• Авторизация


Композиция и дети - 02 02-07-2015 10:27 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Roman_FRF Оригинальное сообщение

Композиция и дети - 02

Формализованные материалы

Представлены материалы по композиции, доступные пониманию детей начиная с дошкольного и младшего школьного возраста. Учебные темы только обозначены, но детальное их раскрытие не вызовет проблем у педагога-художника.

Все могут нарисовать приметивную форму, для этого не нужно быть художником (вспомните рисунки  малышей).Но все ли могут из примитивных форм составить единое целое, то, что называют композицией, не просто собрать все в одно место, в одну кучку, а получить эстетически значимое целое? Художественная практика выработала массу профессиональных приемов, помогающих решению подобных задач.
С законами композиции можно знакомиться на самой ранней стадии освоения изобразительного искусства. Палочки, крючки, буквы, - это все, что вам сегодня доступно? Но и на этой базе графического материала можно учиться композиции.
Составными элементами композиции могут быть детали фотографий, реальные предметы, люди. Переставляя мебель в комнате, высаживая цветы на клумбе, делая игрушку или куклу, вы из частей составляете единое целое. Но в рисунке, а отличии от театра или архитектуры, все приходится рисовать. Сложность используемых элементов зависит от ваших сегодняшних возможностей.


Прошло уже года два или три с момента публикации этого предисловия. В нём я наивно полагал, что детальное раскрытие публикуемых тем не должно вызвать у педагогов каких-либо проблем.  Проблемы возникли, и все о них скромно умолчали. В свою очередь, я деликатно умолчал о своей надежде просветить не только детей, но и самих педагогов, Начну исправлять свои ошибки, и по мере сил попытаюсь более детально (более многословно) высказываться по каждой теме.  


 

Ассоциативное восприятие линии 

 

Изобразительные средства могут находиться в гармонии друг с другом и в дисгармонии, могут располагаться хаотично или в каком-либо порядке, но в каждом случае будет получена своя, весьма предсказуемая реакция зрителя. Знание выразительных возможностей линии помогает решению творческих задач.
Эмоциональное состояние композиции формируется не только ее сюжетной драматургией, но и соответствующими изобразительными
средствами. Форма должна находиться в гармонии с содержанием.  
.
 

  [510x113]

Нюансные отношения (очень похожих друг на друга линий)
могут восприниматься, как шепот, тишина, покой, нежность.



 

  [510x113]

Количественное соотношение темного – светлого в пользу темного
может воздействовать угнетающе, как подавление чего-то слабого.




[510x114]

Контрастные сочетания линий, противоположных по своим свойствам, воспринимаются, как крик, беспокойство, резкость.


 

[510x113]

Характер ритма линейных элементов бесконечно разнообразен. Несмотря на это, легко уловить самые общие закономерности
в воздействии того или иного ритма на человека.
Равномерное чередование линий нас успокаивает, динамическое – возбуждает. Напрашивается прямая аналогия с воздействием музыкальных ритмов на человека.


[510x113]

 Близко расположенные к нам линии (насыщенные по тону и цвету, фактурные).



 

[510x113]

Далёкие от нас линии (бледнее, тоньше, менее детальные по форме).



Грамотное применение линий с заданными свойствами 
(толщина, светлота, фактура, цвет), позволяет передавать
пространственные ощущения в рисунке, не прибегая к средствам
линейной перспективы.


 

Выразительность линии 

Даже малышам не трудно почувствовать в рисунке игру разнообразых по свойствам линий. Выразительность  графики часта определяется простым контрастом. Линии могут быть прямыми или кривыми, толстыми или тонкими. Линия обладает цветом, тоном и фактурой. Выразительность не всегда достигается сочностью цвета или неожиданной формой, многое зависит от обстаятельств.
 
 

  [510x113]

Тон
 

  [510x113]

 Фактура
 

  [510x113]

Цвет



Многие программы французских и американских художественных школ строятся на основе изображения рядов линий, чередующихся по толщине, по цвету, по фактуре, параллельно происходит знакомство детей с видами ритма. Дети учатся улавливать в таких простых  композициях различные ассоциативные нюансы.

Для примера, я опубликовал интересный опыт работы американской художнцы с детьми, который мало кто из читателей оценил.  http://www.liveinternet.ru/users/roman_frf/rubric/2099231/  


 

У линии есть солирующие роли

  [510x113]

когда она может восприниматься как самостоятельный изобразительный элемент,
когда она «рисуется» перед нами во всей своей красе (декоративная).
 

И есть вспомогательные роли, когда линия пытается что-то нарисовать.



 

[510x113]

Линия может быть непонятной, но невероятно красивой.
А может быть ясной и точной, как в техническом чертеже,
но сухой и скучной.  


 

У листа бумаги есть верх и низ, есть право и лево. Вам неизбежно придётся говорить об этих очевидных вещах, чтобы малыши согласованно ориентировали свои изображения относительно земли и неба. Наверника, вы знаете, как человечки разлетаются по бумаге в разных направлениях. 

[510x113]

Вправо, влево - горизонталь. Вверх, вниз - вертикаль.

 
  [510x113]

 Основные геометрические фигуры: круг, квадрат и треугольник.
 

  [510x113]

 

Практически, всё рисование на ранней стадии обучения детей сводится к складыванию образа из простых геометрических форм.
И здесь ребёнку важно достичь сопоставимого различия квадрата от прямоугольника, круга от треугольника, а не умения изображать ровные круги или прямые углы. Какими бы кривыми не были формы на рисунке, вы можете различить в них квадрат и треугольник.

 

Трансформацией объекта можно получить силуэт любой формы.
От детского конструктора плавно переходим к рисованию. 
 
 
[510x113]

Деформация краев, прорыв поверхности, слияние форм.
 

  [510x113]

 Разрезание объекта, всплеск за пределы объекта, растягивание.
 

  [510x113]

 Слияние перекрывающихся объектов. 



Не пытайтесь уловить какую-либо закономерность в последовательности изложения этих тем. Напоминаю, страница называется "Формализованные материалы".  Это то, что может присутствовать в любом рисунке или живописи в различных сочетаниях, это то, что может присутствовать в вашем сознании и выходить в нужный момент наружу, обрастая живым мясом. 

 

 Понимание роли силуэта в композиции, залог ее выразительности.

Отношение к силуэту может быть разным в зависимости от стоящей перед вами задачи. Есть масса примеров лиричных, нежно воздушных композиционных состояний, когда всё размазано, всё туманно и загадочно. У художника должны быть веские причины на использование подобных решений. На раннем этапе обучения детей целесообразно уделить особое внимание на доминирующую роль силуэта в построении композиции, от формы которого во многом зависит её успех. 

  [510x113]

 Узнаваемость объекта по его силуэту зависит от выбора точки зрения на него. Здесь всё понятно, на фигуру шахматного коня вы будете смотреть в профиль, а не снизу или сверху, когда он превратится в круг. 


 

  [510x113]

 Не всегда лаконичность силуэта находится в гармонии с его инфромативностью. Понятно, что выгоднее показать голову в профиль, а не в фас. 


 

[508x113]
 

Добавление детали к силуэту поможет узнаваемости объекта. У головы такой деталью был нос.


 

  [510x113]

Выразительность движения фигуры, ее позы зависит от того,
насколько выразителен, информативен образующийся при этом силуэт. Проще говоря, ищите ясно "читаемою" позу человека.



 

.
[510x113]

С уменьшением размеров силуэта его мелкие детали, по которым он узнавался, могут исчезнуть. Это особенно важно для проектирования театральных кукол, которые воспринимаются зрителяси с расстояния.


 

[510x113]

Необходимо соизмерять количество деталей силуэта
с возможностью их восприятия на расстоянии.


 

[510x113]

Во многих случаях силуэт не связан с каким-либо объектом, и может носить отвлечённый характер. Здесь повышается роль силуэта в зарождении ассоциативных связей в нашем сознании.



Подобие

Однообразные округлые формы различных размеров, получаемые изображением
замкнутых линий, представляют собою первые детские рисунки, основанные на подобии форм (лепестки цветка, облака, камешки).
Начинающие художники плохо понимают роль подобия в создании стилистического и композиционного единства работы. 
Любое дизайнерское изделие пронизано подобием его элементов. Либо оно держится на закруглённых углах, либо повторяются разных размеров, но подобных форм карманы и кармашики... Подобие и ритм ходят рядом, подобие, это повторение форм. Дайте ребёнку почувствовать возможности этого композиционного приёма, возможности организации рисунка через подобие. 

  [510x113]

Подобные предметы разной геометрической формы с одинаковым их расположением.


 

  [510x113]

 

  [510x113]

Организация подобных элементов неправильной формы позволяет создавать узнаваемые образы и глубину пространства.


Продолжение будет.
 

Серия сообщений "Композиция и дети":
Часть 1 - Композиция и дети (программный текст)
Часть 2 - 5 - роспись (конструирование и дети)
...
Часть 18 - Пропорции
Часть 19 - Композиция и дети - 1
Часть 20 - Композиция и дети - 02
Часть 21 - Композиция и дети - 03
Часть 22 - Композиция и дети - 04
...
Часть 27 - Колорит в живописи детей
Часть 28 - ...могли бы Вы ответить...
Часть 29 - Мы рисуем дом
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Композиция и дети - 02 | tanechka762 - Дневник tanechka762 | Лента друзей tanechka762 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»