Эжен Анри Поль Гоген родился в Париже 7 июня 1848 г Он был на три четверти француз и на одну четверть перуанский креол. Ребенком, в 1851 г он был увезен в Перу.
Преподаватели говорили о нем:"Из этого ребенка выйдет либо кретин, либо гений".
Обнаженка была обычным делом в Южной Америке, и это наложило на юного Поля определенный отпечаток-всю свою жизнь художник чувствовал себя комфортно только среди женщин обнаженных и полуобнаженных.
Со своей моряцкой юности и вплоть до самых последних дней жизни Гоген вел исключительно активную сексуальную жизнь, несмотря на свою не сильно привлекательную внешность. Женившись в 1873 году на Метте Софии Гад, высокой белокожей датской гувернантке, он стал вести жизнь вполне добропорядочную, произведя на свет пятерых детей. И вдруг в один день 1883 г Гоген вернулся домой с биржи и заявил: "Я увольняюсь. С сегодняшнего дня я занимаюсь только рисованием". Метта, обескураженная и разъяренная, надеялась, что блажь мужа пройдет. Ее родня из Копенгагена, не стесняясь, выложила зятю все, что о нем думали. В конце концов пара рассталась, Гоген уехал на Таити. Но даже там художник все же питал надежду,что жена и пятеро детей когда-нибудь присоединятся к нему. Но этого не произошло.
Темпераментного живописца больше всего влекли женщины.Вечерами Поль отправлялся на туземный «бал» в столичном парке, где играл духовой оркестр. Вот описание, оставленное современником: «Всюду видишь группы островитянок в длинных белых платьях,с густыми распущенными черными волосами,темными глазами и зовущими чувственными губами. У каждой в черных волосах— великолепная белая гардения; они удобно устраиваются на циновках, обмахиваются веерами и курят длинные канакские сигареты. Чуть видимые в полутьме, которая так располагает к флирту и интимной беседе, они принимают комплименты, хвалу и шутливые реплики мужчин с восхитительным обаянием, присущим этим жительницам тропиков, таким пикантным, благодаря их безнравственности, невероятно смелому языку и необузданной жизнерадостности».
По словам французского писателя Дефонтена, «угодить на них невозможно, им всегда не хватает денег, как бы щедры вы ни были… Думать о завтрашнем дне и испытывать благодарность — и то, и другое одинаково чуждо таитянкам. Они живут лишь настоящим, о будущем не помышляют, прошлого не помнят. Самый нежный, самый преданный любовник забыт, едва ступил за порог, забыт буквально на следующий же день. Главное для них — опьянять себя песнями, танцами,алкоголем и любовью»…Надо отдать справедливость Гогену —он не мучился подобными мыслями, не влюблялся, не переживал и не требовал от таитянских дам того,чего они,по определению,не могли дать.Не сумев поселиться под небом Полинезии с любимой женой, Поль, как умел, до конца своих дней утешался любовью телесной. На острове, где издревле сексуальная свобода была полной и безграничной, где солдаты и торговцы из Европы давали деньги за то, что «таитянки в своей родной деревне безвозмездно дарили любому неженатому мужчине», оставалось только ткнуть пальцем в подходящий «товар» и уплатить договорную цену.
В день высадки на остров своей мечты Гогену исполнилось 43 года.С первых шагов
его ждало разочарование:полинезийцы не походили на голых Ев и диких Геркулесов
,ради встречи с которыми он обогнул половину земного шара. Если говорить о внешних признаках, таитяне лишь в одном решительно противостояли цивилизации: почти все они ходили босиком.Цивилизация принесла туземцам платья-мешки,рубахи
и юбочки из ситца.А также кучу разных болезней,среди них туберкулез и сифилис,
против которых у туземцев не было иммунитета. Население островов вымирало.
Впрочем, когда таитяне увидели художника в элегантной шляпе, без мундира и белого полотняного костюма они приняли его за европейского маху (так называли здесь гомосексуалистов-трансвеститов,которых было довольно много на острове и которых осуждали одни миссионеры).В поисках счастья он уехал на побережье. Поселился среди народа маори.Там нравы были проще,а жизнь дешевле. Женщины носили красные, а мужчины синие набедренные повязки. Такую синюю завел для себя и Гоген.Постепенно Гоген осваивался с жизнью маорийцев, которые приняли его в свою семью. Они прозвали его "Человек, который делает людей". Женщины соглашались ему позировать.Несколько месяцев с ним жила женщина Тити, наполовину европейка, наполовину туземка, но отношения с ней не сложились, ей было скучно в деревне, и она мешала Гогену работать.
На Таити Гоген нашел все, что можно желать источник вдохновения и обнаженные груди,ласкать которые можно было безо всяких ограничений.Поначалу он упивался местным обычаем,по которому в хижину к белому незнакомцу каждую ночь приводились новые девушки,но потом осознал,что такое количество беспорядочных связей негативно влияет на его работу.Гоген стремился найти свою "собственную" женщину, и это ему удалось. В соседней деревне ему дешево предложили девушку, почти девочку,которая по таитянским обычаям,однако,достигла брачного возраста.
Звали ее Техура. Гоген немедленно воспылал к ней страстью. Убедившись, что Техура сама не прочь воссоединиться с ним,и что она ничем не больна, Гоген забрал ее в свою хижину.Через несколько недель "испытаний" она согласилась стать его постоянной женой.Имея под боком красавицу-жену, служившую ему одновременно моделью, Гоген погрузился в работу и создал множество шедевров.
Техура оказалась идеальной женщиной для Гогена.Простое деревенское воспитание приучило ее к тому, что у мужчины и женщины разные интересы и разная работа. Когда Гоген был занят живописью, она могла часами молча сидеть и грезить или работать по дому. Она даже умела добывать пропитание: ловила рыбу, собирала плоды, выменивала что-либо у соседей.И конечно же, очень важными для Гогена были пленительность ее молодого тела и ее ничем не скованная чувственность.
Гоген называл ее ноа-ноа и наве-наве.Первое означает “благоухание” и содержит намек на монои - кокосовое масло с запахом лепестков гардении,которым Техура, как все настоящие таитянки, регулярно натирала тело и волосы. А наве-наве по-таитянски-чувственное наслаждение, сладострастие. В переводе с таитянского ее имя Теха’амана означает “дающая силу”.И Гоген признавал с благодарностью, что Техура даровала ему жизнерадостность и вдохновение,помогла понять свой народ. Деревенские старики недаром твердили ему: “Мау тера” - есть порог, который нельзя переступить без физической близости.
Гоген писал девушку непрерывно. Как-то во время одного из сеансов Техура с таинственным видом рассказывала Гогену о тайном обществе,которое пользовалось исключительным влиянием на островах - обществе Ареои. Члены этого общества, наверное, лучше и полнее, чем кто-либо когда-либо на свете, осуществили идеал свободной любви.Все мужчины и женщины, входившие в этот союз, имели неограниченное право на сексуальные связи друг с другом. Ареои считали себя адептами бога Оро и старались всеми средствами распространять его учение.
Гогена охватила идея-написать картину на сюжет из легенды о боге Оро. Картину Гоген назвал “Ее зовут Вайраумати”.Как повествует древний миф маорийцев, великий бог Оро решил однажды избрать себе подругу среди смертных и с этой целью посетил все острова. Много дней прошло в тщетных усилиях, и он уже собирался было возвращаться на небеса, когда на острове Бора-Бора заметил молодую девушку, необычайно красивую: высокую, стройную, солнце блистало в золоте ее кожи,ее звали Вайраумати.По радуге он спустился к своей возлюбленной.
Вайраумати тем временем приготовила стол, уставленный плодами,и ложе из самых тонких циновок и самых роскошных тканей.И вот под сенью тамарисков на берегу моря оба они - красивые и сильные, оба божественные - предавались любви.Сын, родившийся в результате прекрасной любви бога Оро и земной девушки Вайраумати,положил начало народу Ареои.На картине Гогена обнаженная Вайраумати восседает на ложе любви, устланном роскошными тканями, а на низком столике у ее ног лежат свежие плоды - угощение для возлюбленного.За ее спиной стоит Оро в красной набедренной повязке, такой же прекрасный и златокожий, как и его избранница.В глубине картины два идола - придуманный Гогеном таитянский рельеф, олицетворяющий любовь.
...Сбежав на острова Океании, Гоген в глубине души все же остался европейцем. Вечерами,когда садилось солнце,он выходил на прогулку по-таитянски элегантный: в набедренной повязке и цилинде. Цилиндр - это кусочек Европы. Того мира, где жили его жена и дети..Когда Гоген садился на пароход, то в последний раз взглянул на Техуру. Она проплакала несколько ночей подряд. Теперь, усталая и все еще грустная, но спокойная, она сидела на камне, свесив ноги, и своими широкими, крепкими ступнями слегка касалась соленой воды. Цветок, который раньше был у нее за ухом, упал, завядший, на ее колени. Такие же, как она, чьи-то временные таитянские жены, устало и безмолвно стояли на берегу и смотрели на густой дым корабля, увозившего навсегда их мимолетных любовников.
Вместе с Гогеном отбывали в Европу более тридцати его работ.В 1893 г Гоген вернулся во Францию, оставив на островах беременную Техуру.
В 1894 г он последний раз встречается с семьей.Очередная выставка его работ провалилась. В эти тяжелые дни его постигла еще одна беда. Как-то вечером к нему привязалась одна проститутка. Полицейский предупредил Гогена что с этой девицей иметь дело опасно,но Гоген пожал плечами: "В моем возрасте уже ничего не подцепишь!" он жестоко расплачивался за свою браваду - у него обнаружился сифилис.Все тело у него покрылось сифилитическими язвами.С трудом собрав средства,Гоген вновь покидает Францию,на этот раз - навсегда.Вернувшись на Таити,он уже не смог вернуть Техуру, которая вышло замуж, но узнав, что Гоген вернулся, приехала к нему. Посмотрев на изуродованное сифилисом тело, она поспешила вернуться к своему новому мужу,а Гоген пустился в разгул с местными женщинами. "Все ночи напролет отчаянные девчонки не вылезают из моей постели. Вчера у меня их было сразу три", - вспоминал он. Язвы на ногах увеличились. Гоген втирал в них мышьяк,обматывал их бинтами, но экзема, как он ее называл, продолжала распространяться.После долгих поисков Гоген нашел в одной из соседних хижин не столь привередливую девушку, Пахуру. Ей было 14 лет. Их первый ребенок умер от врожденного сифилиса. Второй остался жить. В Эрмитаже есть картина "Материнство", где изображена Пахура, сидящая на корточках и кормящая грудью их сына.
И снова голод,нужда,работа.Известие от Метте о смерти старшей дочери,страдания
от сифилиса довели его до отчаяния.Очередной приступ болезни поразил глаза так, что Гоген не мог некоторое время писать. Он попытался покончить жизнь самоубийством, но тогда сифилис лечили препаратами мышьяка, и поэтому смертельная доза вызвала у него только мучения. Корчась в судорогах, он всю ночь напролет жестоко страдал, а наутро понял, что смерть его отвергла.В 1901 году Гоген решил переехать на Маркизские острова. Язвы на ногах вынудили его покинуть Таити, так как местные женщины не хотели с ним спать, а на Маркизах женщины проще и беднее. Говорили, что там девушку-модель можно купить за горсть сладостей. Пахура с двухлетним сыном не поехала с ним, да он не очень-то и настаивал.Судьба привела его на остров Доминик. Хотя людоедство исчезло почти повсеместно - варварские обычаи на острове сохранились.
Продажа алкогольных напитков туземцам была запрещена. Но островитяне гнали самогон из кокосовых орехов и апельсинов, а потом пили его сообща. А потом, раздевшись догола, пели и танцевали, спариваясь без разбору. Алкоголь и сифилис, завезенный европейцами, привели к тому, что население островов уменьшилось в восемь раз. Некоторые из них еще помнили вкус человеческого мяса. Кроме новой жены, 14-летней Ваеохо, у которой от него родилась дочь, многие туземки - кто в качестве модели, кто в качестве временной любовницы, приходили в его дом.
Но любимой моделью Гогена была рыжеволосая Тохотуа с соседнего острова - знаменитая "Девушка с веером" теперь находится в музее Фольксванг в Эссене. С ее мужем,страшным колдуном, у Гогена были прекрасные отношения.Он даже написал его портрет. Вообще, часто женщины приходили в дом, к Гогену со своими мужьями, чтобы весело провести время, и это было в порядке вещей.
В своей кровати,на раме которой он вырезал эротические сценки,он переспал со всеми местными девицами, согласными спать с ним,невзирая на гноящиеся раны на ногах.И хотя,несомненно,сифилис у него уже достиг последней стадии, умер он от инфаркта.Сын Гогена от Пахуры,Эмиль,сильно гордившийся своим прославленным отцом, сам надеялся стать художником, но умер в бедности, в январе 1980 года, в возрасте 80 лет.
В одном из последних своих писем другу он сообщал: "Я повержен, но еще не побежден. Разве побежден индеец, который улыбается под пытками? Право, дикари лучше нас. Ты был не прав, сказав мне однажды, что я ошибаюсь и я не дикарь. Нет, это так и есть: я дикарь.Цивилизованные это чувствуют, потому что в моих произведениях удивляет, озадачивает именно это "невольное дикарство". Вот почему мне и нельзя подражать".