы очередь в магазине или на автобусной остановке, пассажиры в одном поезде, самолете, автобусе, прогуливающиеся по набережной, зеваки, наблюдающие транспортное происшествие.
Конвенциальная толпа состоит из людей, собравшихся в данном месте и в данное время не случайно, а с заранее поставленной целью. Участники религиозной службы, зрители театрального спектакля, слушатели симфонического концерта или научной лекции, болельщики футбола соблюдают определенные нормы и правила, которые регулируют их поведение, делают его упорядоченным и предсказуемым. Театральные зрители знают, что во время спектакля нельзя разговаривать и комментировать происходящее, вступать в полемику с актерами, распевать песни и т. п. Напротив, футбольным болельщикам разрешается громко кричать, разговаривать распевать песни, вставать с места, плясать, обниматься и т. п. Таково неформальное соглашение (конвенция) о приличествующем поведении в конкретных ситуациях, ставшее обычаем.
Активная толпа - любой из предшествующих типов толпы, которая проявляет себя в действии. Она собирается для того, чтобы принять участие в действии, а не для того только, чтобы наблюдать события или выражать свои чувства.
Экспрессивная толпа, в отличие от конвенциальной, собирается не для того, чтобы обогатиться новыми знаниями, впечатлениями, идеями, а для того, чтобы выразить свои чувства и интересы. Дискотеки, рок-фестивали, праздничные гуляния и народные фестивали (самые яркие проходят в латиноамериканских странах) — примеры экспрессивной толпы.
Поведение людей в условиях толпы отличается рядом психических особенностей: происходит некоторая деиндивидуализация личности, доминирует примитивная эмоционально-импульсивная реакция; резко активизируется подражательная деятельность людей, снижается предвидение возможных последствий их действий. В условиях толпы люди преувеличивают правомерность своих действий, снижается их критическая оценка, притупляется чувство ответственности, доминирует чувство анонимности. На фоне общего эмоционального напряжения, вызванного той или иной ситуацией, люди, входящие в толпу, быстро поддаются психическому заражению. Регулятивный механизм поведения толпы - коллективная бессознательность - особый класс психических явлений, в котором, по представлениям психоаналитика Карла Густава Юнга, заключен инстинктивный опыт человечества. Всеобщие априорные поведенческие схемы, надличностные схемы поведения подавляют индивидуальное сознание людей и вызывают генетически архаичные поведенческие реакции. Феномен толпы, импульсивные стереотипы поведения широко используются тоталитарно ориентированными политиками, экстремистами и религиозными фанатиками. Возобладание в социальной общности одностороннего интереса может вызвать толпообразные схемы поведения, резкое размежевание на "мы" и "они", примитивизацию социальных отношений. Любая толпа характеризуется общностью эмоционального состояния и спонтанно возникающей направленностью поведения. Ее поведение характеризуется нарастающим самоподкрепляющимся психическим заражением - распространением повышенного эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта. Отсутствие ясных целей и организационная разрозненность толпы превращают ее в объект манипуляций. Толпа всегда находится в крайне возбужденном предстартовом, установочном состоянии; и для приведения ее в действие необходим лишь соответствующий пусковой сигнал.
3. Национально-этнические общности.
Важное место в социальной структуре занимают этнические общности (этносы) – устойчивые группы людей, объединенных хозяйственными связями, территорией, обычаями, верованиями, языком, общей идентичностью и другими связывающими факторами (например, египтяне, персы, украинцы). В процессе исторического развития человечества последовательно выявились такие основные формы этнических общностей, как род, племя, народность и нации.
Родоплеменные формы характерны для первобытного общества: род – это группа кровных родственников, а племя – совокупность родов. Когда появились частнособственнические и товарные отношения, классы и государство, различные племена стали соединяться в народности. При этом на смену прежним кровнородственным связям пришли связи хозяйственные, языковые, культурные. наконец позднее, с ликвидацией феодальной раздробленности и развитием капиталистических отношений и единых национальных рынков возникла новая, наиболее развитая историческая форма общности людей – нация (от лат. Народ).
Под этносом (этнической общностью) принято понимать устойчивую совокупность людей, проживающих, как правило, на отдельной территории, имеющей свою самобытную культуру, язык, самосознание (идентичность).
Интегративным показателем сложившейся социально-этнической общностям выступает этническое самосознание – чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп. Важную роль в развитии этнического самосознания играют представления об общности происхождения, истории, традиции, обычаи, обряды и т.п., т.е. такие элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют специфическую этническую культуру.
Принято выделять три главных типа этносов – племя, народность и нацию, различающихся между собой по уровню развития культуры, экономики, знаний и т. п.
Племя - это тип этнической общности, присущий преимущественно первобытно-общинному строю и основанный на кровнородственном единстве.
Племя формируется на основе нескольких родов и кланов, ведущих общее происхождение от одного предка. Людей объединяет также в племена общие примитивные религиозные верования – фетишизм, тотемизм и др., наличие общего разговорного диалекта, зачатки политической власти (совет старейшин, вожди и др.), общая территория проживания. Ведущей формой хозяйственно-экономической деятельности на этой исторической ступени являлась охота и собирательство. Племена в ходе дальнейшего развития объединялись, создавали союзы, осуществляли совместные завоевания и переселения, что привело, в конечном счете, к образованию народности.
Народность – тип этнической общности, возникающей в период разложения родоплеменной организации и основанный уже не на кровном, а на территориальном единстве.
Народность отличается от племенной организации более высоким уровнем развития экономики, формированием определенного экономического уклада, наличием фольклорной, т.е. народной культуры в виде мифов, сказаний, обрядов и обычаев. Народность обладает уже сформировавшемся языком (письменным), особым образом жизни, религиозным сознанием, институтами власти, самосознанием. С развитием товарно-денежных отношений происходит превращение народностей в нацию, хотя некоторые из них в силу своей малочисленности и недостаточной развитости не смогли стать национальными образованиями.
Нация – исторически высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, экономической жизни, культуры и национального самосознания.
Процесс создания нации, как наиболее развитой формы этноса, происходит в период окончательного становления государственности, широкого развития экономических связей на территории, ранее занимаемой несколькими народностями, общей психологии (национального характера), особой культуры, языка и письменности, развитого этнического государства.
Большинство наций современного мира полиэтичны по своей внутренней структуре. Например, во Франции различные этнический общности до сих пор сохраняют свою самобытность, но это не мешает кельтам, корсиканцам, эльзас-лотарингцам и другим народностям входить в состав французской нации. В Швейцарии еще более неоднородный этнический состав: население говорит на немецком, французском, итальянском и романшском, - но все эти группы считают Швейцарию своим отечеством.
Бывает нелегко четко разграничить понятия нации и народности. недаром вокруг этого идут нескончаемые дискуссии, а некоторые ученые и вовсе отрицают различия между ними. Наиболее важным показателем нации служит этническое самосознание людей, т.е. их ясное понимание, ощущение своей принадлежности к данному этносу, своего духовного единства с ним.
К вопросу об этносах примыкают еще два понятия: национальность и народ. Национальность – это принадлежность человека к определенной этнической общности.
Выделяются следующие виды этнического взаимодействия:
Консолидация;
Ассимиляция;
Кооперация;
Этническое доминирование;
Этнодискриминация;
Этноприоритетный националим.
Трансформационные процессы этнического развития и взаимодействия с другими этносами можно дифференцировать на две группы: объединяющие и разделяющие. К объединяющим относят: консолидацию, ассимиляцию, кооперацию. К разделяющим относят: этническое доминирование, этнодискриминацию, этноприоритетный национализм. Не все вышеперечисленные формы этнического взаимодействия характерны для современного общества, некоторые их виды социологи выделяют анализируя историческое прошлое, такова например, этническая консолидация (сплочение нескольких самостоятельных родственных по языку, культуре, образу жизни этнических групп в единый, более крупный этнос).
3. Социальные группы.
Под социальной группой понимается устойчивая общность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями.
Социальная группа - это социальная общность, отличающаяся большей устойчивостью и стабильностью, сравнительно высокой степенью однородности и сплочённости.
Р. Мертон выделяет три отличительных признака социальной группы - взаимодействие, членство и идентичность, определяя ее как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. Давая аналогичное определение, Н. Смелзер тут же замечает, что мы часто объясняем поведение человека тем, что он является членом той или иной группы независимо от того, обоснованно ли это мнение.
Признаки социальной группы:
1. наличие внутренней организации;
2. общая (групповая) цель деятельности;
3. групповые формы социального контроля;
4. образцы (модели) групповой деятельности;
5. интенсивные групповые взаимодействия.
Минимально в группу должны входит три человека. Два человека не обладают свойствами группы, т.к. если один из них прекращает отношения союз распадается, тогда как триада надиндивидуальное образование: индивида, порвавшего с группой отношения можно заменить другим. Появление нового индивида не влечёт за собой изменение образца союза. Поэтому, триада – элементарное объединение людей, которое базируется на безличном отношении, независимом от отдельных лиц.
Существует множество разнообразных критериев для классификации социальных групп. Основным является деление на: малые, средние, большие.
Малая группа – это совокупность людей, объединённых реальными отношениями, которые осуществляются на основе непосредственного общения. Примеры малой группы: семья, компания друзей. Малые группы сочетают формальные и неформальные формы взаимоотношений.
Средняя социальная группа – это устойчивая общность людей, работающих на одном предприятии, являющихся членами одной организации, проживающих на одной территории (город, район).
Виды средних групп:
Производственно-организационные группы (коллектив предприятия); В таких группах чёткая структура управления, структура группы подчинена совместной деятельности.
Территориальные (жители города, района, области и т.д.).Это спонтанные групповые объединения только по признаку местожительства.
Большие социальные группы – устойчивые совокупности большого числа людей, действующих совместно в социально значимых ситуациях и функционирующие в масштабах страны. К ним относятся: классы, демографические общности и т.д.
По юридическому статусу можно выделить: формальные и неформальные группы. Состав и деятельность формальных групп регламентируется официальными документами (уставами, инструкциями). Неформальные группы возникают стихийно в силу потребности людей в общении. В целом, любая группа может быть рассмотрена в двух аспектах. Формальная структура группы отражает разделение ролей (функций), а неформальная – межличностные отношения в группе.
Под первичной группой принято подразумевать малую группу, интегрированную на основе таких исходных признаках, как родственно-семейная близость, симпатия, эмоциональная привязанность, доверительность. Отношения в первичных группах наиболее эмоционально окрашены и, как правило, не имеют для участников какой-либо утилитарной ценности. Вторичные группы возникают на основе вторичных социальных отношений. Они могут быть различными по размеру: большими, малыми, средними.
Референтная группа — это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций. Референтная группа — от англ. слова «reference» - ссылка, эталон, ориентир. Человек может относить себя, например, к определенной субкультуре и, таким образом, соотносить себя с определённой социальной группой; это и будет референтной группой — группой на которую «ссылаются» в выборе каких либо ориентиров, ценностей и норм.
По выполняемым функциям различают нормативные и сравнительные референтные группы, по факту членства в группе — группы присутствия и идеальные, в соответствии с согласием или отрицанием индивидом норм и ценностей группы — положительные и отрицательные референтные группы.
Нормативная референтная группа выступает источником норм, регулирующих поведение индивида, ориентиром по ряду значимых для него проблем. В свою очередь, сравнительная референтная группа является для индивида эталоном в оценках себя и окружающих. Одна и та же референтная группа может выступать и как нормативная, и как сравнительная.
Группа присутствия — это референтная группа, членом которой является индивид. Идеальная референтная группа — это группа, на мнение которой индивид ориентируется в своем поведении, в оценках важных для него событий, в субъективных отношениях к другим людям, но в состав которой он по каким-либо причинам не входит. Такая группа бывает для него особо притягательной. Идеальная референтная группа может быть как реально существующей в социальной среде, так и вымышленной (в этом случае эталоном субъективных оценок, жизненных идеалов индивида выступают литературные герои, исторические деятели далекого прошлого и др.).
Если социальные нормы и ценностные ориентации положительной референтной группы полностью соответствуют представлениям о нормах и ценностях индивида, то система ценностей отрицательной референтной группы при такой же степени значимости и важности оценок и мнения этой группы для индивида чужда и противоположна его ценностям. Поэтому в своем поведении он старается получить негативную оценку, «неодобрение» своих поступков и позиции со стороны этой группы.
Социальные институты и социальные организации.
1. Социальные институты: структура, типы.
2. Социальные организации.
1. Социальные институты: структура, типы.
Социальный институт — относительно устойчивая форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества.
Социальный институт следует отличать от конкретных организаций и социальных групп. Так, говоря об «институте семьи» мы подразумеваем не отдельную семью, а комплекс норм, реализующийся в бесчисленном множестве семей определённого вида.
Социальный институт выполняет в обществе следующие функции:
1. Создаёт возможность членам данного института удовлетворять свои свои потребности и интересы;
2. Регулирует действия членов общества в рамках социальных отношений (регулятивная);
3. Обеспечивает устойчивость общественной жизни (функция воспроизводства и социализации);
4. Обеспечивает интеграцию стремлений, действий и интересов индивидов (интегрирующая);
5. Осуществляет социальный контроль;
Социальные институты выполняют явные и латентные (скрытые) функции. Это деление функций социальных институтов предложил Р. Мертон. Явные функции социальных институтов относятся к тем объективным и преднамеренным последствиям социального действия, которые способствуют приспособлению и адаптации данной социальной системы к условиям её существования (внутренним и внешним), а латентные его функции относятся к непреднамеренным и неосознанным последствиям того же действия. Очень часто на практике некоторые институты продолжают существовать, хотя они не только не выполняют своих функций, но и порой даже препятствуют им. Это является доказательством того, что у данного института существуют скрытые функции, которые удовлетворяют потребности определенных социальных групп. Так, с одной стороны, одной из явных функций религии является интеграция людей одного вероисповедания на основе общих ценностей и норм, однако при этом часто проявляется и скрытая функция дезинтеграции представителей разных конфессий.
Деятельность социальных институтов определяется:
1. Набором специфических социальных норм, регулирующих соответствующие типы поведения;
2. Интеграцией его в социально-политическую, идеологическую, ценностную структуры общества, что позволяет узаконить формально-правовую основу деятельности;
3. Наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предложений и осуществление социального контроля.
Успешное функционирование социальных институтов связано с наличием в рамках социальных институтов целостной системы стандартов поведения (ролей) конкретных лиц в конкретных ситуациях. Так в институте среднего образования четко прописаны роли учителя и ученика.
Р.Мертон впервые ввел в социологию понятие дисфункции. Если социальная функция института — приносить обществу пользу, то случаи, когда институт помимо пользы происходит вред, социологи называют дисфункцией института. Возникновение дисфункции объективно, поскольку общественные потребности, которые должен удовлетворять институт, меняются быстрее, чем организационно-материальные и содержательные элементы деятельности соответствующего института. Например, функция (задача) института образования — готовить всесторонне развитых специалистов, но если институт не справляется со своей задачей, если образование поставлено плохо, не учитывает изменившиеся реалии, то хороших специалистов общество не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь дилетантов. Функция превратится в дисфункцию. Дисфункция может выражаться в неопределенности функций социального института, размытости целей, падении его общественного авторитета. Социальный институт начинает работать не ради той цели, для которой создан, а ради своих внутренних целей, для своего самосохранения.
Социальные институты делят на формальные (государство, церковь) и неформальные (дружа, любовь). Формальные социальные институты объединяются одним общим признаком: взаимодействие между субъектами в данном объединении осуществляется на основе формально оговоренных установлений, правил, норм, положений и т.п. Регулярность деятельности таких институтов обеспечивается строгой регламентацией социальных статусов, роле, функций, прав и обязанностей. Неформальные социальные институты хотя и регулируются в своей деятельности определёнными нормами и правилами, однако, не обладают жёсткой регламентацией, а нормативно-ценностные отношения в них не оформлены чётко в виде предписаний, установлений и т.д.
Институционализированная социальная роль – это наиболее постоянная в данном социальном институте совокупность поведенческих ожиданий, отступление от которой наиболее сурово наказывается.
Институциональная роль уравнивает индивидуальные качества людей, например, от начальника требуется строгость. Сама роль предусматривает отбор среди индивидов. Предполагается, что выполнения ролей требует от индивида определённых качеств (например, от начальника – умения организовать людей, от студента – умения самостоятельно добывать знания). Однако, в рамках роли возможны варианты индивидуального поведения (например, строгий и весёлый учитель). Индивидуальные черты в институциональных ролях могут быть различными. Устойчивость институциональных ролей обуславливается значительное выравнивание индивидуальных различий индивидов при их исполнении (например, один и тот же человек выступает в качестве строгого руководителя на работе и заботливого отца в семье).
Любой социальный институт возникает выполняет ту или иную потребность общества. Можно выделить следующие наиболее значимые социальные институты:
Институт религии
Институт семьи
Институт образования
Институт здравоохранения и социального обеспечения
Экономический институт
Политический институт и институт государства
Институт права
3. Социальные организации.
Социальная организация — искусственное объединение, учреждение, предназначенное для выполнения чётко очерченных функций. В отличие от социального института социальная организация локализована в пространстве и деятельность организации регламентирована во временном измерении. Так система высшего образования будет социальным институтом, Полоцкий государственный университет будет социальной организацией.
Социальная организация – это такая общность людей, которая складывается в определённую систему отношений, объединяющей некоторое множество индивидов для достижения определённых целей посредством распределения функциональных обязанностей, координации усилий и соблюдения определённых правил взаимодействия в процессе функционирования системы управления.
К существенным признакам социальных организаций относятся:
1. Наличие целей
2. Конкретное воплощение отношений общественной власти
3. Совокупность функциональных положений (статусов) и социальных ролей
4. Формальные правила, регулирующие отношения между ролями
5. Формализация значительной части целей и задач
Важнейшие признаки социальных организаций:
Интеграция и социализация индивидов в систему общественных отношений
Упорядочивание и социальный контроль действий её членов в жизненно важных для них сферах
Организации могут отличатся степенью бюрократизации отношений её членов и в соответствии с этим выделяются формальные и неформальные организации. Всякая формальная организация имеет специальный аппарат, основной функцией которого является координирование действий её членов в целях её сохранения. Члены такой организации рассматриваются функционально, т. е. не как личности, а как носители определённых ролей. При этом многие виды взаимодействий между сотрудниками не вписываются в схему формальной организации. Существует сеть неформальных организаций, в рамках которых взаимоотношения не носят заранее спроектированного и директивно установленного характера, а возникают под влиянием различных факторов, таких, как общий интерес группы работников, объективная необходимость сотрудничать, личная безопасность и др.
Подобно социальным институтам, в зависимости от содержания регулируемой деятельности, социальные организации можно разделить на политические (органы государственной власти, политические партии), экономические (коммерческие организации, банки), социально-культурные (театры, музеи), религиозные (церкви, мечети), образовательные (школы, университеты, академии) и др. Говоря об организации, всегда имеют ввиду некое объединение (группу) людей. Поэтому, организация – это крупная вторичная группа, сформированная для достижения определённых целей.
Одним из решающих условий успешного функционирования организации является достижение поставленной цели путём повышения упорядоченности и эффективности действий её членов в жизненно важных для индивидов, или общества в целом, сферах жизнедеятельности. Другим условием успешного функционирования организации является создание реальных условий для служебного продвижения её работников по иерархической лестнице должностей, так называемая «вертикальная мобильность» статусов и ролей в пределах данной организации. Третье условие – формирование и целенаправленное осуществление в ней системы социального контроля, представляющего собой совокупность вознаграждений, применяемых за добросовестное и эффективное выполнение должностных обязанностей, либо, наоборот, санкций за неточное, безответственное отношение к порученному делу.
Примерами социальных организаций могут служить различные добровольные ассоциации; производственно-хозяйственные объединения; кредитно-финансовые организации; научно-исследовательские и учебные заведения; учреждения здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта; учреждения культуры; учреждения правоохранительных органов; административно-управленческие организации.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote