Начало "Без царя в голове" http://www.liveinternet.ru/users/roman_frf/post225462480/
Много раз я пытался определить работу мысли в процессе рисования объекта в простейших формах, найти связь между своим рисунком и головой, которая его порождает. Это началось, после нашей первой встречи, когда мне было уже много, а им совсем мало лет. Я заново открыл для себя давно забытые истоки детского творчества. Я говорю об эстетике графической линии, о цветовых пятнах, об их взаимодействии, порождающем на плоскости пространство без перспективных иллюзий. Открытий не сделал, зато приобрёл вредную для художника привычку, постоянно наблюдать и анализировать свои действия.
Многие люди не умеют рисовать, и не пытаются этим заниматься. Они не знают, что нет развлечения более простого и беззаботного. Не случайно все без исключения дети от нечего делать рисуют. Не спорю, для каждого дела нужны природные данные, однако, рисунок, это не только вид искусства, рисунок является и формой мышления, как математика, физика, как наша речь и письменность. Простейшие почеркушки, сделанные на бумаге в ходе размышления над далёкой от искусства проблемой, помогают кому-то взглянуть на неё по-новому. Образное мышление отражается, как в зеркале, на бумаге, и даже если это наивные каракули, они способны структурировать наши мысли. Значимость организующей роли рисунка в работе нашего сознания должна перевесить наши страхи перед своей никчёмностью. Обидно упустить для себя возможность освоения такого универсального инструмента интеллектуальной деятельности.
(Галопом по Европам).
С чего начнём?
Вы же помните, что нужно для изображения головы человека? Это не корабль, не таинственное животное, это хорошо известный вам объект. У головы есть глаза, нос и рот, и для обозначения их места на голове можно обойтись самыми примитивными фигурами.
И так, голова, венец человека!
Не нравится голова, рисуйте цветы, рисуйте объект, устройство которого вам понятно, но без меня. Мне нужны глаза, даже, если они будут на морде, которая выглядет кирпичом.
Обычно, студентов просят скомпоновать на листе три фигуры (круг, квадрат и треугольник), и потом долго анализируют результат, выявляя применённые в работе средства композиции. Дети не любят заниматься глупостями, они распоряжаются кружочками и квадратиками с более серьёзной целью, им надо, чтобы все могли узнать в рисунке человечка или кошку.
Ищите стиль
Изображая голову, выбираете любую простую форму (овал, прямоугольник, треугольник...), такую, которую вам по силам нарисовать.Форму глаз, носа и рта выбирайте по тому же принципу, что и форму головы.
Строго говоря, есть более разумные принципы выбора форм.
Можно создать похожие формы, при котором объект будет стилистически однороден. Например, всё округлое, как Вольво, или всё угловатое и колючее, как грабли.
Другой вариант, на фоне квадратных форм влепите для контраста что-то округлое. Таким образом создаётся акцент на самой главной детали рисунка (композиционный центр).
Повторяю, либо однородность и покой, либо хаотичность разнобоя, либо контраст форм, либо ....
Не думаю, что у вас будут проблемы с рисованием. Разве сложно нарисовать корявые геометрические фигуры, или вам не известно, где на голове находиться нос и рот? Сможете, если подумаете. В вашем случае не требуется идеальное расположение деталей на голове, следуйте правилу, - чем кривей, тем игровей. В этой кривизне тоже есть свой стиль, как и в математических правильных линиях.
Вы имеете право заняться перебором всевозможных вариантов расположения фигур, не думая об умном рисовании. Возможно, кто-то из вас сообразит вырезать из цветной бумаги все элементы, и займётся поиском вариантов в технике перекладки.
Возможно даже не возможное (ослабим вожжи), самые ленивые и хитрые заменят примитивы фрагментами фотографий (глаза, носы и ротики).
Разные технические средства обладают и разными возможностями в создании стиля.
Примечание, - задвиньте вашу сообразилку в дальний угол, и поработайте пока обычным карандашом.
Научитесь искать в ограничениях безграничное
У забора методических ограничений есть свой предел. Как говорил Козьма Прутков, - нельзя объять необъятное!
Вам дана тема, - голова, но не сказано, чья, не сказано в каком ракурсе (фас-профиль). В этом нет ограничений, если только вы сами не ограничили себя по инерции.
На этом этапе не требуется изображать что-то конкретное, рисуем, буквально, «от фонаря», куда кривая вывезет. Мне хочется, чтобы вам это понравилось.
Какой бы корявой формой голова не получилась, своей неправильностью она даст вашему воображению важные подсказки. С профильным изображением это особенно ярко проявляется.
Линия силуэта подсказывает вам возможный рельеф созданной формы, и вы добавляете новые линии, закрепляющие ваши догадки. Эти линии на форме конкретизируют её рельеф.
Конструкция формы
Мне привычней относиться к голове, как к составному объекту (голова + нос + челюсть). И если голова и нос рисуется одним силуэтом, мысленно, он всё равно воспринимается мною, как составной.
Подобный взгляд на голову помогает обострённо чувствовать возможности её трансформации.
Мы легко изменяем наклон носа, приоткрываем рот головы.
Почему я ввёл обязательные элементы, такие, как глаза, нос и рот? Они чётко фиксируются на голове, являясь опорными точками её каркаса, они помогают распределению на голове характерных для неё деталей. Глазки картофелины такой опоры не создают, они располагаются случайным образом.
О силуэте
Чаще всего рисунок начинается не с создания силуэта, а с набора линий. В данном случае, с нулевым уровнем вашей готовности, рисовать надо расчётливо, и я предлагаю вам использовать на старте силуэт. Считайте, что вы конструктор, тот, кто любит называть себя дизайнером.
Не всё получается так, как хочется, с первого раза. Часто, мы добавляем к первоначально созданному, новые силуэтытем, тем самым, расширяя и уточняя его общую форму. В одном случае это могут оказаться волосы, в другом шея. Ваш интерес в том, чтобы найти самое удачное место расположения для дополнительного силуэта, и его форму.
Детали работают на узнавание
Думая об изменениях формы, об их расположении и размерах, не забывайте и о применении мелких деталей. Портрет сильно выиграет, если его украсить мелочами, такими, как морщины на коже, брови или ресницы, не говоря уже о более серьезной растительности.
Будет проще, если набор подобных деталей повторится в ряде голов, как ваш почерк, как рисунок одного и того же образа в разных его вариациях. Это позволит вам в быстрых поисковых набросках использовать отработанные приёмы автоматически. Удачно найденной форме головы требуется минимум деталей. Обилием деталей пытаются скрыть неудачи в работе.
Поиск различий в сравнении
Женщина и ребёнок. Найти различия в человеке и самолете проще, чем в двух людях.
Вы можете нарисовать две головы, контрастные по образу, для этого сосредоточьтесь на поиске возможных различий между ними.
Сможете ли вы изобразить голову животного, птицы, рыбы, робота?
Фигура человека, отличается от фигуры кошки, и вам понятно чем (хвостом).
Машина отличается от корабля (колёса и паруса), а бабочка от птицы (перья), уверен, вы это давно подметили.
Поиск подобных отличий, и главное, передача своих наблюдений, - захватывающее занятие. Это можно сделать словами, но в рисунке много проще.
Украшательство!
Вспомните, что кроме черного цвета существует и цвет дураков,- красный, а кроме линии есть еще и пятно.
Угловатые и пластичные линии.
Проводя на бумаге линию, научитесь думать (понимаю, что думать пока ещё не чем, но с опытом всё изменится) не только о создаваемой форме, но и о том, как она будет сочетаться с другими линиями, думайте о декоративных качествах рисунка. Когда вам приходилось выбирать формы для деталей, вы могли выбрать округлые или угловатые, думая о подобии, о сходстве форм разных размеров. Так же относитесь и к выбору отдельных линий. Они тоже могут быть похожими по направлению и рисунку между собой, создавая объединяющее рисунок подобие, или контраст.
Вообще-то линия сама по себе не так проста, как вы думаете. Равномерная и переменная толщина, прямая или кривая форма (кривая, это ваш конек), прерывистая, бледная и чёткая. Вы начинаете сходить с ума от невероятных возможностей вашего инструментария, и не знаете, как все это уместить в голове. Возможно, для одной головы и не нужно использовать весь арсенал изобразительных средств, куда спешить, это не соревнование, а развлечение.
Множество
Изумительное средство обогащения образа.
У множества элементов есть много характеристик, одна из них, - способ разброса. Клетки шахматной доски равномерно заполняют поле, брошенная на стол горсть монет заполнит поле хаотично. Между хаосом и порядком есть промежуточные стадии. Элементы могут не только рассыпаться в стороны, но и уменьшаться, высветляться. Волосы на голове, цветы на платье, звезды в небе, множество множеств окружают нас в мире, подчиняется нашей воли, либо нашей спонтанности. В первом случае применяется коварный расчет, во втором ваша непредсказуемость. Сравните архитекторов, - Корбюзье и Гауди!
Начнём с того, что множество линий создаёт тональное пятно. Линия и штрихи, близкие родственники. Штрихи с помощью множества одинаковых линий создают пятно. Оно не такое четкое, как цветовое пятно силуэта, что можно считать его достоинством.
Что бы вы не придумали и не нарисовали, всегда можно составить из этого своё множество, достаточно многократно его повторить. А там, где повтор более трех раз, рождается ритм. В рисунке головы есть множество из морщин, волос, ресниц, веснушек. А кто нам мешает составить множество из одинаковых голов?
Контраст
Изобразительные средства особенно хороши, если знать их сильные и слабые стороны.
Контрастный душ освежает, уводит нас от скуки монотонного. Но всегда ли уместна барабанная дробь?
Очень часто однообразие создаётся для передачи на его фоне яркого всплеска, Это тоже контраст.
Контраст наклона, толщины, яркости.
В рисунке надо всегда что-то выпячивать, а что-то прятать. Показать силу очень просто, покажите рядом с ней слабость. Соседство с дохляком сильному выгодно. Яркому выгодно находиться в окружении тусклого, толстому в окружении тонкого.
Помимо контраста мы видим здесь и ритм, метрический ритм. Его мерность можно легко нарушить, дав возможность линиям разбежаться, и тогда возникнет динамика, движение того, что неподвижно на бумаге.
Намекнём на объём формы
Штриховое пятно может быть и моделирующим. Придать рисунку лёгкую объёмность не так и сложно. Пускай на первых порах это будет несколько трафаретно, но без теней голова смотрится сиротливо.
Совет прост. Выберети направление источника света, и создавайте все тени там, куда свет не может попадать.
Теперь вы умеете рисовать, приобрели изрядную порцию наглости по отношению к всевозможным запретам и стереотипам мышления. Когда что-то приобретаешь даром, чувствуешь себя счастливчиком. Даже, если это и не божий дар, и вам не суждено тащить его на спине, как свой крест, то это и не зараза. Просто наслаждайтесь халявой!
Забыл сказать, кружочки и квадратики можно заменять и более интересными формами, попробуйте, вдруг, получится.
Не надо думайть, что мы забрались в мир мультипликации, это мультипликация влезла в мир детских технология. Ограниченность возможностей, то, что их объединяло до появления цифры компьютера, постепенно теряет свою актуальность.
Рассмотрим тему в ручном исполнении, и в цифре.
Ваша техническая оснащенность напрямую влияет и на вашу технику исполнения рисунка. Карандаш в руке и чертежный набор приведут вас к разным результатам в изображении одного и того же объекта. (Векторная технология)
Два уровня сложности, простейший, и профессиональный. Ваши графические идеи всегда можно использовать в создании законченной композиции, как в традиционной техники, так и в современной цифровой. Вы приобретаете навыки проектирования.
Рисование примитивами даёт далёкие от приметива результаты. Из простых форм мы всегда получаем сложные.
Мне хотелось привлечь ваше внимание к интереснейшему занятию, где проявляется наша жажда к красоте и размышлению.
Ни одну линию вы не проведёте бездумно, даже, если и будете стремиться к спонтанности. Спонтанность всегда вырывается запасом прошлых размышлений и чувств.
Серия сообщений "Теория узоров":
Часть 1 - Теория узоров - 1
Часть 2 - Теория узоров - 2
Часть 3 - Теория узоров - 3
Часть 4 - Без царя в голове
Часть 5 - Рисование примитивами
Серия сообщений "Логика вне логики":
Часть 1 - Логика вне логики - 1
Часть 2 - Логика вне логики - 2
...
Часть 6 - Пустая луковка
Часть 7 - Скоропись рисунка
Часть 8 - Рисование примитивами
Часть 9 - Стенгазета рукотворная
Часть 10 - Бессонница-01
Серия сообщений "Предмет - композиция":
Часть 1 - Парусник
Часть 2 - 3 - Дизайн маски (от общего к частному)
...
Часть 4 - Теория узоров - 2
Часть 5 - Теория узоров - 3
Часть 6 - Рисование примитивами
Часть 7 - Стенгазета рукотворная
Часть 8 - Система управления головой дизайнера
...
Часть 31 - Глубина пространства - 04
Часть 32 - Глубина пространства - 05
Часть 33 - Рисую театральные куклы - 11