Вот 10 часов вечера для меня поздно… потому что встаю очень рано…, но вчера дождалась-таки 22.30 и не пожалела. Смотрела новый фильм Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». Не могу сказать, что фильм безоговорочно понравился, но и не могу сказать, что фильм не понравился. Может, «столичные» жители откроют для себя что-то новое, а для меня все это очень близко, знакомо, но не составляет основу бытия и моего окружения. Почему? Потому что каждый из нас ищет и видит в жизни то, что хочет видеть. Для кого-то «стакан наполовину пусть, а для кого-то наполовину полон», кто-то весной видит распустившуюся мать-и-мачеху, а кто-то собачьи какашки, вытаявшие из под снега. Ощущения после просмотра фильма: на самом деле жизнь очень проста, а «заморочки» мы сами себе придумываем. Не знаю, буду ли пересматривать этот фильм (может, из-за пейзажей), но жалеть о том, что посмотрела точно не буду.
Ну, и из сети: «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» — драматический фильм 2014 года режиссёра Андрея Кончаловского. Фильм завершил трилогию Кончаловского о российской глубинке, и войдя в конкурсную программу 71-го Венецианского кинофестиваля, получил главный режиссёрский приз «Серебряный лев». Во многих деревнях, разбросанных по России, люди живут как бы вне государства и практически предоставлены сами себе. Зачастую единственным представителем власти в подобных местах является почтальон. Он становится главным связующим звеном между немногочисленными жителями заброшенных деревень и городской цивилизацией. Об одном из таких почтальонов, а именно об Алексее Тряпицыне, и рассказывает этот фильм. Единственным способом добраться от затерянной деревни до материка является пересечение озера на лодке. Там живёт всего несколько человек и все они хорошо знают друг друга, живя так, как их предки жили на протяжении веков. А Тряпицын является для них единственной связью с внешним миром. Влюблённая в него женщина решает бежать от этой жизни в город. Одновременно у почтальона украли подвесной мотор, в результате чего он больше не может доставлять почту и, после некоторой внутренней борьбы, решает уехать в город. Но скоро он вернётся, даже если не может объяснить почему, может, его просто тянет туда, и он скучает по своим родным местам.
Режиссёр-постановщик: Андрей Кончаловский
Сценаристы: Андрей Кончаловский, Елена Киселёва
Оператор-постановщик: Александр Симонов
Композитор: Эдуард Артемьев
Звукорежиссёр: Полина Волынкина
Режиссер : Екатерина Вещева
Ассистент по актёрам: Элина Терняева
Продюсеры: Андрей Кончаловский, Олеся Гидрат, Евгений Степанов
Андрей Кончаловский признался, что «просто наблюдал за жизнью и людьми», а сценарий фильма о жизни реального сельского почтальона из деревни под Архангельском, сложился при монтаже отснятого материала. Он говорил, что «мы решили снять историю про человека, который имеет какую-то профессию, позволяющую ему общаться со многими людьми. Когда я это решил, думал, врач, может быть, ещё кто-то, а потом — почтальон», и в итоге нужного человека искали около года, а потом выбрали из 50 претендентов. Вот как рассказал об этом сам Алексей Тряпицын:«Да я вообще не думал, что кино будут снимать по-настоящему. Сначала и вовсе решил, что меня разыгрывают. Потом приехали девчата: из киностудии Андрея Кончаловского, говорят. Трое. Приехали, познакомились со мной, поездили вместе по островам, на любительскую камеру поснимали — для себя как бы. Я с ними разговорился, и они сказали, что там будет типа отбор. Они же не одного меня хотели снимать, разных людей пробовали! К нам вообще заехали в последнюю очередь. А потом гляжу: нас выбрали!».Съёмки проходили в Плесецком районе Архангельской области на местах реальных событий, что происходят с главным героем каждый день, а большинство ролей исполнили местные жители, благодаря чему фильм обрёл эффект документальности. Кончаловский отметил, что «я снимал не там, где натура красивая, а там, где мы нашли героя фильма. Почтальон Алексей Тряпицын — реальная фигура, которая живёт в реальном месте. Развозит им хлеб, почту, налоги, лампочки, деньги, пенсии. Он для них — жизнь. Ощущения от жизни сегодня очень простых русских людей. Вот я и снял про них кино. Вместе с ними. Они мне помогали писать сценарий». Но чтобы обычная история жизни стала драмой, он включил в повествование персонажей матери и сына, приехавших из «большого города», которых сыграли Ирина Ермолова и Тимур Бондаренко (Ирина — профессиональная актриса из екатеринбургского «Коляда-театра»). Оператором-постановщиком фильма выступил Александр Симонов, постоянно сотрудничавший с Алексеем Балабановым. Съёмочная группа включала в себя только 25 человек.По некоторым данным, компания «Почта России» вложила в производство фильма около 30 миллионов рублей (примерно 820 тысяч долларов США), а ещё 26,5 млн руб. (около $720 тыс.) выделило Министерство культуры РФ. 25 августа 2014 года кинокомпания Антона Мазурова «ANT!PODE Sales & Distribution» приобрела права на прокат фильма по кинотеатрам мира у компании «Кинокомпания Андрея Кончаловского».Будучи участником конкурсной программы 71-го Венецианского кинофестиваля, фильм получил возможность претендовать на его призы. Сам Кончаловский не без волнения узнал об этом, так как в Венеции началась его карьера. 4 сентября состоялся показ фильма для прессы, а 5 сентября — в рамках конкурса. Перед финальным днём фестиваля, Кончаловский говоря о героях своей картины, рассказал, что «я, конечно, повезу им в деревню фильм, но думаю, что они будут разочарованы. Я вообще не думаю, что им особо интересно, что в результате получилось», выразив сомнение в том, что фильм понравится и российским зрителям, видящим «эту жизнь каждый день», а в то же время европейцам он может показаться интересным, потому что они не знают о существовании таких мест и такой жизни. 6 сентября международное жюри во главе с французским кинокомпозитором Александром Депла объявило о присуждении фильму Кончаловского премии «Серебряный лев», а также дополнительно — «Green Drop Award», за уделение внимания экологическим ценностям. На пресс-конференции Кончаловский сказал, что «желание нравиться кому-то очень соблазнительно и деструктивно. Я рад, что я здесь, на фестивале в Венеции, и рад, что фильм, который был для меня абсолютно новым опытом, оказался интересен здесь». В то же время, фильм был помещен на стенд «Russian Cinema», работающий во время 39-го (англ.)русск. Кинофестиваля в Торонто, что может помочь его прокату в США, Канаде, Франции, Португалии и Польше.Фильм рассматривался российским оскаровским комитетом в качестве кандидата от России на премию «Оскар» за лучший иностранный фильм за 2014 год. Однако Андрей Кончаловский попросил комитет не рассматривать свой фильм в качестве кандидата при выдвижении номинанта от России. Режиссёр пояснил, что было бы нелепо бороться за премию американской киноакадемии после озвученной им в последние годы критики голливудизации российского кинематографа и его утверждений о пагубном влиянии американского кино на вкусы и пристрастия российских зрителей. Кроме того, Кончаловский отметил, что премия «Оскар» слишком переоценена, а формулировка «лучший фильм на иностранном языке» подчёркивает сегрегацию мирового кинематографа от англофонного мира (США, Англия, Австралия и Новая Зеландия), что, его мнению, является отжившей свой век идеей Запада о своем культурном доминировании. Его решение поддержал министр культуры России Владимир Мединский, заявивший, что оскаровская премия не является объективной, её значение переоценено, а к тому же на её результаты сильно влияют политические мотивы. В результате кандидатом на номинацию от России за лучший иностранный фильм 2014 года на премию «Оскар» был выдвинут фильм Андрея Звягинцева «Левиафан».Дэвид Руни из «The Hollywood Reporter» отметил, что «смешивая фантастику с документалистикой, сочетая изысканное киномастерство с игривой импровизационной свободой, Андрей Кончаловский сделал то, что может быть наиболее увлекательным фильмом его пост-голливудской карьеры — „Белые ночи почтальона“. Снятый в изолированной деревне на севере России, вокруг и на захватывающем Кенозере, с командой в основном из необученных местных жителей, играющих версии самих себя, он рисует мягкий нюансный портрет захолустного сообщества, нетронутого преобразованиями пост-советской нации». Джессика Кианг в «Indiewire» заметила, что «„Белые ночи почтальона“ широко отмечается как квази-документальный, отмеченный забавным чувством юмора, фильм, освещающий жизнь в забытом уголке мира. И это всё не подвергается сомнению, но для нас он стал гораздо большим, чем просто антропологический интерес. Если он представляет точную картину этой реальности, то чувствуется, что эта реальность, являющаяся нестабильной, до сих пор отрезана от основного русла жизни, что ознаменовало конфликт сюрреализма и магии этого края». Джей Уайссберг из «Variety» тоже отметил, что фильм «сочетает фантастику с реальностью, с командой в основном состоящей из непрофессиональных местных жителей, отображающих свою повседневную жизнь», однако «некоторые моменты потрясающей фотографичности и симпатичности не могут прикрыть поверхностность рассказа, означая, что его международный уровень будет опираться на фестивали и ограниченный евро-прокат». Мауро Донзелли из «ComingSoon» сказал, что «русское кино продолжает открывать огромные природные богатства, оставляя позади проблемы городской жизни и бродя по бесконечным пространствам, где и спустя сто лет мало что изменилось», но «если в великолепном „Левиафане“, лауреате Каннского фестиваля, красивые пейзажи не отвлекают от социальных и политических несправедливостей сегодняшней России, то Кончаловский предпочитает ностальгию, абстрагируясь от сегодняшнего дня».По мнению Дмитрия Быкова, «этот невероятно красивый триллер снят в лучших традициях жанра — Кончаловский вообще успевает перебрать все жанры, от народной комедии до эротической драмы, — но стилизация тут не главное. Главное для автора — показать, что совсем рядом с нынешней деревней, от которой отвернулись решительно все, живут прежние хтонические божества. Тут все рядом — мистика, космическая ракета, семейные шоу Первого канала, и все это друг другу не противоречит. Все вместе складывается в мистерию, в таинственную, глухую, одинокую жизнь. Это и есть русские „Сто лет одиночества“, архангельское Макондо, которое обзаводится моторами и даже гаджетами, но в остальном никуда не уходит из ХV века». Владимир Пастухов на «BBC Russian» в свою очередь отметил, что «расхожее мнение состоит в том, что Кончаловский снял фильм о русской деревне. В действительности он снял фильм о России в целом. Потому что вся Россия, по его мнению, была и остается в этическом и гуманитарном отношении деревней, несмотря на все свои космодромы и ракеты. Более того, в последние десятилетия деревенская ментальность лишь укрепила в ней свои позиции. Русский мир по Кончаловскому — это крестьянский мир со всеми его плюсами и минусами. Так было четыреста лет назад и так продолжает быть сейчас».