valeia "А порассуждайте пожалуйста на тему " Массы разного цвета в картине. Колорит". Спасибо."
Колорит в живописи, колорит живописного полотна, колористический строй, серебристый по колориту портрет... Для меня стержнем в преподавании живописи является
тема колорита, - как принципа организации цветового пространства.
Бывает, смотришь на ряд детских работ педагога, и не можешь понять, чем они так похожи друг на друга. А все дело в однообразии цветового строя, когда живописи просто нет, а есть раскраска контуров.
Малыши пользуются открытыми красками из банки, постепенно привыкая смешивать их друг с другом. К 10 – 12 годам дети уже способны находить более тонкие оттенки цвета, способны планировать последовательность своих действий, они в состоянии придерживаться той или иной известной им технологии ведения живописи. И тут, самое время поговорить с ними о существовании в живописи различных принципов организации цвета.
Для меня все начинается не с получения цвета нужного оттенка (я просто не знаю, какой оттенок мне нужен), а с выявления подходящего сочетания цветов на палитре. В размазанное пятно краски я пробую подмешивать тот или иной цвет, чтобы получить несколько разновидностей его оттенков, соприкасающихся друг с другом. Практически, мы экспериментируем в поисках нужного цветового строя на палитре, не трогая сам холст. Обратите внимание, все смеси красок создаются на основе первого выбранного нами цвета, он как бы связывает своей кровью возникающие на его основе цвета, делая их родственными. Можно сказать проще, пока мы старались опробовать разные добавки к основному цвету, мы создали колористический эскиз из нескольких оттенков одного цвета, соприкасающихся друг с другом.
Получили оттенки цвета, пробуем изменять их насыщенность и светлоту. Если присмотреться, то вы поймете, что и этот поиск происходит на базе одного, но уже сложного цвета, который приглянулся нам в находках предыдущего поиска. Момент ключевой в работе, он решает самые деликатные колористические задачи. Со временем, палитра станет вашим родным домом, и вы забудете о первом, втором и других этапах, все будет происходить естественно, без долгих размышлений.
Родственные цвета в одном пятне. Более того, они разной насыщенности и светлоты. Таким образом, не сделав на холсте ни одного мазка, вы уже окунулись с головой в красочный мир, где нет ни одного. объекта.
[350x468]
Чтобы поупражняться с детьми в применении этих базовых знаний, попробуйте превратить лист бумаги в одну большую палитру. Тогда, к концу занятий вы получите множество цветовых состояний.
Мне кажется, будет интересным предложить детям выбрать методом кадрирования понравившийся им фрагмент большой “палитры”, который может послужить цветовым эскизом для развития сюжетной композиции. Обогатите фрагмент “палитры” мазками и пятнами разной толщины и формы, создайте ими ритм, попробуйте наметить легкие тени и света, и оформите композицию в паспорту. Любое сочетание красочных пятен порождает массу ассоциаций. Мы видим деревья или облачное небо...
[450x630]
Первые мазки на холсте (на бумаге) создают комбинацию крупных пятен цвета. Можно относится к ним, как к подмалевку, избавляющему вас от слепящей глаза белой бумаги, а можно, как к зарождающемуся силуэту доминирующего объекта композиции. Создание ясно воспринимаемого силуэта, крайне интересный и важный момент поиска композиции. Разумеется, сейчас не идет речи о раскраски контурного рисунка, мы говорим о живописи, точнее, о живописном эскизе.
Каждый, даже самый незначительный элемент рисунка,должен жить в изобразительном пространстве, приспосабливаться к соседям, дружить с ними или расталкивать их локтями. И эта жизнь питается вашими чувствами, вашим вниманием. Вы как верховный жрец, своей волей наводите в ней порядок или дисгармонию.
Пятна имеют вес, светлые легче темных, малые притягиваются к большому, большое может задавить малое, может взорваться множеством разлетающихся брызг, оставляя за собой протуберанцы. Пятно может быть укутано мазками, а может быть расчленено мазком, пятно колючее и пушистое, агрессивное и доброе. Мы влезаем в картину с ногами, даже не успев разуться, чтобы реально оказаться в иллюзорном пространстве живописи.
Родственно-контрастные цвета. Один общий цвет (красный) и два разбавленных желтым и синим, которые друг к другу контрастны. Холодные и теплые красные дают более сочную гамму, нежели родственные сочетания из красного и желтого..
Сведения о сочетаниях цветов (контрастные, родственные, родственно-контрастные, теплые и холодные) даются не скопом, а по мере готовности учеников к их восприятию.
Теряем насыщенность. Все цвета с примесью серого.
Здесь все зависит от вашего видения. Можно воспринимать композицию, как листву дерева, а можно увидеть сухой ствол дерева на фоне облачного неба.
Проблем с выбором простых объектов для живописной композиции у вас не будет. Мир необъятен, а вы сконцентрируйтесь на его деталях.
Забор мало насыщенного грязного цвета из нескольких широких досок (лепестки ромашки, облака, деревья), но каждая доска по цвету немного отличается друг от друга своим оттенком. На фоне забора падающие желтые листья, но каждый листик имеет свой оттенок желтого. Более того, какие-то листики сливаются с забором по светлоте, а какие-то светятся на его фоне.
Вы можете ввести ограничения по цвету, удалив часть красок. Так на практике знакомимся с теплой или холодной гаммой цветов, с гаммой мало насыщенных и ярких сочетаний красок.
Между делом можете порассуждать с детьми о колорите в живописи, о том, как цвет влияет на наше настроение. Веселые расцветки платья, строгие, мрачные, лиричные... Цвет нас волнует, тревожит, очаровывает, беспокоит, ласкает, пугает, щекочет, как прикосновение руки к руке. Художники знают об этом, и всегда согласуют колорит картины с ее темой.
Я бы не стал превращать разговор с детьми 9-12 лет в лекцию о колорите в живописи, изучая пейзажи Клода Моне или нашего Сурикова. К этому можно подойти, когда начнется углубленное изучение живописи с натуры.
[352x422]
Часто, на живописном эскизе работа ученика и останавливается. В старшей группе финалом может стать законченная выставочная работа, которая не ограничена одним сеансом, стандартным размером и заданной техникой. Не пропустите этот абзац мимо ушей. Под вашим руководством, творчество детей младших классов школы, это уже искусство отмеченное печатью возраста. Упустить момент легко. Иногда мне кажется, что для многих моих повзрослевших учеников, наша совместная работа осталась пиком их творческого взлета.
[454x325]
В заключении напомню, цвет принадлежит свету. Как только дети начнут изучать натуру, этот закон проявится в полной мере. У каждого времени года свои краски, как и у каждого времени суток. Дневной свет, солнечный, искусственный, каждый из них обладает волшебством своей палитры.
Как видите, "порассуждал" на заказ. :) Только не воспринимайте иллюстрации, как образцы для подражания. Это схемы к словам, и они не только для детей.
Мне думается, что словами живописи не научишь не только детей, но и взрослых. Если нельзя вмешиваться в работу ребенка., то можно расстелить лист бумаги на полу и работать с красками рядом с ними. Только так, глазами, они познают азы живописи, как держать кисть, с чего начать и чем закончить работу. .
Серия сообщений "Композиция и дети":
Часть 1 - Композиция и дети (программный текст)
Часть 2 - 5 - роспись (конструирование и дети)
...
Часть 25 - Энергетика творчества
Часть 26 - Бедагогика
Часть 27 - Колорит в живописи детей
Часть 28 - ...могли бы Вы ответить...
Часть 29 - Мы рисуем дом