Дурак видит только то, что хочет видеть, а если не получается,
он отворачивается и говорит, что всё равно оно там есть.
* * *
Если каждый дурак подстраивается в своих мнениях под мнения
своего референтного стада, то откуда же берутся мнения этого
стада? Они берутся от дураков харизматического типа, которые тоже
подстраиваются под мнения стада, но подстраиваются творчески,
насколько это возможно для дураков. Поэтому обычно никто стада
дураков не водит: их всех куда-то спонтанно носит, нередко смещая
в совсем уж дурацкие крайности.
* * *
Умнику не о чём говорить с единомышленниками: он ищет возражаю-
щих, чтобы попользоваться ими для исправления своих мнений. Дурак
же ищет таких, как сам, чтобы вместе переливать из пустого в
порожнее и источать комплименты друг другу.
* * *
Умник ИЩЕТ мнения, противоречащие его собственным: они дают ему
возможность проверить и подправить себя, то есть стать сильнее.
Дураку же такие мнения в лучшем случае не интересны, в худшем
вызывают раздражение.
* * *
Далеко не каждый дурак в состоянии благополучно переносить
свободу и изобилие. Вполне выдерживает это только дурак ленивый
и вдобавок помешанный на сохранении здоровья и безопасности.
* * *
Если высказать что-то, выходящее за границы обычного перелива-
ния из пустого в порожнее, дурак либо игнорирует, либо разражает-
ся комментариями подзаборного характера, либо старательно выдаёт
какую-нибудь мутную серятину на поллиста -- для твоего просвеще-
ния, как будто от него ждали некоторого обсуждения, а не просто
факта какой-то реакции (или её отсутствия) -- для статистического
учёта этого факта в рамках заурядного исследования на тему "Дура-
ки и что-то там". Чтобы эффективно манипулировать дураками, надо
знать, как они реагируют на те или иные вещи, а единственный
надёжный путь к этому -- эксперимент (если, конечно, ты сам не
дурак и не лишён таким образом возможности просто судить о других
по себе).
* * *
Иной дурак берётся имитировать умника: демонстрирует интерес
к чужим мнениям и снисходительность к чужим ошибкам, подпускает
иронию по отношению к самому себе и т. д. Надо заметить, занятие
это совершенно напрасное, потому что этот чудак рискует вызвать
неприязнь других дураков, но не сможет добраться до удовольствий,
доступных лишь умникам.
* * *
В общении с дураками надо учитывать, что они понимают лишь
простые формы выражения мысли. К примеру, если допустишь элемент
иронии по отношению к самому себе, почти наверняка кто-нибудь
высунется со своим ликующим "Ну вот ведь, сам признался!" При-
знался в чём? В том, что, в отличие, от дураков, стараешься
непредвзято и весело смотреть на себя и мир? Да, действительно:
это то самое, чем ты от них отличаешься.
* * *
Когда дурак высказывает снисходительное сожаление по поводу
твоей неспособности выражаться понятным и приятным для дураков
образом, сноси этот укол стойко: действительно ведь, тебе это не
дано.
* * *
Чем более матёр дурак, тем короче его "критические" реплики.
В самом деле, зачем много слов, если за каждое могут выставить
таким уродом, что даже нормальные дураки постараются держаться от
него подальше?
* * *
Что ни скажешь, отыщется дурак, который решит, что этим ты за-
клеймил себя как законченное и неисправимое ничтожество. Дело не
в тебе, а в нём: в его стремлении на миг пережить острое чувство
собственного величия, не рискуя получить в голову.
* * *
Дураки обычно испытывают непреодолимые трудности с пониманием
пословицы "Как аукнется, так и откликнется": их безмерно поражает
и возмущает, когда в ответ они получают приблизительно то же, с
чего сами начали.
* * *
Поскольку дурак обычно не нисходит до того, чтобы выражаться
иначе, чем у дураков принято, он в "споре" зачастую ограничивает-
ся фразами типа "Сам дурак!" или "От педераста слышу!" На дураков
это вполне действует, а дурак ведь не идиот, чтобы лишний раз
напрягать свой УМ.
* * *
Дураки всегда пытаются уязвить оппонента теми словами, от
которых страдали бы сами. Им трудно понять, что люди бывают очень
разные и что не все воспринимают дураков как равных себе индиви-
дов, а их любимые слова -- как что-то, имеющее важный смысл.
* * *
Дураки всегда скопом: задень одного -- и набежит целая свора.
Поэтому дураков лучше вообще не трогать, а если какого-то всё же
зацепил, готовься разить во все стороны.
* * *
Если задел дурака, отступать бессмысленно, потому что некуда:
в другом месте будут такие же дураки (а может быть, ещё худшие).
Уступка дураку обычно тоже ничего не даёт, потому что дурак
понимает её превратно. Остаётся только бить дурака с того места,
на каком находишься: в надежде, что в конце концов его кондрашка
хватит или глисты заедят.
* * *
Дураки вообще плохо переносят возражения, но наиболее сильно
они возмущаются, если пускаются ПРАВЕДНИЧАТЬ, то есть любоваться
собой на фоне гнусной современности, а в это время вдруг кто-то
вставляет свои ироничные три копейки.
* * *
Воспитанный и образованный дурак никогда не назовёт своего
оппонента словоблудом или сумасшедшим: нет, он привяжется к
какой-нибудь мнимой ошибке у него и начнёт снисходительно поучать
его в том, как должны работать у человека мозги, чтобы на выходе
было только дурацкое: положительно воспринимаемое и бесполезное.
* * *
У дураков иногда появляются АРГУМЕНТЫ. Несколько растерявшись
от неожиданности, ты брезгливо, как раздавленного таракана за ус,
подносишь НЕЧТО к глазам и спрашиваешь: "Это -- аргумент?!" "ДА!"
-- с гордостью отвечает "оппонент".
* * *
Когда дурак вдруг начинает "аргументировать", всякий раз удив-
ляешься: зачем?! Во-первых, глас дурака -- это и так глас Божий.
Во-вторых, аргументы всё равно получаются такие же кривые, как и
тезисы, потому что источник у них один и тот же. Я богохульствую?
Нет, я констатирую закономерность.
* * *
Дурак хочет выглядеть крепкой личностью и обычно сильно беспо-
коится о том, как воспринимают его окружающие, то есть по преиму-
ществу такие же дураки. Беспокойство это совершенно напрасное
(можно сказать, дурацкое), поскольку что вероятность случайно
сойти за умника настолько незначительная, что ею запросто можно
пренебрегать.
* * *
Оскорбления со стороны дурака обычно оскорбляют лишь мой
литературный вкус.
* * *
Благонамеренный дурак -- это ещё не бедствие. Бедствие -- это
когда благонамеренный дурак оказывается вдобавок дураком актив-
ным, то есть стремится как можно шире распространить свой любимый
набор глупостей. Биосферу уничтожают не столько злодеи с переко-
шенными от подлых мыслей физиономиями, сколько благообразные
дураки, неутомимо творящие "добро". Злодеи же хороши хотя бы тем,
что сдерживают прирост населения, грозящего уничтожить на этой
планете всё сколько-нибудь съедобное и сколько-нибудь горючее.
* * *
Первопричина социальных проблем -- дураки и только дураки, осо-
бенно дураки образованные и благонамеренные (у необразованных и
неблагонамеренных меньше возможностей творить чудеса цивилизации,
разрушительные для окружающей среды). Самые вредные из образован-
ных и благонамеренных дураков -- дураки учёные ("профессионально
изощрённые глупцы" из академий и пр.): их глупости подкрепляются
авторитетом науки, которую в основном не эти дураки делали.
* * *
Кто обращается к дураку с рациональными аргументами, тот сам
недалеко от него ушёл: дураком надо МАНИПУЛИРОВАТЬ, а иначе его
можно переубедить только случайно. Дурак ищущий, сомневающийся --
это уже не совсем дурак: совсем дурак всегда уверен в своей пра-
воте (собственно, такая уверенность и может служить ДОСТАТОЧНЫМ
признаком дурака). Взгляды дурака таки изменяются со временем, но
всегда -- в результате манипулирования.
* * *
Главное условие успеха в обществе -- никогда не задевать основ-
ной массы дураков. Куда бы эту массу ни понесло, надо забежать
вперёд и затесаться в группу лидеров: тогда для большинства ты
будешь вполне хорошим человеком -- достойным того, чтобы стать
ФИГУРОЙ.