О существовании малодеятельной линии МЕТАЛЛИСТ (ПАВЛОВО НА ОКЕ) - ОКСКАЯ в Нижегородской области, я узнал совершенно случайно. Когда просматривал на ресурсе ТРЭИНФОТО снимки в категории "АЧ2" и увидел снимок, сделанный автором под НИКом Sergofan http://www.train-photo.ru/details.php?image_id=25093&mode=search . Названия "КОЖЕВЕННОЕ" и "ВОРСМА" мне тогда ничено не говорили. Разумеется, мысленно я себе задал вопрос "А где это?". И, практически сразу, взглянув на снимок, получил ответ. На борту 019-й АЧ2 красовалась надпись "ПАВЛОВО НА ОКЕ". На следующий день я приобрёл региональный атлас Нижегородской области и выяснил, о какой конкретно линии идёт речь. Речь шла о линии ОКСКАЯ - МЕТАЛЛИСТ Горьковской железной дороги. Решил туда съездить и поснимать. Вечером того же дня поехал на Курский вокзал и купил билет до НИЖНЕГО НОВГОРОДА на поезд МОСКВА - НОВЫЙ УРЕНГОЙ.
Поездка первая. 13.10.2007г.
По прибытии в НИЖНИЙ, пришлось подождать около двух часов. Наконец, сел в пригородный до МЕТАЛЛИСТа и отправился. К сожалению в тот день погода была дождливая. Но природа в тех краях была просто великолепной. Сойдя на о.п.АБАБКОВО, пошёл назад, к о.п.ВОРСМА. Там я надеялся снять пригородный, шедший из ГОРЬКОГО-МОСКОВСКОГО (НИЖНЕГО НОВГОРОДА-МОСКОВСКОГО). Пока искал подходящий ракурс, ушло достаточно много времени. Наконец, вдали услышал звуковой сигнал одной из АЧ2, а вскоре появился и сам "дизель-поезд"
состоящий из автомотрисы АЧ2-023, двух промежуточных вагонов АПЧ2 и автомотрисы АЧ2-019 "ПАВЛОВО НА ОКЕ".
Сделал ещё снимок данного пригородного сзади, но он мне не очень понравился - очень "шумным" получился. Иду дальше. Подхожу к о.п.ВОРСМА
Немного побродил по окрестностям. Тут снова полил дождь. Возвращаюсь к ВОРСМЕ. Смотрю на часы. Скоро должен появиться пригородный до НИЖНЕГО.
Дождь между тем лил и лил. Вот, наконец, вдали показался огонёк прожектора тепловоза ЧМЭ3. Я перешёл путь и занял ранее выбранную позицию. Наконец, пригородный поезд (тепловоз ЧМЭ3-5036 с тремя вагонами от электропоезда ЭД9Т) приблизился и я его снял
Решив, что больше здесь под дождём мокнуть нет смысла, сел в данный пригородный и уехал в НИЖНИЙ. В НИЖНЕМ побродил по городу. Но ничего не стал снимать (а зря!). Вечером сел на поезд и уехал в МОСКВУ.
Поездка вторая 23.02.2008г.
От МОСКВЫ до НИЖНЕГО добирался аналогично первой поездке. Отправился на пригородном. Однако, решил сойти на о.п.УБЕЖИЦЫ. Сошёл. Пригородный в это время поехал дальше. Сойти-то я сошёл... Однако, очень скоро пожалел, что так быстро сошёл. Снегу - В САМОМ ЛУЧШЕМ СЛУЧАЕ - по колено! Пошёл внутри колеи (линия малодеятельная, поэтому особо не опасался). До ВОРСМЫ топал примерно пару часов. Скоро должен появиться второй пригородный из НИЖНЕГО. Но, как по закону подлости, начался снегопад. Разумеется, съёмка сорвалась. Решил снимать пригородный до НИЖНЕГО. Итак, отхожу от о.п.ВОРСМА в сторону о.п.50км, прохожу кривую, перехожу железнодорожный мост через реку КИШМА (правый приток ОКИ) и, пройдя примерно километр, подхожу к выемке. Взобраться на выемку можно легко... летом, осенью и весной. Зимой же там снегу в лучшем случае по колено. Пришлось взбираться по стволу упавшего дерева. Наконец, взобрался. Выбрал ракурс с молодой сосенкой слева. До появления пригородного оставалось чуть меньше часа. Пока ждал, поел. Наконец, слышу писклявый сигнал АЧ2 и вот, наконец, появился пригородный "тянитолкай" (АЧ2-019 "ПАВЛОВО НА ОКЕ" + 2 АПЧ2 + ЧМЭ3-5036). Снял его спереди
[показать] и сзади
Затем, слез с выемки (также по стволу упавшего дерева), снова взобрался на насыпь и пошёл к ВОРСМЕ. Кстати, внутри колеи слой снега был примерно на уровне высоты ступни.
Итак, снова перехожу мост через реку КИШМУ, немного прошёл, сделал снимок
Затем, прохожу ВОРСМУ и следую до АБАБКОВО (до следующего пригородного на НИЖНИЙ - уйма времени).
Примерно через пару часов подхожу к о.п.АБАБКОВО. Погода, между тем, стала портиться и похолодало. Наконец, появился пригородный до НИЖНЕГО в лице тепловоза ЧМЭ3-5242 и трёх ЦМВ, окрашенных в "фирменные" цвета Горьковской железной дороги
После того как сделал данный снимок, сел на данный пригородный и уехал в НИЖНИЙ. Из НИЖНЕГО в МОСКВУ вернулся рано утром следующего дня.
Поездка третья. 2.05.2008г.
В НИЖНИЙ прибыл также, как и в первую и во вторую поездку. В тот день погода была ясная. На небе - ни облачка. На этот раз сошёл на о.п.50км. Пошёл в сторону ВОРСМЫ. Примерно через час подхожу к неохраняемому переезду, за которым находится о.п.ВОРСМА
Подхожу к переезду, перехожу его. Подхожу к о.п.ВОРСМА и, немного пройдя вперёд, делаю снимок
Затем возвращаюсь и поворачиваю направо. Ракурс - обалденный. Остаётся только дождаться пригородного. Вскоре появился и он в лице тепловоза ЧМЭ3-5242 и пяти вагонов от электропоезда ЭД9Т
Сняв его, бегу к о.п.ВОРСМА, чтобы успеть сесть. Подбегаю. Пригородный уже остановился и из него начали высаживаться пассажиры (приемущественно, дачники)
Сделав снимок, сажусь в последний вагон и еду до о.п.СЕВЕРНЫЙ. Затем, схожу и иду к о.п.АБАБКОВО. Чуть меньше, чем через пару часов должен роявиться пригородный на НИЖНИЙ. Выбираю ракурс. Жду. Пригородный появился с небольшим опозданием. Представляет из себя "тянитолкай" из тепловоза ЧМЭ3-5036, трёх промежуточных вагонов АПЧ2 и автомотрисы АЧ2-008
Вид сзади
Дальше следую до о.п.АБАБКОВО. Подхожу. Делаю снимок со стороны неохраняемого переезда
Затем, иду к ВОРСМЕ. К сожалению, в тот день больше нормально толком поснимать не удалось. В НИЖНИЙ прибыл поздно вечером. Ночью сел в поезд до МОСКВЫ. В МОСКВУ на Ярославский вокзал прибыл примерно в 10.00 утра.
Что сказать про линию "в общем и целом?"
Куча живописнейших мест. Правда, есть пара недостатков.
Первый. Лучше всего снимать после о.п.СТРЕЛКОВО и далее к КОЖЕВЕННОМУ, ВОРСМЕ, т.к. весь вид портят вбитые столбы слева (если смотреть в сторону МЕТАЛЛИСТа) от пути. Этот "частокол" тянется от станции ОКСКАЯ и заканчивается неподалёку от о.п.СТРЕЛКОВО.
Второй. Даже в ясную погоду "морда" пригородного может получиться "затенённой". Однако, тени можно спокойно "вытянуть" в фоторедакторе. Что касается столбов, их также можно стереть при помощи фоторедактора.
P.S. 10.10.2010г., находясь на станции НИЖНИЙ НОВГОРОД - МОСКОВСКИЙ, перед посадкой на поезд до МОСКВЫ видел пригородный до МЕТАЛЛИСТа. Представляет из себя тепловоз ЧМЭ3 с несколькими вагонами от электропоезда ЭД9Т. Весь состав был покрашен в "корпоративные" цвета РЖД за исключением одного из вагонов отЭД9Т. Данный вагон был бело-голубого цвета.