“Обителей, — сказал Спаситель, — много,
Но все находятся внутри чертога”
«Божественный гимн» прп. Симеон Новый Богослов
Русь - в этом слове слилось столько смысла... Русь - это не только вековая история и традиции, не только огромная территория и великие переживания, выпавшие на нашу долю. Русь - это колыбель Православной веры... И погрузиться в атмосферу, окружающую святых в земле Российской просиявших, нам помогает Николай Иванович Костомаров, один из основоположников исторической мысли. Он один из немногих представил читателю историю в детализированных жизнеописаниях людей, но, к сожалению, автор уделил недостаточно внимания житейским подвигам этих личностей, которые, безусловно, требуют описания. Однако, я хочу остановить свое внимание только на четырех исторических портерах, которые, на мой взгляд, заслуживают особого уважения. [показать]
Святой благоверный князь Андрей Боголюбский в представлении Костомарова появляется в истории не в том прекрасном облике, в котором видят его православные христиане. Он омрачен жестокостью, гордостью и самолюбием.… Но как много трудов он положил на помощь Церкви: строил храмы, монастыри… Неслучайно именно ему явилась Пресвятая Богородица с откровением и приказала не везти ее икону в Ростов, а поставить во Владимире.
Преподобный Сергий с самого отрочества порывался в монастырь. Однако, он не пренебрег родительской просьбе, оставаясь рядом до тех пор, пока они не отошли в вечность. После их смерти, отдав брату все имение свое, он ушел искать пустынного житья в лес, и, спустя некоторое время, люди узнали, что за труженик там спасается, к нему стали один за другим съезжаться монахи. Преподобный Сергий стал для нас примером нестяжательности, смирения и духовной силы, однако историк, как главное достоинство преподобного Сергия, отмечает лишь основание Троицкой обители и еще нескольких монастырей.
Чудотворцам Савватию и Зосиме автор тоже уделяет внимание только как к людям, чьими трудами была основана обитель на Соловецких островах, и почти не говорит об их иноческой и подвижнической жизни, так же, как и в жизнеописании Максима Грека. Сколько пострадал на нашей земле ватопедский монах, сколько было на него гонений, но нет…. Николай Иванович Костомаров прославляет лишь его просветительские труды.
Так что же общего в жизнеописаниях святых? Костомаров восхваляет заслуги их перед Россией, ценит лишь значимое для русской истории, не уделяя внимания тому, за что любит своих святых народ. Все они сделали что-то нужное, полезное для Руси, оставив огромный след в истории….