• Авторизация


Без заголовка 28-05-2012 12:13


Специальные социологические теории

Специальные социологические теории — концепции, объясняющие функционирование и развитие частных социальных процессов в контексте конкретных социальных институтов и систем.
Каждая специальная социологическая теория рассматривает ту или иную сферу жизнедеятельности общества, социальную общность или социальный процесс как относительно самостоятельный системы с общими и специфическими связями, универсальными и частными характеристиками, общими и особенными условиями происхождения, функционирования и развития.
Каждая специальная социологическая теория имеет свой объект и предмет исследования, вырабатывает свой подход к изучению социальных процессов и специфических явлений общественной жизни. Специальные социологические теории вырабатывают общие и особенные методы, процедуры и техники исследования, особый категориальный аппарат, общие и специфические законы функционирования объекта.
Специальные социологические теории классифицируются по следующим группам исследований:
1. исследование основных условий и форм жизнедеятельности общества (социология быта, социология бедности, социология менеджмента, социология труда и экономическая социология, социология профессий и т. д.)
2. исследование социально-политической организации общества и социальных институтов (социология власти, социология выборов, социология массовых коммуникаций, социология науки, социология права, социология семьи, социология политики социология религии и т. д.)
3. исследование отношений личности и общества (социология возраста, социология воспитания, гендерная социология, социология девиантного поведения, социология морали, социология личности и т. д.)
4. исследование социально-территориальных общностей (социология города, социология села, социология народонаселения)
Специальные социологические теории, являясь теориями среднего уровня, осуществляют методологическую функцию по отношению к эмпирическим исследованиям и обобщают и интерпретируют результаты эмпирических исследований.


1. Социология миграции и интеграции
2. Социология религии
3. Социология экономики и трудовых отношений
4. Социология политики
5. Социология города

1. Социология миграционных процессов и интеграции

Согласно оценке Международной организации по миграции на 2005 год сто девяносто миллионов человек по всему миру являлись мигрантами, т.е. около 3% всего населения Земли. В странах Евросоюза иммигранты составляют 5,5% от общего числа жителей. Миграционные процессы, хотя и в значительно меньшей мере, затронули и Республику Беларусь. Здесь можно наблюдать устойчивую тенденцию к увеличению числа проживающих здесь иммигрантов из Китая, арабских стран и среднеазиатского региона. С увеличением миграционных потоков становится всё более актуальными исследования данного явления.

Миграция - смена места жительства, перемещение людей на иную территорию (регион, город, страна и т. д.).
В миграции обычно выделяют четыре вида: эпизодическую, маятниковую, сезонную и безвозвратную. Среди них важное значение для социального, экономического и демографического развития имеет безвозвратная миграция.
Следует различать иммиграцию и эмиграцию.
Иммиграция - въезд населения одной страны в другую на временное или постоянное проживание, рассматриваемый по отношению к стране, куда въезжают мигранты. Указывается по отношению к стране, в которую иммигрируют.
Эмиграция - переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам. Указывается по отношению к стране, из которой эмигрируют.
С миграционными процессами тесно связано понятие диаспоры.
Диаспора — часть народа (этноса), проживающая вне страны своего происхождения, образующая сплоченные и устойчивые этнические группы в стране проживания, и имеющая социальные институты для поддержания и развития своей идентичности и общности.
Миграционные процессы всё более увеличивают этническое и культурное разнообразие во многих обществах и способствуют формированию демографической, экономической и социальной внутренней динамики. Интенсификация глобальной миграции после второй мировой войны и особенно в последние два десятилетия сделала иммиграцию для многих стран серьезной политической проблемой. В связи многие развитые страны столкнулись с необходимостью выработки способов включения (интеграции) иммигрантов в принимающее общество.
Основными схемами интеграции иммигрантов являются мультикультурализм, ассимиляция, сегрегация, концепция «плавильного котла»
Мультикультурализм — политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология. Важной особенностью мультикультурализма является признание прав за коллективными субъектами: этническими и культурными группами. Такие права могут выражаться в предоставлении возможности этническим и культурным общинам управлять обучением своих членов, выражать политическую оценку и так далее. Мультикультуралистская модель интеграции
Читать далее...
комментарии: 2 понравилось! вверх^ к полной версии
Без заголовка 28-05-2012 12:12


1. Понятие социальной общности, её характерные черты.
Важнейшими элементами социальной структуры общества являются социальные общности и социальные группы. Выступая в качестве форм социального взаимодействия, они представляют собой такие объединения людей, которые направлены на удовлетворение их потребности в осуществлении совместных, солидарных, скоординированных действий. Сознавая пользу и преимущества таких объединенных действий, люди более или менее тесно соединяются в группы и общности, достигая обычно, существенно большего результата, нежели при действиях индивидуальных. Вполне естественно, что в социальные группы и общности чаще всего объединяются те, кто имеет общие черты, признаки; интересы, функции или цели, общее социальное положение и т.д. В каждом реальном обществе таких объединений, таких групп и общностей множество.
Социальная общность - целостное социальное образование, субъекты которого объединены общим интересом и находятся во взаимодействии друг с другом. Социальная общность — это предельно обобщённое определение социального образования, под которым мы можем понимать и компанию из трех человек и население какого-либо государства, и очередь в магазине и социальный класс.
С точки зрения характеристики социальной структуры общества, в которой отражается различие общественных групп по их социальному положению, выделяются социально-классовые общности (классы, социальные слои); социально-демографические общности (мужчины, женщины, дети, родители, семьи и др.); этносоциальные общности (нации, народности, племена, национальные и этнографические группы); социально-территориальные общности (город, деревня, регион); социально-профессиональные общности и другие. В определенных условиях немаловажное значение в обществе могут иметь религиозные, расовые и другие группы.
Социальные общности отличаются огромным разнообразием конкретно-исторических и ситуативно-обусловленных видов и форм. Так, по количественному составу они варьируются от взаимодействия трёх людей до многочисленных международных политических и экономических движений. По времени продолжительности существования — от длящихся минут и часов (аудитория конкретного зрелищного мероприятия) до живущих столетия и тысячелетия этносов, наций. По плотности связи между индивидами — от тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма расплывчатых, аморфных образований (например, болельщики какой-либо футбольной команды) и т. д.
2. Толпа как особый вид социальной общности
Как особое явление среди социальных общностей выделяют толпу.
Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.
Толпа - временное неорганизованное скопление людей, непосредственно контактирующих между собой на ситуативной основе и идентично реагирующих на определенные воздействия на основе психического заражения.
Различают четыре основных типа толпы:
 случайную;
 конвенциальную;
 экспрессивную;
 активную
Случайным называется такое скопление, где каждый преследует сиюминутные цели. Таковы очередь в магазине или на автобусной остановке, пассажиры в одном поезде, самолете, автобусе, прогуливающиеся по набережной, зеваки, наблюдающие транспортное происшествие.
Конвенциальная толпа состоит из людей, собравшихся в данном месте и в данное время не случайно, а с заранее поставленной целью. Участники религиозной службы, зрители театрального спектакля, слушатели симфонического концерта или научной лекции, болельщики футбола соблюдают определенные нормы и правила, которые регулируют их поведение, делают его упорядоченным и предсказуемым. Театральные зрители знают, что во время спектакля нельзя разговаривать и комментировать происходящее, вступать в полемику с актерами, распевать песни и т. п. Напротив, футбольным болельщикам разрешается громко кричать, разговаривать распевать песни, вставать с места, плясать, обниматься и т. п. Таково неформальное соглашение (конвенция) о приличествующем поведении в конкретных ситуациях, ставшее обычаем.
Активная толпа - любой из предшествующих типов толпы, которая проявляет себя в действии. Она собирается для того, чтобы принять участие в действии, а не для того только, чтобы наблюдать события или выражать свои чувства.
Экспрессивная толпа, в отличие от конвенциальной, собирается не для того, чтобы обогатиться новыми знаниями, впечатлениями, идеями, а для того, чтобы выразить свои чувства и интересы. Дискотеки, рок-фестивали, праздничные гуляния и народные фестивали (самые яркие проходят в латиноамериканских странах) — примеры экспрессивной толпы.
Поведение людей в условиях толпы отличается рядом психических особенностей: происходит некоторая деиндивидуализация личности, доминирует примитивная эмоционально-импульсивная реакция; резко активизируется подражательная деятельность людей, снижается предвидение возможных последствий их действий. В условиях толпы люди преувеличивают правомерность
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии

Без заголовка 28-05-2012 12:10


1. Понятие о личности.
В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: человек, индивид, индивидуальность, личность. Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить строго к определению данных понятий, то можно обнаружить существенные смысловые различия. Человек - понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода. Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях - биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной (надприродной, социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале.
В социологии личность определяется как:
1) системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;
2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Индивидом называется человек как представитель вида. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются:
1) биологические, генетические заданные предпосылки;
2) наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Ребенок, не взаимодействующий с социальной средой, еще не человек в собственном смысле слова. Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру.

2. Концепции личности в социологии

Теория личности З. Фрейда
Согласно теории австрийского психиатра З. Фрейда бессознательные стремления личности образуют её потенциал и основной источник активности, задают мотивацию её действия. В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации.
Модель личности, созданная Фрейдом, представляет собой трёхуровневое образование: низший слой (Оно или Ид), представленный бессознательными импульсами (инстинктами) и «родовыми воспоминаниями», средний слой (Я или Эго) — уровень нашего сознания и верхний слой (Сверх-Я или Супер-Эго) – нормы общества, воспринятые человеком. Наиболее жёсткие, агрессивные и воинственные слои – Оно и Сверх-Я. Они с обеих сторон «атакуют» психику человека, порождая невротический тип поведения. Эта модель личности, постоянно обороняющейся от общественного давления и находящейся в конфликте с социальным окружением. Поскольку по мере развития общества верхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, становится более массивным и тяжёлым, то и вся человеческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза.

Концепция личности Дж. Г. Мида
Особое место в концепции символического интеракционизма Дж. Г. Мида занимал вопрос о структуре личности, рассматривавшейся им как структура системы «Я».
Мид выделяет в системе «Я» две подсистемы: «I» и «Me». «Me» — это свойственная данному индивиду совокупность установок «других», ценностей и норм сообщества; это то, как индивиды видят себя глазами других индивидов и как они усваивают эти обобщенные представления о себе. «I», наоборот, имеет автономный, самоценный характер, означает представление индивидом самого себя, так сказать, «самопредставление» и выступает как его самость. Он является источником спонтанного, непредсказуемого поведения, отражает специфику реакции индивида па социальные стимулы. «I» тождествен социальному процессу, как бы «сливается» с ним. По сути дела, Мид стремился к отождествлению «I» не только с социальным процессом, по и с автономностью и свободой человека, его возможностями и перспективами выбирать и переструктурировать социальные роли. Реагируя отклоняющимся от ожиданий образом, «I» вносит в структуру взаимодействий изменения, которые, суммируясь, меняют содержание социального процесса, не давая ему превращаться в жесткий социальный порядок.

Концепция авторитарной личности

Авторитарная личность — понятие, предложенное Э. Фроммом для неофрейдистского истолкования “человека толпы”, представителя “массового общества”, которого отличают такие черты, как консерватизм, жажда власти, ненависть к представителям других этнических групп, конформизм, догматическо-примитивные стереотипы мышления. Согласно Фромму, человек авторитарного склада испытывает фрустрацию, беспокойство и разочарование от обременительной свободы и чувства одиночества, что обостряет в нем жажду власти, ведет к идентификации себя с авторитетом группы.
Учёные франфкуртской школы (М. Хоркхаймер, Г. Адорно и др.) в 30—40-е гг. провели исследования авторитета и семьи и также связали возникновение авторитарной личности с распадом семьи. В 1950 Адорно совместно с Э.
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Без заголовка 28-05-2012 12:07


1. Понятие культуры. Роль культуры в жизни общества.

Культура ― коллективная, усваиваемая, символическая система ценностей, норм, верований и отношений, которая формирует восприятие действительности и поведение и влияет на них.

Понятие "культура" концептуально отличается от понятия "общество", но между этими понятиями существует тесная связь. Под обществом понимается система взаимоотношений, которая соединяет воедино его представителей. В этом смысле обществом будет и Беларусь, в которой живут около 10 млн. человек, и сообщество охотиков и собирателей, которые могут насчитывать лишь 30-40 человек. Однако все общества объединяет то, что их члены подчиняются чёткой системе социальных отношений, построенных в согласии с конкретной культурой. Невозможно представить существование общества без культуры и культуры вне общества.
Культура, через язык, систему ценностей и норм, идеалов, значений и символов содаёт человеку определённый способ видения и узнавания мира и задаёт модели поведения в нём. Различия между странами, народами и социальными группами объясняются расхождением в системе культурных значений, присущих тому или иному народу или социальной группе в языке, обычаях, традициях, образе жизни.
Культура общества охватывает все аспекты, как нематериальные – верования, идеи и ценности, являющиеся содержанием культуры, так и материальные – объекты и технологии, которые воплощают это содержание.

2. Функции культуры

Культура выполняет следующие функции в обществе:
 Интегративная функция культуры (единые стандарты, нормы, ценности, традиции делают возможным объединение людей на огромных территориях);
 Регулятивная социальная функция культуры (культура – это нормативная система, это то, что считается разумным, ценным, обоснованным в данном обществе);
 Познавательная функция культуры (с помощью культуры индивид осуществляет самопознание и познание общества);
 Функция воспроизводства социальных норм и ценностей (нормативная система воспроизводится в обществе благодаря передаче социального опыта следующим поколениям в рамках культуры);
 Человекотворческая функция культуры (культура является средой обитания человека; индивид, выросший вне культуры утрачивает социальные черты).
 Семиотическая или знаковая (греч semenion - знак) функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.

3. Культура как сиволическая система.

Культура есть мир знаков (символов). Знак — это предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, хранения, переработки и передачи. Будучи носителями смысла, артефакты становятся знаками. В культуре исторически складываются разнообразные системы знаков (коды). Знаковыми системами являются как естественные (разговорные, вербальные) языки — русский, английский и др., так и различного рода искусственные языки — язык математики, химическая символика, «машинные» языки и т. д. К знаковым системам относятся также разнообразные системы сигнализации, языки изобразительных искусств, театра, кино, музыки, правила этикета, религиозные символы и ритуалы, геральдические знаки и вообще любые множества предметов, которые могут служить средствами для выражения какого-то содержания. Понимать какое-либо явление культуры — значит воспринимать его «невидимый» субъективный смысл. Именно постольку, поскольку явление выступает в качестве знака, символа, «текста», который нужно не только наблюдать, по и осмысливать, оно становится фактом культуры. Мы живем не только в мире вещей, но и в мире знаков. С информационно-семиотической точки зрения культура предстает в трех основных аспектах — как мир артефактов, смыслов и знаков. Знаки выступают своего рода «материальной оболочкой» человеческих мыслей, чувств, желаний. Чтобы продукты духовной деятельности человека сохранились в культуре, чтобы они передавались и воспринимались другими людьми, они должны быть выражены, закодированы в этой знаковой оболочке. Связь значения и знака определяет неразрывность духовного и материального аспектов культуры.

4. Элементы культуры. Язык. Ценности и нормы. Идентичность.

Язык является одной из большого множества разноообразных знаковых систем, которыми люди пользуются в целях коммуникации, передавая сообщения о каких-то ситуациях в мире, о своих мыслях, чувствах, переживаниях, оценках, планах, целях, намерениях, делясь со своими собеседниками информацией о результатах
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Без заголовка 28-05-2012 11:57


1. Понятие об обществе как системном образовании.

В современной социологии при анализе общества используется системный подход.
Система – это целое, состоящее из частей, соединённое; это множество элементов, находящихся в отношениях и связанных друг с другом, образующих определённую целостность, единство.
Общество – это система, состоящая из подсистем:
 Политической,
 Социальной,
 Экономической,
 Духовной.
Экономическая подсистема представляет собой сложное системное образование, включающее: производство, распределение, перемещение, обмен товаров и услуг, взаимодействие людей на рынке труда, экономическое стимулирование различных видов деятельности, финансовые, кредитные, банковские и иные, подобные им организации и учреждения. Политическая подсистема охватывает всю совокупность социально-политических взаимодействий между индивидами и их группами, политическое устройство общества, режим власти, органы государственной власти, деятельность политических партий, общественных организаций, которые формируются в процессе борьбы за политическую власть, структурную организацию власти, наличие политических прав и свод граждан, а также ценности, нормы и правила, регулирующие политическое поведение индивидов и социальных групп. Культурная подсистема включает в сея образование, искусство, религию, мораль, философию, науку и т.д.; организации и учреждения культуры: театры, концертные залы, филармонии, кинотеатры, средства массовой информации (газеты, журналы, телевидение, радио) и т.д.
Социальная подсистема – это исторически изменяющаяся, основанная на социальных взаимодействиях, трудовых актах, форма жизнедеятельности людей, реализующаяся в функционировании и развитии социальных институтов, организаций, групп и отдельных личностей, и интегрирующую собой все остальные структурные компоненты общества.
Социальная подсистема включает в себя:
1. Социальную и этносоциальную структуру общества;
2. Территориальную и профессиональную структуру;
3. Социально-демографические характеристики общества;
4. Социальные институты, организации, общности, группы, их соц. статусы и роли.
Т.о. социальная система – определённое целостное образование, основными элементами которого являются люди, их нормы и связи Свойства соц. системы не сводимы к сумме качеств её элементов.
Исходя из теории систем и социологических характеристик конкретных обществ, полученных в результате анализа их исторического развития, можно определить основные универсальные характеристики общества.
Общество – это целостная организация, в рамках которой осуществляется совместное проживание людей; это своеобразный организм или система, обладающая свойствами состоять из элементов, пространственными и временными границами своего существования. Таким образом, общество находится на конкретной территории и имеет конкретные временные рамки существования. Сравнивая понятия «общество» и понятие «страна», социологи заметили, что между ними существует сходство. Характеризуют общество как организацию людей: территория, на которой происходит консолидация социальных связей; универсальность, многообразие социальных связей, отношений, общностей, сложившиеся в рамках определённой территории; автономность (способность существовать самостоятельно); интегративность (включённость всех индивидов, социальный порядок).
Общество обладает такими механизмами саморегуляции, которые позволяют ему поддерживать отношения между институтами и общностями, интегрировать социальные новообразования и подчинять своей логике поведение основной массы населения, побуждая людей, живущих на данной территории, воспроизводить в своих действиях единую ткань многообразных социальных взаимодействий.
Общество – это исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми, их общностями и организациями, складывающаяся и изменяющаяся в процессе их совместной деятельности.
Отличительные признаки общества:
1. Социальность;
2. Взаимодействие между людьми;
3. Территория (социальное пространство);
4. Наличие социального времени;
5.Саморегуляция, самоутверждение, самопознание социальных процессов;
6. Наличие социальных институтов;
7. На все изменения оказывают влияние сознание, воля и деятельность людей;
8. Наличие социальной структуры.
Структурные компоненты общества это множество индивидов (личностей); социальные статусы, занимаемые людьми в обществе; социальные роли, выполняемые людьми; социальная структура включающая территориальные, этнические и иные общности; социальные взаимодействия людей.


2. Социальное пространство и социальная стратификация.

Социальное пространство – один из видов пространства (наравне с физическим, экономическим, политическим, образовательным, экологическим, символическим и иными); совокупность процессов, отношений и взаимозависимостей в социальной сфере, иерархически связанных между собой.
Социальный состав населения – совокупность больших социальных групп по возрасту, полу, профессии,
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Без заголовка 28-05-2012 11:55


3 Предпосылки возникновения социологии.

1. Изменения в экономической, политической и социальной сфере общества в XVIII – XIX веках.
• Смена феодального уклада капиталистическим.
• Появление новых социальных классов (пролетариат и буржуазия)
• Новые социальные явления, которые не могли быть объяснены с позиций существовавшей философии и требовали специального анализа, отдельной науки (усиление социального расслоения, классовая борьба, появление рабочего движения)
2. Изменение мировоззренческих установок в структуре философского знания. Появление позитивистских тенденций. Создание мировоззренческой и методологической основы для появления науки об обществе как целостной системе.
• Появление идеи о том, что общество – это система.
• Попытка распространения законов естественных наук на объяснение общественных наук.
• Первые попытки рассмотрения хозяйственно-экономической жизни независимо от политической.
• Выработка методов количественного исследования социальных закономерностей.

I. Огюст Конт – основатель социологии.

Огюст Конт (1798 - 1857) – основоположник социологии как самостоятельной науки.

О. Конт первым решил использовать научный метод для изучения общества. Он полагал, что с помощью науки можно познать скрытые законы, управляющие всеми обществами.
Конт стремился выработать рациональный подход к изучению общества, основу которого составили бы наблюдение и эксперимент. Он надеялся, что такой подход, часто называемый позитивизмом, обеспечит практическую основу для нового, более устойчивого общественного порядка.
Позитивистскую социологию Конта составляют две основные концепции: социальная статика и социальная динамика.
Социальная статика раскрывает взаимоотношения между социальными институтами. социальной динамике, к процессам социальных изменений.
Изучив весь ход развития человеческой мысли, Конт сделал вывод, что есть некий великий закон, согласно которому каждое из наших главных познаний проходит последовательно через 3 различных теоретических стадии:
• Теологическая
• Метафизическая
• Научная


5 Г. Спенсер и эволюционизм.
Спенсер представлял социальную эволюцию не как единый процесс, а как множество относительно автономных процессов.

Спенсер впервые дал систематическое изложение предмета, задач и проблематики социологии в работе "Основания социологии". Задача социологии, по Спенсеру, - изучение массовых типичных явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции, процессов, совершающихся независимо от воли отдельных личностей, их индивидуальных свойств и субъективных намерений.
Выделял два типа обществ: военные и промышленные.
Классическим примером военного общества считает Спарту.
Для военного общества характерно доминирование коллективных целей над индивидуальными, жёсткая система принуждения, высокий уровень сплочённости, наследование власти, религиозность сознания и т.д. Для промышленных обществ характерна самоорганизация и саморегулирование, охрана прав человека, плюрализм идеологий, восприимчивость к инновациям и т. д.

• 6 «Социологизм» Э. Дюркгейма.

Социология, по мнению Дюркгейма, должна изучать социальную реальность, имеющую особые, только ей присущие качества. Элементами социальной реальности являются социальные факты, совокупность которых и есть общество. Именно эти факты должны составлять предмет социологии.
Социальным фактом, по определению Дюркгейма, является всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление. При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык и денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно и объективно.
Следствием объективности социальных фактов является давление, оказываемое ими на индивидов, принуждающее их к определенным действиям. Поэтому каждый человек испытывает на себе социальное принуждение. Юридические и моральные правила не могут быть нарушены без того, чтобы индивид не почувствовал всей тяжести всеобщего неодобрения. Точно так же обстоит дело и с другими видами социальных фактов.
Важное место в учении Э. Дюркгейма занимает понятие «Солидарности» (социальной сплоченности) «Солидарность» рассматривается Дюркгеймом как высший принцип, высшая ценность, признаваемая всеми членами общества. В неразвитых архаических обществах существовала механическая солидарность, основанная на сходстве индивидов и выполняемых ими функций. Современное развитое общество напоминает организм с различными органами, поэтому Дюркгейм называет новый вид солидарности, возникающий в нем, органической солидарностью. Разделение труда обусловливает индивидуальные различия в соответствии с профессиональной ролью.

• 7 «Понимающая социология» М.Вебера.

Макс Вебер основоположник понимающей социологии.
Классификация типов социального действия, предложенная М. Вебером, основана на учёте меры и степени осознанной рациональности
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Социальные общности и группы 30-04-2012 01:47


1. Понятие социальной общности, её характерные черты.
Важнейшими элементами социальной структуры общества являются социальные общности и социальные группы. Выступая в качестве форм социального взаимодействия, они представляют собой такие объединения людей, которые направлены на удовлетворение их потребности в осуществлении совместных, солидарных, скоординированных действий. Сознавая пользу и преимущества таких объединенных действий, люди более или менее тесно соединяются в группы и общности, достигая обычно, существенно большего результата, нежели при действиях индивидуальных. Вполне естественно, что в социальные группы и общности чаще всего объединяются те, кто имеет общие черты, признаки; интересы, функции или цели, общее социальное положение и т.д. В каждом реальном обществе таких объединений, таких групп и общностей множество.
Социальная общность - целостное социальное образование, субъекты которого объединены общим интересом и находятся во взаимодействии друг с другом. Социальная общность — это предельно обобщённое определение социального образования, под которым мы можем понимать и компанию из трех человек и население какого-либо государства, и очередь в магазине и социальный класс.
С точки зрения характеристики социальной структуры общества, в которой отражается различие общественных групп по их социальному положению, выделяются социально-классовые общности (классы, социальные слои); социально-демографические общности (мужчины, женщины, дети, родители, семьи и др.); этносоциальные общности (нации, народности, племена, национальные и этнографические группы); социально-территориальные общности (город, деревня, регион); социально-профессиональные общности и другие. В определенных условиях немаловажное значение в обществе могут иметь религиозные, расовые и другие группы.
Социальные общности отличаются огромным разнообразием конкретно-исторических и ситуативно-обусловленных видов и форм. Так, по количественному составу они варьируются от взаимодействия трёх людей до многочисленных международных политических и экономических движений. По времени продолжительности существования — от длящихся минут и часов (аудитория конкретного зрелищного мероприятия) до живущих столетия и тысячелетия этносов, наций. По плотности связи между индивидами — от тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма расплывчатых, аморфных образований (например, болельщики какой-либо футбольной команды) и т. д.
2. Толпа как особый вид социальной общности
Как особое явление среди социальных общностей выделяют толпу.
Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.
Толпа - временное неорганизованное скопление людей, непосредственно контактирующих между собой на ситуативной основе и идентично реагирующих на определенные воздействия на основе психического заражения.
Различают четыре основных типа толпы:
 случайную;
 конвенциальную;
 экспрессивную;
 активную
Случайным называется такое скопление, где каждый преследует сиюминутные цели. Таковы очередь в магазине или на автобусной остановке, пассажиры в одном поезде, самолете, автобусе, прогуливающиеся по набережной, зеваки, наблюдающие транспортное происшествие.
Конвенциальная толпа состоит из людей, собравшихся в данном месте и в данное время не случайно, а с заранее поставленной целью. Участники религиозной службы, зрители театрального спектакля, слушатели симфонического концерта или научной лекции, болельщики футбола соблюдают определенные нормы и правила, которые регулируют их поведение, делают его упорядоченным и предсказуемым. Театральные зрители знают, что во время спектакля нельзя разговаривать и комментировать происходящее, вступать в полемику с актерами, распевать песни и т. п. Напротив, футбольным болельщикам разрешается громко кричать, разговаривать распевать песни, вставать с места, плясать, обниматься и т. п. Таково неформальное соглашение (конвенция) о приличествующем поведении в конкретных ситуациях, ставшее обычаем.
Активная толпа - любой из предшествующих типов толпы, которая проявляет себя в действии. Она собирается для того, чтобы принять участие в действии, а не для того только, чтобы наблюдать события или выражать свои чувства.
Экспрессивная толпа, в отличие от конвенциальной, собирается не для того, чтобы обогатиться новыми знаниями, впечатлениями, идеями, а для того, чтобы выразить свои чувства и интересы. Дискотеки, рок-фестивали, праздничные гуляния и народные фестивали (самые яркие проходят в латиноамериканских странах) — примеры экспрессивной толпы.
Поведение людей в условиях толпы отличается рядом психических особенностей: происходит некоторая деиндивидуализация личности, доминирует примитивная эмоционально-импульсивная реакция; резко активизируется подражательная деятельность людей, снижается предвидение возможных последствий их действий. В условиях толпы люди преувеличивают правомерность
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Без заголовка 12-04-2012 22:25


1. Понятие о личности.
В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: человек, индивид, индивидуальность, личность. Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить строго к определению данных понятий, то можно обнаружить существенные смысловые различия. Человек - понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода. Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях - биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной (надприродной, социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале.
В социологии личность определяется как:
1) системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;
2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Индивидом называется человек как представитель вида. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются:
1) биологические, генетические заданные предпосылки;
2) наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Ребенок, не взаимодействующий с социальной средой, еще не человек в собственном смысле слова. Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру.

2. Концепции личности в социологии

Теория личности З. Фрейда
Согласно теории австрийского психиатра З. Фрейда бессознательные стремления личности образуют её потенциал и основной источник активности, задают мотивацию её действия. В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации.
Модель личности, созданная Фрейдом, представляет собой трёхуровневое образование: низший слой (Оно или Ид), представленный бессознательными импульсами (инстинктами) и «родовыми воспоминаниями», средний слой (Я или Эго) — уровень нашего сознания и верхний слой (Сверх-Я или Супер-Эго) – нормы общества, воспринятые человеком. Наиболее жёсткие, агрессивные и воинственные слои – Оно и Сверх-Я. Они с обеих сторон «атакуют» психику человека, порождая невротический тип поведения. Эта модель личности, постоянно обороняющейся от общественного давления и находящейся в конфликте с социальным окружением. Поскольку по мере развития общества верхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, становится более массивным и тяжёлым, то и вся человеческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза.

Концепция личности Дж. Г. Мида
Особое место в концепции символического интеракционизма Дж. Г. Мида занимал вопрос о структуре личности, рассматривавшейся им как структура системы «Я».
Мид выделяет в системе «Я» две подсистемы: «I» и «Me». «Me» — это свойственная данному индивиду совокупность установок «других», ценностей и норм сообщества; это то, как индивиды видят себя глазами других индивидов и как они усваивают эти обобщенные представления о себе. «I», наоборот, имеет автономный, самоценный характер, означает представление индивидом самого себя, так сказать, «самопредставление» и выступает как его самость. Он является источником спонтанного, непредсказуемого поведения, отражает специфику реакции индивида па социальные стимулы. «I» тождествен социальному процессу, как бы «сливается» с ним. По сути дела, Мид стремился к отождествлению «I» не только с социальным процессом, по и с автономностью и свободой человека, его возможностями и перспективами выбирать и переструктурировать социальные роли. Реагируя отклоняющимся от ожиданий образом, «I» вносит в структуру взаимодействий изменения, которые, суммируясь, меняют содержание социального процесса, не давая ему превращаться в жесткий социальный порядок.

Концепция авторитарной личности

Авторитарная личность — понятие, предложенное Э. Фроммом для неофрейдистского истолкования “человека толпы”, представителя “массового общества”, которого отличают такие черты, как консерватизм, жажда власти, ненависть к представителям других этнических групп, конформизм, догматическо-примитивные стереотипы мышления. Согласно Фромму, человек авторитарного склада испытывает фрустрацию, беспокойство и разочарование от обременительной свободы и чувства одиночества, что обостряет в нем жажду власти, ведет к идентификации себя с авторитетом группы.
Учёные франфкуртской школы (М. Хоркхаймер, Г. Адорно и др.) в 30—40-е гг. провели исследования авторитета и семьи и также связали возникновение авторитарной личности с распадом семьи. В 1950 Адорно совместно с Э.
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
социология, ребят 02-04-2012 01:23



Культура ― коллективная, усваиваемая, символическая система ценностей, норм, верований и отношений, которая формирует восприятие действительности и поведение и влияет на них.

.Культура выполняет следующие функции в обществе:
 Интегративная функция культуры (единые стандарты, нормы, ценности, традиции делают возможным объединение людей на огромных территориях);
 Регулятивная социальная функция культуры (культура – это нормативная система, это то, что считается разумным, ценным, обоснованным в данном обществе);
 Познавательная функция культуры (с помощью культуры индивид осуществляет самопознание и познание общества);
 Функция воспроизводства социальных норм и ценностей (нормативная система воспроизводится в обществе благодаря передаче социального опыта следующим поколениям в рамках культуры);
 Человекотворческая функция культуры (культура является средой обитания человека; индивид, выросший вне культуры утрачивает социальные черты).
 Семиотическая или знаковая (греч semenion - знак) функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным.

3. Культура как сиволическая система.
Культура есть мир знаков (символов). Знак — это предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, хранения, переработки и передачи. В культуре исторически складываются разнообразные системы знаков (коды). Знаковыми системами являются как естественные (разговорные, вербальные) языки — русский, английский и др., так и различного рода искусственные языки — язык математики, химическая символика, «машинные» языки и т. д. К знаковым системам относятся также разнообразные системы сигнализации, языки изобразительных искусств, театра, кино, музыки, правила этикета, религиозные символы и ритуалы, геральдические знаки и вообще любые множества предметов, которые могут служить средствами для выражения какого-то содержания. Понимать какое-либо явление культуры — значит воспринимать его «невидимый» субъективный смысл. Именно постольку, поскольку явление выступает в качестве знака, символа, «текста», который нужно не только наблюдать, по и осмысливать, оно становится фактом культуры. Мы живем не только в мире вещей, но и в мире знаков. С информационно-семиотической точки зрения культура предстает в трех основных аспектах — как мир артефактов, смыслов и знаков. Знаки выступают своего рода «материальной оболочкой» человеческих мыслей, чувств, желаний. Чтобы продукты духовной деятельности человека сохранились в культуре, чтобы они передавались и воспринимались другими людьми, они должны быть выражены, закодированы в этой знаковой оболочке. Связь значения и знака определяет неразрывность духовного и материального аспектов культуры.

Функции языка
!Коммуникативная функция. Язык выступает орудием общения, осуществляя таким образом коммуникативную функцию.

!Интегрирующую функцию язык выполняет тогда, когда он используется как язык межнационального или мирового общения.

!Язык может также являтся средством символического деления окружающего мира на тех, кто говорит на одном языке и тех, кто говорит на другом, условно можно представить как условное деления человеческого общества на «мы» и «они». В этом случае язык выполняет дифференцирующую функцию

!Когнитивная функция — способность языка быть инструментом познания окружающей действительности.

!Перформативная функция — способность языка формировать и изменять представления об окружающем мире и оказывать влияние на деятельность человека (способность делать реальным то, о чём сообщается).

Идентичность — свойство личности человека, связанное с его ощущением собственной принадлежности к определенной группе — политической партии, народу, религиозной конфессии, расе и пр.
Идентичность может рассматриваться в различных аспектах, таких как этническая идентичность (соотнесение себя с определенным народом), гендерная идентичность (самоидентификация себя как мужчины либо женщнины), социальная идентичность (отнесение себя к какой-либо социальной группе, классу, страте), религиозная идентичность (восприятие себя как представителя той или иной конфессии.)

Массовая культура — специфическая разновидность духовного производства, ориентированного на «среднего» потребителя и предполагающая возможность широкого тиражирования оригинального продукта.

Элитарная культурная продукция рассчитана на неоднократное потребление и обладает принципиальной многозначностью содержания. Примерами элитарной культуры могут служить независимый (авторский) кинематограф (Ларс фон Триер, Джим Джармуш, А. Тарковский), интеллектуальная литература (Г. Гарсиа Маркес, М. Уэльбек), философия и т. д.
В зависимости от степени и характера распространения в обществе той или иной культуры и основанных на ней моделей
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Ты навсегда... 14-11-2011 02:24


Уснуть в твоих руках, чтобы проснуться от твоего теплогодыхания. Сидеть, поджав под себя ноги, и смотреть, как ты готовишь. Смотретьфильм, положив подбородок тебе на грудь. Вдыхать твой запах, такой свежий итеплый, уткнувшись носом в твою шею. Брать тебя под руку, выходя на улицу.Засыпать, положив голову тебе на колени и ощущая, как ты кончиками пальцевводишь мне по спине. Идти с тобой по улице, рука в руке, иногда сжимаяпальчики, чтобы ты мне их погрел. Как кошка, сжимать кулачки, впиваясь ногтямив ладошки, чтобы не поцарапать тебя. Разглядывать твою улыбку во сне, закрытыеглаза с длинными ресничками, твои губы.... Подойти и обнять тебя, почувствовав,как ты целуешь мои волосы. Прижаться щекой к твоей щеке. Слушать, как тысдавленно дышишь мне в ухо. Дунуть на тебя, чтобы ты повернулся и поцеловал меня.Лежать под твоей рукой, задыхаясь, но не смея шевельнуться, чтобы не разбудитьтебя. Проснуться от твоего поцелуя, такого нежного, теплого и утреннего.Вспоминая тебя, ощущать, как холодеют кончики пальцев. Сидеть, положив телефонрядом с собой и ждать, когда же он завибрирует от твоей смски. Знать, что втвоем телефоне я написана как "Cладенькая". Быть уверенной в том, что между нами никогда невстанет другая. Этого просто не может быть. Я знаю. Засыпать в твоей футболке,ощущая твой запах. Умирать от нежности, падая в твои объятия. Хочу. Чтобы. Так.Было. Всегда.
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Реалистка и Розовая дурочка 08-12-2010 21:42


[700x649]
Последние дни переполнены безразличием. Оно повсюду: в окружающих, во мне,в воздухе. Я живу в безразличии, я дышу им, я растворяюсь в нем без остатка.Это осенняя депрессия. Нет, скорее, это апатия, которая появляется в период реабилитации после невыносимых ломок, боли и страдания. Боль никуда не делась,просто я привыкла к ней, она уже не так остро ощутима. Я даже могу сказать, что эта боль мне уже безразлична.Честно говоря, я не ожидала, что будет так трудно. Если бы мне сказали, что это неизбежно произойдет, потому что я не заслуживаю того, чтобы ради меня окружающие меняли свои планы и отказывались от того, что, наконец, получили, -я бы рассмеялась и подумала, что этот человек, по меньшей мере, идиот.Хотя я на подсознательном уровне знала, что это все-таки произойдет. Уверенность реалистки во мне была непоколебима, а вот розовая дурочка была уверена в обратном. Розовая дурочка жила всегда одним днем, в котором этого еще не произошло, а реалистка смотрела в будущее, в котором это уже случилось.Теперь реалистка по утрам одевает линзы, чтобы все видеть, а розовая дурочка, по прежнему, верит, что сможет увидеть ШБ на таблице и без очков. Но когда вместо ШБ розовая дурочка видит размазанное пятно, будто в фотоаппарате не настроена резкость, она очень сильно расстраивается, но ничего сделать не может.Реалистка же просто подойдет ближе, настолько, чтобы увидеть все четко. Потому что реалистка знает: чтобы увидеть четко нужно просто подойти ближе. Еще реалистка знает, что даже люди с безупречным зрением могут смотреть, но не видеть.Наверное, потому что им тоже нужно просто подойти ближе. Нам всем просто нужно быть ближе, чтобы не быть слепыми.Во мне две личности: Реалистка и Розовая дурочка. Я не страдаю раздвоением личности или шизофренией. Просто во мне две разных натуры. Только они вдвоем это Я, а Я это они вдвоем. Иначе это была бы уже не я, или мое Я было бы неполным.В школе всегда сидит только реалистка, потому что там и так хватает розовых дурочек. А моя розовая дурочка смотрит мультики на ночь, пишет дневники, в которых предыдущий абзац противоречит последующему, ест после шести, переживает по пустякам и верит в свою королевскую уникальность. Она совершенна, потому что она в этом не сомневается. Она знает,что именно сомнения все портят. Реалистка же постоянно сомневается, она не совершенна, но только она может заткнуть розовую дурочку, когда та начинает буянить и ставить под угрозу репутацию моего Я.Но сейчас мое Я мне также безразлично, как и воздух, которым я дышу. Постоянно себя контролировать невозможно, так же как невозможно сделать процесс дыхания осмысленным. Мы просто дышим, не задумываясь о следующем вдохе. Мы просто живем не задумываясь, о том, что смертны ежесекундно. Мы покупаем крема против старения только после тридцати, хотя сам процесс старения начинается сразу после нашего рождения. Мы принимаем противозачаточное средство даже если прошло 72 часа. Мы наивно полагаем, что оно поможет что-то изменить. Хотя через 72 часа остается полагаться только наудачу.Хотя реалистка бы купила презерватив 72 часа тому назад, потому что она не полагается наудачу и не тратит зря денег, потому что знает, что через 72 часа таблетки уже бесполезны. Она расчетлива и думает наперед. Она отличается от всех тем, что руководствуется только логикой, а не помесью чувств и разума. Ею движет холодный расчет и поэтому она ошибается крайне редко. И только по той причине,что окружающий мир подбрасывает в условия жизненных задач неправильные данные,которые влияют на решения и результат в конечном итоге.Но теперь реалистка изучает теорию вероятности. Теперь не полное условие не имеет значения. Теперь вероятность любой ошибки будет просчитана до тысячных. Скоро реалистка сможет играть в двадцать одно, полагаясь не на удачу, а на теорию вероятности. Скоро вероятность обыграть реалистку в жизни будет бесконечно стремиться к нулю. Скоро она будет непобедима. Но этого не произойдет, потому что розовая дурочка опять все испортит, а реалистка с горем пополам сдаст теорию вероятности и забудет о ней,как розовая дурочка уже забыла о чем писала в начале...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Когда разбивается сердце... 13-11-2010 15:25


[404x549]
Когда роняешь на пол стакан или тарелку, раздается громкий стук. Когда разбивается стекло, ломается ножка стола или со стены падает картина, это производит шум. Но когда разбивается сердце, оно разбивается бесшумно. Казалось бы, должен раздаться невероятный грохот или какой-нибудь торжественный звук, например, удар гонга или колокольный звон. Но нет, это происходит в тишине, и хочется, чтоб грянул гром, который отвлек бы вас от боли.
Если звуки и есть, то они внутри. Крик, который никто, кроме вас, не слышит. Он такой громкий, что у вас звенит в ушах и раскалывается голова. Он бьется в груди, как огромная белая акула, пойманная в море, и напоминает рев медведицы, у которой отняли медвежонка. Вот на что это похоже - на огромное обезумевшее пойманное животное, ревущее и бьющееся в плену собственных чувств. Но таково свойство любви - для нее нет неуязвимых. Это дикая, жгучая боль, открытая рана, которую разъедает соленая морская вода, но когда сердце разбивается, это происходит беззвучно. Внутри у вас все надрывается от крика, и этого никто не слышит...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
на сон грядущий 13-11-2010 00:10


Кристаллы мертвой красоты мне демон подарил.
Рассыпал розы лепестки. По ними – вязкий ил.
В болотной тине захлебнусь, увязшая в грехах.
Тебя я, демон, не боюсь. Ты слаб в моих глазах.
Как я глупа… Ты подлый раб – придаток Сатаны.
Пуская тебя сожрет чума! Я буду ждать зимы!
Меня укроет первый снег – а дальше прямо в ад.
Хоть я и просто человек, такие не горят!
Дитя порока и любви, я верю в чудеса.
И сонный мир моей души убить никак нельзя!
Один неловкий поцелуй – и ты немножко пьян.
Ах, демон! Ты мне наколдуй чуть-чуть душевных ран…
От боли я сойду с ума и поднимусь с колен.
И станет ласковой зима. И нож коснется вен.
Ведь твой Хозяин будет рад, не так ли? Согласись…
«Ты создала себе свой ад… Прошу тебя, очнись…»
[699x467]
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Без заголовка 11-11-2010 15:13


[604x427]
Замерзший кофе, слезы хватали глотку,
Как - будто целый день на паленой водке.
Не чувствую разума, держали сердечные спазмы,
Память мешала вспомнить, все будто в маразме.
Мерила маски двуличия - пыталась стать отличной,
Смотрела в глаза всем улыбаясь тактично.
Все безразлично, не замечая боли,
Ждала, когда хирурги удалят левую голень.
Руки изрезаны - пропала без вести,
Как люди терялись в ее неизвестности.
Смотрела в окна, ходила по карнизам,
Давно потеряла всех, кто был так близок.
Ждала солнца. Ждала лето.
Мечтала падать на асфальт легко одетая.
Ломала пальцы, руки. Задыхаясь от скуки.
Вся ее жизнь забавно выбивала звуки.
Писала людям, которых и не знала вовсе.
Ловила листья в голове и вспоминала осень.
Ходила на учебу такая послушная,
Но не могла рассказать, что никого не слушала.
Не верила бывшим ей, близким ей.
Не любила их за скупость простых речей.
Хотела умереть и не ждать операций.
Наблюдала за жизнью чуждых ей наций.
И где все те, что назывались друзьями?
Она их бросила или ее разобрали?
Все чаще безобразная пряталась в шарф,
Монотонно держала пепел в руках.
Старалась быть тонкой, прямой линией,
Ей все не верили, даже кого любила она.
Слегла с температурой- это казалось мило.
Многим нравилась за свою непосредственность.
Но эта ложь была,хотя казалось естественной.
Не узнавала их после капельниц,
И закрывая глаза -падала вниз.
Хранила строки свои, как достояние,
Все чаще удалялась в тупое молчание.
Не знала, сколько ей отведено, но все равно
Не верила людям в старых пальто.
Болело в области ребер, она покорно терпела,
Вещества в порошках,она на все так смотрела.
Глотала таблетки и стала зависимой,
Смотрела в ящике, но нет писем ей.
И с каждым днем все опять врачи, угрозы, тетрадь,
Слова отца, пустота.Как будто все не она.
Скандалы дома, крики,осколки посуды.
Хваталась за углы кровати и казалась очень грубой.
Потом не спала ночью,курила до боли в легких,
И принимала за шутку то, что вполне серьезно.
Пенала камни вниз, на поезда смотрела,
Цеплялась за ступеньки, но все еще горела.
Красные щеки, руки -мороз забрался внутрь.
И со страхом она ожидала свое новое утро.
комментарии: 1 понравилось! вверх^ к полной версии
сошедние с ума мысли перемешались.. 04-11-2010 15:22


[600x400]
Как-то пару месяцев назад, даже каких пару, месяцев 8-10 назад.. да и впрочем не суть, случайно наткнулась в интернете на пост одной девушки, до воли таки старый пост) он начинался с цитаты Ромен Роллан :"Каждый человек носит в глубине своего "я" маленькое кладбище, где погребены те, кого он любил"..
Она меня зацепила, причём неплохо зацепила.. в то время во мне происходило что-то непонятное. Всё что я пыталась строить в своей жизни стало рушиться.. дорогие мне люди стали предавать меня, врать мне.. Боже, как я ненавижу ложь.. предательство..
Я стала искать в интернете статейки на похожие темы.. я узнала не много нового для себя, зато прочла много постов девушек, которые смогли изложить мои мысли и чувства на тот момент.. и мне даже показалось, что я немного разобралась в себе..
Одна из девушек просто выложила в дневнике одну из страниц книги Евгении Шацкой:
У меня есть маленькое кладбище людей, которые были мне дороги. Они
умерли «понарошку», но для меня – навсегда. На нем похоронены школьная
подруга, предавшая меня, моя первая любовь,и многие другие люди. Иногда
я хожу по аллейкам, останавливаюсь около могилок, кладу цветы или
просто прохожу мимо. Кладбище внутри меня. О нем никто не знает. На нем
не растут сорняки и не гадят бомжи, здесь всегда чисто и красиво. Здесь
лежат люди, которые были мне дороги. Иногда я встречаю их на улице,
разговариваю и иду дальше. Мне не больно. Они мертвые. Они об этом не
знают, но я-то знаю. Я похоронила их, чтобы не было больно и обидно,
чтобы не отворачиваться на улице и не говорить гадостей. О мертвых
плохо не говорят. Чем ближе человек, тем тяжелее хоронить. Он не хочет
ложиться в могилу, выходить из моей головы и тела, он цепляется за
жизнь, поэтому приходится каждый день укладывать его в гроб заново. Я
любила тебя. У тебя будут самые лучшие цветы и красивый гроб, но тебе
все равно придется в него лечь, извини. Так мне будет спокойно, так не
будет больно. Я поплачу, я приду на могилку, я никогда тебя не забуду,
но, извини, ТЫ умер....
Я уверена, что я не единственная девушка, которой это пришлось по душе.. но ведь это истинно.. так и происходит.. пусть мы и не осознаём этого..
Я решила найти книгу Шацкой, называется она "Большая книга стервы". название меня не смутило... Прочитав её у меня не возникло какких либо особых чувств.. меня впечатляла лишь эта страница..
Внутри каждого есть такое кладбище... его можно назвать как угодно.. но суть одна.. там люди, люди, которых мы спрятали от нашей же памяти, что бы как можно реже вспоминать... как частички старых, уже прожитых, возможно и не очень приятных, но наших моментов жизни....
комментарии: 1 понравилось! вверх^ к полной версии
Без заголовка 04-11-2010 01:57


Молчание бывает громче слов, И, словно слёзы, смех терзает душу, Похожая на ненависть любовь, И самый страшный день есть самый лучший…
[500x363]
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Дневник Averdin 03-11-2010 21:04


даже и не знаю, что бы тут написать) не думаю, что это станет кто-то читать.. создала для себя... как мой диалог с самой собой... буду писать сюда всё то, что меня тревожит.. зацепит... что бы потом перечитать и заново осмыслить)
[700x411]
комментарии: 4 понравилось! вверх^ к полной версии