• Авторизация


Композиция и дети - 1 02-07-2015 10:27 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Roman_FRF Оригинальное сообщение

Композиция и дети - 1

Для молодых педагогов без специального художественного образования, вынужденных жизнью обучать детей  рисованию и живописи. 


Даже опытные художники, столкнувшись с дошкольниками и детьми младших классов, теряются, и не могут быстро сообразить, чем можно с ними заниматься. По себе знаю, как трудно забыть о своих знаниях академического рисунка и живописи, и переключиться на условный изобразительный язык детей.

Быстро заметил одну убийственную закономерность, педагоги без художественного образования упорно стремяться обучать детей тому, чему сами хотели бы научиться, - реалистичному рисунку. Ни какие слова о том, что к этой задаче дети созревают только к 10-12 годам не помогают, и начинает продолжаться педагогическая пошлость, основанная на извращённых критериях оценки детского творчества. Кошечки с бантиками, слащавые  фигурки Барби, цветочки, содранные с книжек и открыток (не важно, по памяти или нет), важно встретить умиление благодарных родителей, важно потешить своё самолюбие, - мои детки рисуют как большие, по настоящему!  У меня нет желания упрекать людей в отсутствии знаний и вкуса, в том, что они отнимают у ребят детство, сажая их за натюрморты, есть естественное желание поделиться своим пониманием, чему можно и нужно учить детей с учётом их возрастных особенностей.  

Изобразительное творчество детей я отношу к композиции, и процесс обучения строю во круг этого "взрослого" предмета. Ни светотень, ни пространственные ракурсы, а элементарные знания о линии, о пятнах цвета, о возможных сочетаниях этих средств изображения друг с другом, о гармонии и асоциациях, о том, что доступно пониманию детей с самого младшего возраста. Именно по этому я называю подборку этих страниц  

Композиция и дети


Уровень сложности

 

Большая или меньшая условность языка детского рисунка определяется возрастными ограничениями.
То, что доступно в старшем возрасте, не доступно в младшем.

У художника нет таких ограничений. Для воплощения своего замысла он может выбрать
любой уровень сложности.

 
[510x114]

Перспективные ракурсы, наличие светотени,
это один уровень сложности рисунка.



У детей младшего возраста возможности ограничены.

[510x113]

Фронтальная проекция, простота форм и полное отсутствие светотени и ракурсов,
это другой уровень сложности рисунка.



[510x113]

Даже количество суставов у нарисованного человечка
говорит о большей или меньшей  сложности рисунка. 


 

Зачем я говорю об этом?
Не владея перспективой и светотенью, ребёнок способен обозначить знакомый ему предмет своими средствами, и наша задача, показать, как этими средствами добиться большей выразительности рисунка.



Узноваемость образа 

Меня всегда интересовала природа детского рисунка, мне казалось, стоит разгадать  истоки детских каракуль и станет ясно, как и чему их учить. Покопавшись в истории  древних народов, мы легко обнаружим сходство художественного мышления пещерных творцов и наших детей. Эволюционное развитие искусства тысячилетий каждый человек начинает пробегать с младенчества.

 

Художники Средневековья, как и наши дети, не владели перспективой. 

[показать]

[показать]

 

Это вам не сюрреализм, это отсутствие понимания единой точки зрения. 

Шахматная доска показана фронтально, морда дана в фас, а ее пасть  в профиль.



[показать]

Отсутствие в головах наших детей умных правил позволяет конкурировать им со средневековыми художниками, и создавать такие же шедевры! 


 


1

 

Как добиться “узнаваемости” рисунка, основу которого составляет силуэт неопределенной формы в виде картошки или булыжника (рис. слева), или просто каля-маля?
Простым добавлением деталей, создающих  образ, и помогающих его распознанию. Нашему зрению требуются ориентиры.
Такими деталями могут быть две точки, обозначающие глаза, палочки ног, крючок хвостика. Вырванные из общего контекста, беспорядочно разбросанные по бумаге,
они теряют свой смысл (рис. справа).  

[510x113]
 

Разбросав все детали рисунка по отдельности,
мы видим только палочки, точки, кривые геометрические фигуры.



 

  [510x113]

Какое животное нарисовано или какой человек? 
Пока, все разъяснения мы получим только от автора рисунка в устной форме.
Какие бы интерпретации не приходили нам в голову, мы понимаем, что это уже нечто




 
 

 

Первые рисунки детей ограничены изображением конструктивных схем хорошо знакомых им образов. Доступны только простейшие формы
и простейшие способы их комбинирования.

 

[510x113]

 

[510x113]

 


Традиционный набор из домиков, деревьев, людей и зверюшек, цветов, лесенок, и обязательного солнышка, передается из поколения в поколение, от старших детей к младшим. Но эти схемы уже позволяют определить вид предметов: домики, животные, люди, рыбки, птицы.

[510x113]

Кто это? Человек, но какой не понятно, - мужчина, женщина, взрослый, ребенок?  



 


 
 

 

Со временем, каждый конструктивный элемент схемы (отрезки линий) заменяется более подходящими формами.
Схема обогащается сложными объектами (прямоугольниками, кругами , произвольными силуэтами - своего рода модулями). По-прежнему,  сохраняя узнаваемость образа только за счет заложенной в него конструктивной основы, дети повышают выразительность самого рисунка, и тут активность педагога возрастает (ему есть что посоветовать ученику).
 

 

[510x113]

 



 

[510x113]

Простое всегда можно усложнить. То, что обозначалось просто линиями,
можно заменить овалами или прямоугольниками. Как и прежде, только сложенные в определенном порядке, они превращаются в ножки да рожки. 


 

 

 

Вообще-то, первые контурные схематичные рисунки представляют из себя структурные схемы.  Изобразительные элементы, влияющие на узнаваемость образа, я привык называть знаками зрительной ориентации. То, что раньше было отвлеченной формой или простым обозначением класса предметов (человек, животное, растение), можно наделить индивидуальными характеристиками.  
 


[510x114]

Небольшие детали помогут детям превратить кружок в воздушный шарик, в ягоду 
или в смешную рожицу.




[510x114]

Контекст определяет содержание!
Один и тот же образ детского рисунка  в сочетании с разными деталями 
приобретает разные значения (контекст определяет содержание). 



[510x114]

Ни один ребенок не оставит кошек в схематичном виде. Появятся глазки, носики,
ротики - все то, что мы назвали бы знаками зрительной ориентации.



 

[510x114]

Структурная схема, замещенная замкнутыми формами, помогает организовать линии в узнаваемый образ, а это является для ребёнка лучшим стимулом к работе и доступной возможностью самоконтроля. Если образ узнаваем, значит, всё сделано точно. 


 

Наступает момент, когда в “колбасную схему”  начинают проникать простые узноваемые силуэты, по форме близкие к определенным объектам (ладошка руки, обувь, шляпа и т. п.). Появляется возможность определить ни только то, что нарисовано животное,
а не птица, но и то, какое это животное (кошка, мишка).
 

 

[510x113]

 И главное, некоторые детали рисунка в виде силуэтов сохраняют свою узнаваемость и вне общего контекста. Смешайте элементы рисунка, и вы легко узнаете силуэт головы мишки (рис. справа). 


 

[510x113]

Появляются одни сложные силуэты с характерными признаками образа.


 

[510x113]

С того момента, как ребенок переходит к изображению силуэта, узнаваемого вне зависимости от других деталей рисунка, и вне зависимости от своего расположения среди них, можно говорить, что он художник.


6

 

 Игрушки и куклы являются моделью окружающего нас мира.
Лаконичностью форм и простотой конструкции они удивительно близки образам детского творчества.  
 

  [510x113]

Конструктивный рисунок ребёнка легко трансформировать (менять позу, добавлять движение), а силуэтный образ в чистом виде мало подвижен, он труден для трансформации.


 

[510x113]

Комбинации из простых форм порождают бесконечное разнообразие персонажей, которым  легко придать новую позу, новое движение.



.
[510x113]

Все это напоминает плоские бумажные куклы на шарнирах, которым можно легко придавать различные позы. 
Опытный педагог быстро догадается использовать методику перекладок в учебном процессе.


У меня нет желания настаивать на правоте своих рассуждений, но выстроенная схема восприятия детского рисунка помогает точнее организовывать индивидуальный учебный процесс в разновозрастной группе.


 

Эти живые линии (немного о методике)

Эстетическое воспитание детей начинается уже с того момента, когда они учатся эмоциональному взгляду на, казалось бы, ничего не значащие линии. Это важно для тех, кто ещё не способен изобразить что-либо вразумительное, и для тех, кто уже способен наделить рисунок смыслом.
 

Дети с интересом узнают, что:

[510x114]

по своему характеру линии могут быть очень прямолинейными или слегка взволнованными.



  [510x113]

 Одни из них  склонны к нежной дружбе,
 

  [510x113]

 другие способны на коварство.



  [510x114]

  Встречаются настоящие путаники, глядя на которых, вообще трудно что-либо понять.



  [510x114]

Есть среди линий кривляки и ломаки.
Все, как у людей, каждая линия хитра по-своему.



 

[510x113]

Как и люди, линии редко гуляют в одиночку. Некоторых можно назвать
 неразлучными парочками. Они всегда бегут параллельно  друг другу,  держась за руки.

  [510x113]

Некоторые скромницы стремятся раствориться на глазах у всех и превратиться в пунктир. Эта мелочь может долго бегать гуськом 
по бумаге ни кем не замеченной.



[510x113]
 

При встрече друг с другом бывают моменты, когда линии только слегка соприкасаются (касательные), чтобы мирно разойтись в разные стороны.



[510x113]

Бывают и конфликтные ситуации - одинаковые по характеру линии неожиданно идут вразрез друг другу (пересекающиеся),



 

[510x113]

Ну, а если они еще и разные по характеру, то может разразиться шумный скандал (контраст).



 

  [510x114]

 Необычайно интересно смотреть на линии,  пытающиеся поймать свой хвост.
Это происходит от желания завладеть частью  пространства на бумаге.
 У молоденькой и неопытной линии это не всегда получается.



 

  [510x113]

 Но уж если получится,  то,  в зависимости от ее желания, этот участок
может принимать самые причудливые формы, в некоторых случаях
напоминающих нам что-то уже виденное в жизни (замкнутая линия).





  [510x113]

Известно, что линия может похудеть или потолстеть, может стать яркой и светлой,  а может превратиться в невзрачную чернушку.
В зависимости от своей формы, простая черточка может больно царапнуть наш взгляд или нежно погладить.


Одушевляя в разговоре с ребенком нарисованные линии, мы способствуем развитию  у него ассоциативного эмоционального восприятия изображения, мы говорим с ним на понятном языке эмоций.

Беда для детей, если не катастрофа, когда педагог не владеет образным мышлением, и не способен легко и естественно общаться с детьми. Можно ничего не знать о рисовании, но если есть фантазия и вдохновенное словоь, вы на коне. 

 


 

С пудликации этого затерявшегося материала начинался мой дневник. Прошло время, пришёл опыт, и я решил по новому разместить важные для меня страницы.


Продолжение будет.

 

Серия сообщений "Композиция и дети":
Часть 1 - Композиция и дети (программный текст)
Часть 2 - 5 - роспись (конструирование и дети)
...
Часть 17 - Логика вне логики - 4
Часть 18 - Пропорции
Часть 19 - Композиция и дети - 1
Часть 20 - Композиция и дети - 02
Часть 21 - Композиция и дети - 03
...
Часть 27 - Колорит в живописи детей
Часть 28 - ...могли бы Вы ответить...
Часть 29 - Мы рисуем дом
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Композиция и дети - 1 | tanechka762 - Дневник tanechka762 | Лента друзей tanechka762 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»