• Авторизация


Без заголовка 28-05-2012 11:55 к комментариям - к полной версии - понравилось!


3 Предпосылки возникновения социологии.

1. Изменения в экономической, политической и социальной сфере общества в XVIII – XIX веках.
• Смена феодального уклада капиталистическим.
• Появление новых социальных классов (пролетариат и буржуазия)
• Новые социальные явления, которые не могли быть объяснены с позиций существовавшей философии и требовали специального анализа, отдельной науки (усиление социального расслоения, классовая борьба, появление рабочего движения)
2. Изменение мировоззренческих установок в структуре философского знания. Появление позитивистских тенденций. Создание мировоззренческой и методологической основы для появления науки об обществе как целостной системе.
• Появление идеи о том, что общество – это система.
• Попытка распространения законов естественных наук на объяснение общественных наук.
• Первые попытки рассмотрения хозяйственно-экономической жизни независимо от политической.
• Выработка методов количественного исследования социальных закономерностей.

I. Огюст Конт – основатель социологии.

Огюст Конт (1798 - 1857) – основоположник социологии как самостоятельной науки.

О. Конт первым решил использовать научный метод для изучения общества. Он полагал, что с помощью науки можно познать скрытые законы, управляющие всеми обществами.
Конт стремился выработать рациональный подход к изучению общества, основу которого составили бы наблюдение и эксперимент. Он надеялся, что такой подход, часто называемый позитивизмом, обеспечит практическую основу для нового, более устойчивого общественного порядка.
Позитивистскую социологию Конта составляют две основные концепции: социальная статика и социальная динамика.
Социальная статика раскрывает взаимоотношения между социальными институтами. социальной динамике, к процессам социальных изменений.
Изучив весь ход развития человеческой мысли, Конт сделал вывод, что есть некий великий закон, согласно которому каждое из наших главных познаний проходит последовательно через 3 различных теоретических стадии:
• Теологическая
• Метафизическая
• Научная


5 Г. Спенсер и эволюционизм.
Спенсер представлял социальную эволюцию не как единый процесс, а как множество относительно автономных процессов.

Спенсер впервые дал систематическое изложение предмета, задач и проблематики социологии в работе "Основания социологии". Задача социологии, по Спенсеру, - изучение массовых типичных явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции, процессов, совершающихся независимо от воли отдельных личностей, их индивидуальных свойств и субъективных намерений.
Выделял два типа обществ: военные и промышленные.
Классическим примером военного общества считает Спарту.
Для военного общества характерно доминирование коллективных целей над индивидуальными, жёсткая система принуждения, высокий уровень сплочённости, наследование власти, религиозность сознания и т.д. Для промышленных обществ характерна самоорганизация и саморегулирование, охрана прав человека, плюрализм идеологий, восприимчивость к инновациям и т. д.

• 6 «Социологизм» Э. Дюркгейма.

Социология, по мнению Дюркгейма, должна изучать социальную реальность, имеющую особые, только ей присущие качества. Элементами социальной реальности являются социальные факты, совокупность которых и есть общество. Именно эти факты должны составлять предмет социологии.
Социальным фактом, по определению Дюркгейма, является всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление. При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык и денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно и объективно.
Следствием объективности социальных фактов является давление, оказываемое ими на индивидов, принуждающее их к определенным действиям. Поэтому каждый человек испытывает на себе социальное принуждение. Юридические и моральные правила не могут быть нарушены без того, чтобы индивид не почувствовал всей тяжести всеобщего неодобрения. Точно так же обстоит дело и с другими видами социальных фактов.
Важное место в учении Э. Дюркгейма занимает понятие «Солидарности» (социальной сплоченности) «Солидарность» рассматривается Дюркгеймом как высший принцип, высшая ценность, признаваемая всеми членами общества. В неразвитых архаических обществах существовала механическая солидарность, основанная на сходстве индивидов и выполняемых ими функций. Современное развитое общество напоминает организм с различными органами, поэтому Дюркгейм называет новый вид солидарности, возникающий в нем, органической солидарностью. Разделение труда обусловливает индивидуальные различия в соответствии с профессиональной ролью.

• 7 «Понимающая социология» М.Вебера.

Макс Вебер основоположник понимающей социологии.
Классификация типов социального действия, предложенная М. Вебером, основана на учёте меры и степени осознанной рациональности в том или ином типе действия. Вебер выделил четыре типа социального действия и классифицировал их так:
1. Целерациональное действие —.
2. Ценностно-рациональное действие
3. Традиционное действие
4. Аффективное действие
• Исторический материализм К. Маркса.
Единство производительных сил и производственных отношений образуют способ производства материальных благ, который не остаётся раз и навсегда данным, неизменным, а, напротив, постоянно изменяется, развивается. Движущей силой его развития, а вместе с тем и развития всего общества выступает проявляющееся на определённых этапах исторического развития противоречие между производительными силами и производственными отношениями.
Все общественные явления определяются не знанием, идеями или духом, а материальным производством, т.е. бытие определяет сознание.

1. Эмпирическое направление. Чикагская школа в социологии.

Эмпирическое направление возникло в 20 – 40 г. ХХ ст. Эмпирическое направление характеризуется установкой на поиск общих для природы и общества законов развития, использованием точных эмпирических методов и стремлением к ценностной нейтральности выводов.
В рамках эмпирической социологии сложились следующие школы: Чикагская школа (Р. Парк, Э. Берджес, У. Томас, Ф. Знанецкий); Колумбийская школа (Р. Мертон, П. Лазарсфельд); Гарвардская школа (Э. Мэйо, П. Сорокин); Немецкая школа (Х. Шельский, А. Адлер).
Наиболее влиятельной была Чикагская школа. в перечне ее исследований значительное место занимали такие проблемы, как девиантное и маргинальное поведение, изучаемое на примере работы тюрем, суда для несовершеннолетних, бедности. Объектом исследования являлись пенитенциарная система, жизнь в отелях, бродяги, городские районы порока, банды, самоубийства, психические заболевания, «сухой закон», религиозные секты. Еще один значительный пласт исследовательской работы чикагских социологов — формирование общественного мнения и эффективность социальных процессов в условиях интенсивной урбанизации. Поэтому ими активно изучались средства массовой информации; коллективное самовыражение и культурные изменения как результат деятельности газет, религиозных организаций, кино, радио; экономические факторы и институты, такие, например, как сеть крупных универмагов, валютный рынок, забастовки, динамика цен на землю. Много внимания уделялось этническим группам.

2. Структурный функционализм. Т. Парсонс. Р. Мертон


Т. Парсонс .Значительным вкладом ученого в социологическую науку является разработка им теории социального действия. Основным объектом анализа в социологической теории систем действия является единичный акт, который состоит из: актёра; целей деятельности; социальной ситуации (средства и условия, нормы и ценности, посредством которых выбираются цели и средства). Простыми словами, индивид в своей деятельности стремится к максимальному удовлетворению тех или иных своих потребностей и добивается этого выбирая из возможных в существующих условиях средств те, которые бы соотносились с существующими в обществе нормами и ценностями. Система действия является структурированным набором единичных актов.
Социальная система, согласно Т. Парсонсу, состоит из трёх подсистем: личностная система (единичные актёры), система культуры и физическое окружение. Для того, чтобы выжить, система должна отвечать четырём функциональным требованиям: адаптация (к физическому окружению; экономика); достижение целей (способ организации ресурсов для достижения целей; политика); интеграция (солидарность системы, её существование как согласованного целого; этой функции служит социетальное сообщество - совокупность коллективов, организованных и упорядоченных на основе единых нормативных образцов, включает нормы, ценности и нормативные образцы); поддержание образца, латентность (средства достижения относительной стабильности, социализация). Данная концепция известна под названием AGIL (адаптация — цель — интеграция — латентность). Все подсистемы связаны между собой средствами обмена, которые представляют собой деньги (A), власть (G), влияние (I), и обязательства (L).
Р. Мертон он обратил главное внимание на изучение функциональных и дисфункциональных явлений, возникающих вследствие напряжений и противоречий в обществе и его социальной структуре. Под функциями американский социолог понимает те наблюдаемые последствия, которые способствуют адаптации или приспособлению данной системы. Дисфункции — это те наблюдаемые последствия, которые уменьшают приспособление или адаптацию системы.
Те или иные социальные явлени имеют как явные так и латентные (скрытые) функции. Первые (явные функции) означают объективные и преднамеренные последствия социального действия, вторые (латентные функции) — непреднамеренные и неосознанные последствия.

3. Символический интеракционизм.
Центральное понятие социологической теории Мида — межиндивидуальное взаимодействие
Рассматривая социальный акт как взаимодействие, американский исследователь выделяет два его типа — несимволическое и символическое взаимодействие. Первый тип означает непосредственную реакцию людей на действия друг друга. Что касается второго, основного типа взаимодействия — символического, то в ходе его происходит обмен «установками, смыслами и значениями» в различных формах, в первую очередь языковой. Последняя может выступать как жестовая, письменная, вербальная форма коммуникации. Рассматривая различные виды жестов, особое внимание Мид уделяет анализу голосового жеста и превращению его в значимый символ взаимодействия. Совокупность и взаимосвязь
Согласно Миду, общение между людьми осуществляется при помощи особых средств — символов, к которым он относит жест и язык.
Характер восприятия индивидом окружающей социальной действительности определяется опытом его общения с другими людьми и собственной способностью воспринимать мир и себя так, как этот мир видят другие и как это выражено символами (жестами и языком).
Мид выделяет в системе «Я» две подсистемы: «I» и «Me». «Me» — ло свойственная данному индивиду совокупность установок «других», ценностей и норм сообщества; это то, как индивиды видят себя глазами других индивидов и как они усваивают эти обобщенные представления о себе. «I», наоборот, имеет автономный, самоценный характер, означает представление индивидом самого себя, так сказать, «самопредставление» и выступает как его самость.

4. «Критическая социология» Франкфуртской школы.
Выход одномерного общества Г. Маркузе в духе марксизма видит в революции, которая, по его мнению, должна носить трёхуровневый характер. Первый уровень должен был стать индивидуальным, антропологическим; на этом уровне революция должна быть сексуальной, поскольку речь идет об «освобождении» подавленных моралью капиталистического общества эротических влечений. Второй уровень должен носить культурный характер. Здесь главным является борьба против «репрессивной культуры» индустриального.
На третьем — социальном — уровне ряд общественных групп, не интегрированных в современное индустриальное общество (представители стран «третьего мира», нищие, бродяги, бунтующие, не согласные с истеблишментом, интеллектуалы, студенты, сексуальные и этические меньшинства и т.д.), должны осуществить социальную революцию, направленную против «позднекапиталистического общества», стремящегося к тоталитаризму, репрессивной культуры этого общества и господствующею авторитарного типа личности.

5. Структурализм.

Самыми главными для структурализма являются утверждения о том, что:
• социальные и культурные явления не имеют субстанциальной природы, а определяются своей внутренней структурой (отношениями между их частями, соотношением между знаками) и своими отношениями с другими явлениями в соответствующих социальных и культурных системах.
• эти системы суть системы знаков, так что социальные и культурные явления – это не просто объекты и явления, но объекты и явления, наделенные значением.
Ролан Барт (1915-1980). Одной из наиболее значительных его работ является исследование массовой культуры «Мифологии», где он проанализировал знаковые системы различных элементов действительности, таких как мода, автомобили, стриптиз, моющие средства, игрушки и т. д. Всё современное общество, согласно Барту, оказывается пропитанным подобными мифами, созданными массовой культурой. Человек оказывается не самостоятельным активным деятелем, а субъектом существующим и производящим практики в рамках подобных структур.
Существенный вклад в развитие структуралистского подхода внес французский мыслитель Мишель Фуко (1926-1984), посвятивший многие свои работы исследованию систем мышления. Основное внимание автор уделяет рассмотрению так называемых эпистем - исторически изменяющихся структур, которые определяют условия способности мнений, теорий либо даже наук в каждый исторический период. Иными словами, эпистема - структура мышления, выражающая образ мыслей, присущий определённой исторической эпохе.
Фуко выделяет в европейской культуре нового времени три «эпистемы»: 1) ренессансную − XVI век; 2) классическую − рационализм XVII − XVIII веков; 3) современную − с конца XVIII − начала XIX веков и по настоящее время.

6. Теория социального обмена.

Представители Джордж Хоманс, Питер Блау.
Теория социального обмена опирается на предположение о том, что люди будут формировать и поддерживать отношения, если они считают, что вознаграждения, которые они извлекают из таких отношений будут превосходить затраты. Джордж Хоманс попытался объяснить поведение, определяемое в широком смысле как результат взаимодействия, в ходе которого индивидуумы приобретают, продают или обменивают ресурсы.
Индивидуумы будут стремиться к максимизации получаемого удовольствия и избеганию или сведению к минимуму боли. Предполагается, что индивидуумы будут реагировать прогнозируемым образом на вознаграждения и наказания. Любое взаимодействие предоставляет возможность для обмена ресурсами, в ходе которого каждый участник старается получить ресурсы, обладающие более высокой ценностью в сравнении с теми, которые он или она отдает или от которых отказывается.
Под ресурсами подразумеваются любые вещи, которые могут обмениваться: любовь, статус, информ., деньги, товары и услуги.

7. Социологическая феноменология А. Шюца

Социология должна начинать свой анализ не с понятия объективного мира, который существует вне нас, а с действий и сознания субъекта, которое и упорядочивает социальную реальность и придаёт ей определённое значение.
А. Шюц определил жизненный мир как постоянное течение опыта и действий, очень редко осознаваемых человеком. Естественная установка - это отношение человека к действительности, подразумевающее веру в реальность повседневной жизни, человек понимает самоочевидной природу социального мира, не задумываясь, что значение этому социальному миру и его элементам придаёт его сознание, т. е. формируется его опытом в этом мире.
Социальный мир или мир повседневной жизни А. Шюц обозначил как межличностный или интерсубъективный: не смотря на то, что значение ему придаётся сознанием субъекта, он принадлежит всем людям, которые в нём взаимодействуют, т. е. люди, имеющие подобный опыт, выросшие в одном и том же обществе будут иметь во многом схожее видение окружающего мира и одним и тем же элементам этого мира придают одно и то же значение. Так всеми жителями Беларуси одни и те же жесты или выражения будут пониматься одинаково, но они могут иметь совершенно другое значение для представителей других культур.
Человек на основе своего опыта в конкретном обществе знает как себя вести в той или иной ситуации.
Таким образом, по мнению Шюца, общество есть системой «многочисленных реальностей», сплоченных вокруг различных «законов уместности», интересов, близких и т.д.

8. Этнометодология
Предметом изучения в этнометодологии являются принятые на веру правила, регулирующие взаимодействие между людьми. Эти правила определяют, когда уместно что-то сказать или промолчать, пошутить или уклониться от насмешки, деликатно прекратить разговор и т.д.
Определенные структурные стереотипы воздействуют на людей независимо от того, какое значение они им придают. На взаимодействия влияют невысказанные предположения, сложные переплетения значений. В нашей речи скрыты сложные социальные структуры, которые можно обнаружить методом документальной интерпретации.

Теория структурации Э.Гидденса

Теория структурации – теория современного британского социологи Э. Гидденса, согласно которой социальная реальность есть непрерывным построением и перестроением субъектами (акторами, деятелями) социальных структур, которые в свою очередь изменяют субъектов.
Стремясь к ощущению безопасности, акторы рационализируют мир. Под рационализацией Гидденс понимает развитие рутинных практик, которые не только дают акторам ощущение безопасности, но и позволяют эффективно действовать в социальной жизни. Кроме того, акторы обладают мотивацией к действию, и эта мотивация включает в себя потребности и желания, побуждающие их к действию. Таким образом, тогда как рационализация и рефлексивность постоянно участвуют в действии, мотивацию правильнее считать возможностью действия. Мотивация обеспечивает общие планы действия, однако большинство наших действий, по мнению Гидденса, не имеет непосредственной мотивации. Хотя такое, действие не мотивировано и наши мотивации обычно носят бессознательный характер, мотивация играет в человеческом поведении значительную роль.

Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса

Главной идеей теории коммуникативного действия стало противоречие между жизненным миром (сферой непосредственного существования людей и их первичных контактов и взаимодействий, термин заимствованный из феноменологии А. Шюца), с одной стороны, и системой, т.е экономической, политической и т. д. организацией общества как целого. Это самая система, основанная на принципах инструментального действия и инструментальной рациональности по мере приближения общества к современности всё более вторгается в жизненный мир, основанный на коммуникативном действии и коммуникативной рациональности, колонизируя его и привнося в него разрушительные деформации, всё больше лишая межличностные связи и контакты их подлинно человеческого смысла.

Теория самореферентных систем Н. Лумана

Коммуникация у Лумана выступает важнейшим элементом социальной системы. Сама но себе она незаметна, обнаруживает же себя лишь в процессе действия. Коммуникация безлична и означает установление связи и взаимодействия как минимум между двумя людьми. Поэтому она не принадлежит ни одному из субъектов отношений, стержнем которых на самом деле является. Она изначально социальна. Сама коммуникация оперативно функционирует как единство различия информации, сообщения и понимания. Информация, сообщение и понимание — эго, по существу, структурные элементы коммуникации.
Понятие коммуникации имеет ключевое значение для теории общества Лумана. Социальная система представляется как закрытая система, состоящая из собственных операций, производящих коммуникации из коммуникаций.
Рассуждения социолога о коммуникации являются важнейшим шагом на пути к созданию теории общества и в целом его трактовки. Он различает три разных уровня анализа общества. Первый предполагает его осуществление в рамках общей теории систем, а в ней — в рамках общей теории аутопойетических систем. Второй уровень означает рассмотрение общества в теории социальных систем. Наконец, третий предполагает рассмотрение теории системы общества как особого случая социальных систем.
Характеризуя общество в связи с его основным признаком — наличием в нем коммуникации, придающей ему совершенно особый системный характер, Луман пишет: «Общество есть коммуникативно закрытая система. Оно производит коммуникацию посредством коммуникации. Коммуницировать может только оно само — но не с самим собой и не своим окружающим миром. Оно производит свое единство посредством оперативного совершения коммуникаций, рекурсивно обращенных к предыдущим и предвосхищающих последующие коммуникации».
Социальная система и общество как главная ее разновидность характеризуется у Лумана полной самодостаточностью и самовоспроизводством. Общество рассматривается как самореферентная социальная система (самореференция — ссылка на самого себя), умеющая организовать саму себя, что означает, помимо только что названных характеристик, ее способность описывать себя, отграничивая от окружающей среды, осуществляя различение с ней, заниматься самонаблюдением и самоописанием, воспроизводя в них саму себя. Социолог стремится доказать, что «социальные системы (включая общество) могут осуществиться только как наблюдающие самое себя системы». В этом смысле наблюдение и описание системы есть ее часть.

Структуралистский конструктивизм П. Бурдье
Одним из ключевых в социологии П. Бурдье является понятие «поле». Под ним понимается относительно замкнутая, автономная система социальных отношений, подпространство, обладающее совокупностью специфических характеристик, отличающих его от любого другого подпространства. Поле возникает как следствие общественного разделения практик. Примером могут служить поле экономики, поле политики, поле литературы и т. д. Очевидно, что поле экономики и поле литературы имеют совершенно различные формы взаимодействия, модели поведения и оценивания, участвующих в них индивидов, даже специфический язык. Поля представляют собой структурированные пространства позиций. При этом позиции в нём существуют независимо от конкретных индивидов и могут быть заняты в разное время разными агентами. Например, в поле образования существует позиция студента, которая в разное время занимается разными индивидами, при этом индивид, занимая позицию студента, реально принимает социальные характеристики, свойственные данной позиции, более того, зачастую делает их частью своей личности.
Ещё одним термином, предложенным П. Бурдье является понятие капитала. Разнообразные ресурсы, которые индивиды используют в своей деятельности для того, чтобы занять ту или иную позицию П. Бурдье разделил на три большие группы, три группы капиталов. Экономический капитал — обладание материальными благами. Культурный капитал — образование и соответствующий ему диплом, а также культурный уровень индивида. Социальный капитал — ресурсы, связанные с принадлежностью к группе, проще говоря, личные связи.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Averdin - Дневник Averdin | Лента друзей Averdin / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»