Это цитата сообщения
Главный_Мужчина Оригинальное сообщениеПамятник Пушкину: как народ собрал деньги на него

Сейчас это называется "краудфандинг". В XIX веке такого слова не было, хотя само действие, которое обозначает этот термин, уже существовало. Один из ярчайших примеров - памятник Пушкину на Тверском бульваре в Москве. Как известно, он был установлен на народные деньги.
Впервые термин «краудфандинг» (по-английски - crowdfunding, что дословно переводится как «финансирование толпой») употребил в 2006 году Джефф Хау в статье журнала Wired, посвященной феномену коллективных инвестиций в интернете. Лиц, совершающих инвестиции, журналист назвал добровольцами, поскольку они жертвовали свои средства, не дожидаясь какой-либо отдачи.


Открытие памятнику А.С. Пушкину в Москве. 1880 г.
«По подписке», как в то время говорили, собирали деньги на подарки, на городскую инфраструктуру, на лечение и прочие благотворительные начинания.
Все началось сразу после смерти Пушкина. Поэт Василий Жуковский обратился к Николаю Первому, «личному цензору» Александра Сергеевича с просьбой установить памятник Пушкину. Место было выбрано вдалеке от столичной суеты - село Михайловское. К тому же такая скромная локация уменьшала вероятность отказа.
Император перечить не стал, но и денег не дал. И, в соответствии с русской известной пословицей, первый блин вышел комом. Идея заглохла. Хотя что-то пытались собрать.
Второй раз о памятнике Пушкину заговорили в 1855 году. На этот раз инициатором выступила группа из 82 чиновников Министерства иностранных дел. Александр Сергеевич одно время служил в этом ведомстве, и чиновники этим гордились.
Они пишут: «Памятники, воздвигнутые уже Ломоносову, Карамзину и Крылову свидетельствуют, что мы, русские, подобно всем просвещенным народам, признательны к плодотворным заслугам наших великих писателей; в отношении, однако, гениальнейшего из наших поэтов, пробудившими дивными песнями столько прекрасных чувств и стремлений в соотечественниках, столько сделавшего для Русского слова, эта признательность не имеет пока внешнего выражения: Пушкину не поставлено еще памятника!»
В должности министра иностранных дел - бывший одноклассник Пушкина князь Александр Михайлович Горчаков. Без сомнения, это - административный ресурс. Но его, к сожалению, оказывается недостаточно.
Царь, вероятно, был не в настроении. Дело опять заглохло, толком даже не начавшись. Разве что издали пушкинское собрание сочинений.
А в 1860 году выпускники Царскосельского лицея собрались на свой ежегодный торжественный обед. Кто-то из них обратил внимание: первый выпуск состоялся в 1817 году, и полувековой юбилей не за горами.
Собравшиеся приняли решение: ходатайствовать об установке памятника главному царскосельскому выпускнику, Александру Сергеевичу Пушкину. Где? Разумеется, в Царском селе. На чьи средства? Желательно, на казенные.
Николай Иванович Миллер обратился к высоким властям. Но кабинет Александра Второго ответил отказом. Вовсю шла подготовка к крестьянской реформе, всем было не до того.
Хотя и возражений не последовало. Словом, Миллер из этой истории вышел наполовину победителем - без денег, но зато с разрешением открыть повсеместно сбор средств по подписке на создание памятника. Без такого разрешения о памятнике можно было даже не мечтать.
Дело шло медленно. Только на следующий год по губернским учебным управлениям разошелся циркуляр Министерства народного просвещения: «Бывшие воспитанники всех курсов императорского Александровского лицея, уверенные в глубоком сочувствии соотечественников к памяти питомца сего заведения Александра Пушкина, обратились с просьбою о дозволении открыть повсеместно подписку для сооружения покойному нашему поэту памятника, достойного народной его славы».
Там же определялось и точное место: Царское Село, Лицейский сад.
О подписке было широко объявлено в газетах и журналах. Однако россияне, взбудораженные освобождением крестьян и подсчитывающие свои реальные и гипотетические убытки, не спешили жертвовать на памятник. К тому же Писарев некстати выступил с разгромом пушкинской поэзии.
Увы, сумма, собранная к нужному моменту, была явно недостаточна. Однако же она составила некий зачин, о котором вспомнили ближе к концу шестидесятых. Было предложено возобновить подписку, и на этот раз дело пошло гораздо веселее.
Не удивительно, ведь комитет учел ошибки прошлого. В прессе опубликовали воззвание: «В настоящем деле нет, кажется, надобности придумывать доводы для привлечения жертвователей. Значение Пушкина так сознается всеми, права его на памятник так несомненны, что к сказанному прибавлять нечего. Пусть только всякий, сочувствующий великому поэту, принесет свою посильную лепту».
Вся связанная с этим работа велась теперь более четко и организованно. В газетах и журналах печатались имена людей, сделавших пожертвования, независимо от размера дара.
Здесь были люди самого разного общественного положения и материального достатка: представители императорской фамилии, губернаторы, члены различных обществ и комитетов, литераторы, преподаватели, чиновники, солдаты и люди «низкого звания».
Случались и довольно крупные пожертвования, и «скромная лепта в несколько копеек». Среди благотворителей имелись и купцы, и губернаторы, и учителя, и писатели, и чиновники, и солдаты, и даже крестьяне.
Уже упоминавшийся князь Горчаков пожертвовал 200 рублей. На удивление, активность проявила царская семья. 300 рублей дала императрица Мария Александровна. 150 - цесаревна Мария Федоровна.
Великие Князья Владимир и Алексей Александровичи, Константин и Николай Николаевичи с супругой Александрой Петровной, а также внук Николая Первого, именем тоже Николай дали по сотне.
Впрочем, бывало, и обычные рабочие жертвовали больше.
Муки творчества

Проекты И. Н. Шредера, П. П. Забелло и А. М. Опекушина, 1875 год
На очередном торжественном обеде уже 1870 года царскосельские выпускники вернулись к теме пушкинского памятника. Да, пятидесятилетний юбилей успешно проворонен, но сам Пушкин никуда не делся, а, наоборот, стал только популярнее.
Вновь приступили к обсуждению места. Царское Село было отвергнуто как недостаточно посещаемое широкой публикой. Санкт-Петербург не годился - все-таки при жизни Александра Сергеевича его отношения с властью были, мягко говоря, натянутыми, а некоторые его стихи открыто призывали к бунту.
В качестве компромисса выбрали Москву. Общее мнение выразил старенький адмирал Федор Федорович Матюшкин: «Постановка памятника Пушкину в Москве, где беспрестанно толпятся, сменяясь, уроженцы всех стран России, особенно была способна придать ему значение вполне народного достояния».
Тем более, что Александр Сергеевич родился именно в Москве, и жил в Первопрестольной вплоть до поступления в лицей.
Предложение Матюшкина приняли в 1871 году. Сумма стремительно росла. К началу 1873 года она достигла 60 тысяч рублей. И тогда Пушкинский комитет объявил первый открытый конкурс. Ни одна из 15 конкурсных моделей не была признана лучшей.
Авторы первого проекта памятника Л.Бахман и Л.Лаврецкий предложили создать грандиозную композицию со множеством аллегорических фигур. В проекте скульптора Н.Пименова поэт предстает в окружении летящих фигур гения и музы.
В последующие два года были проведены еще два конкурса. Много спорили о проекте знаменитого скульптора М. Антакольского. Он изобразил скалу, вокруг которой поднимаются вверх герои произведений Пушкина. В.В.Стасов поддерживал проект, И.Н.Крамской и И.С.Тургенев критиковали скульптора за сложность сюжета и излишнюю театральность.

В результате
жюри остановилось на проекте скульптора А.М.Опекушина. Александр Михайлович Опекушин родился в 1838 году в семье крепостного крестьянина Ярославской губернии. С согласия помещицы он был отдан на обучение ремеслу лепщика в Петербург. Мальчик на побегушках, копировщик гипсовых орнаментов, академик скульптуры - таков был путь Опекушина. На скопленные по грошам деньги он покупает свободу от крепостной зависимости. С 1862 года он работает под руководством ваятеля М.О.Микешина над созданием грандиозных многофигурных памятников: Екатерине Второй в Петербурге и "Тысячелетие России" в Новгороде.
Опекушин писал: «Около десятка альбомов пришлось заполнить изображениями Пушкина во всех его возрастах и видах, сделать больше тридцати проектов памятника из глины и пластилина. В течение ряда лет почти не спалось как следует. Были три лихорадочных конкурса. В двух из них участвовали все скульпторы того времени.
Ах, какая жара была! Ах, какая суматоха!.. Каждый хотел быть ваятелем, по выражению Белинского, «вековечного памятника» человеку, который впитал в себя огромное количество красок и музыки жизни. Газеты кричали наперебой.
Одна из них предлагала кончить конкурировать и отложить дело на двадцать - тридцать лет, вернее - ждать свежих художественных сил… В третьем конкурсе мой проект получил первую премию. Радость, конечно, для меня необычайная».
Не все были довольны опекушинской работой. Иван Крамской писал Павлу Михайловичу Третьякову: «Это не фигура поэта, это правда, но приличный статский человек - вот и все».
Решение, однако, было принято. И к тому времени
на памятник собрали 106 575 рублей 10 копеек.
Литератор Яков Грот - главный организатор этого достойнейшего начинания - радостно сообщал: «Истинно народное предприятие, совершенное по частному почину, без всякой примеси бюрократического или приказного характера, без дополнительных пособий от казны, и притом со сбережением довольно значительной суммы».

Когда гипсовая модель фигуры в натуральную величину была готова, статую отлили в бронзе на заводе Кохуна в Петербурге и с большими предосторожностями перевезли в Москву. Пьедестал памятника, изготовленный из темно-серого и темно-красного гранита, четыре изящных светильника, 18 низких гранитных тумб с бронзовыми венками и гирляндами выполнены по проекту архитектора И.С.Богомолова.
Все работы обошлись в 86 761 рубль 53 копейки. На оставшиеся от подписки деньги была издана «Дешевая пушкинская библиотека» и учреждена Пушкинская премия Российской академии наук.
Незабываемые торжества

Памятник Пушкину. Открытка конца XIX века
Памятник Пушкину работы скульптора А.Опекушина торжественно открыли
18 июня 1880 года. То есть, в этом году мы отметили его 140-летний юбилей.
Вот как описывают праздник очевидцы: "С девяти часов утра густые толпы народа и многочисленные экипажи стали стекаться к площади Страстного монастыря. Более счастливые, обладавшие входными билетами на площадь, занимали места..."

От всевозможных обществ, земств и прочих общественных организаций прибыло 106 депутаций (в общей сложности 244 человека). Правление Николаевской железной дороги выделило особый «депутатский» поезд, билеты на который продавались с ощутимой скидкой.
Расходы на содержание депутатов оплачивали Московская городская дума, Общество любителей российской словесности и Комиссия по постройке памятника Пушкину.
Писатель Владимир Осипович Михневич (более известный как Коломенский Кандид) вспоминал: «Московская дума - нужно отдать ей честь - отличилась на этот раз необыкновенной деятельностью, предупредительностью и гостеприимством.
Пригласив съехавшихся депутатов в гости к себе, она разместила их в трех лучших гостиницах на полном иждивении города. Большинство депутатов (человек до 40) остановились в «Лоскутной гостинице»…
Изобилие было ужасающее: спросишь рюмку водки - смотришь - тащут целый графин; потребуешь бутербродов с балыком - несут чуть не целого осетра, и так во всем…
Боюсь, что в счетах, поданных потом думе из гостиниц, мы, депутаты, явимся просто левиафанами по обжорству… Это-то опасение и заставляло многих из нас возможно умереннее пользоваться московским хлебосольством, да не из голодной же страны мы, наконец, приехали».
А газета «Современные известия» писала: «Нам сообщают, что ко дню праздника в домах, примыкающих к месту пушкинского памятника, снимаются окна с платою от 25 до 50 рублей. Это показывает меру желания быть свидетелями торжества и вероятную многочисленность зрителей».
Пушкинский праздник продолжался три дня и превратился в общенациональное торжество.

Достоевский сказал: "Повсюду у Пушкина слышится вера в русский характер, вера в его духовную мощь, а коль вера, стало быть и надежда, великая надежда за русского человека".
Большое впечатление произвела речь И.С.Тургенева:" Будем надеяться, что всякий наш потомок, с любовью остановившийся перед изваянием Пушкина и понимающий значение этой любви, тем самым докажет, что он, подобно Пушкину стал ... Более свободным человеком".

В залах Благородного собрания Общество любителей российской словесности организовало первую пушкинскую выставку. Были показаны проекты памятника, портреты Пушкина, его родственников и друзей, книги, рукописи и рисунки поэта. Многолюдные пушкинские чтения состоялись в Московском университете и Политехническом музее. Торжества по случаю открытия памятника прошли в Петербурге, Киеве, Пскове, Орле, Туле, Самаре, Царском Селе, Тифлисе, Одессе, Варшаве, Риге.
Современники восхищались работой скульптора Опекушина:"Черты лица поэта переданы замечательно верно, с тою именно печатью думы, которая свойственна гению".

И еще долгое время москвичи несли венки к постаменту памятника Пушкину.
В 1931 году Страстная площадь была переименована в Пушкинскую, а в 1937 году стала Пушкинской улица Большая Дмитровка.
В 1950 году, в связи с реконструкцией Пушкинской площади, памятник был перенесен на другую сторону улицы Горького, на то место, где мы привыкли его видеть сегодня.
Пушкинский памятник - живая частица Москвы. Мы сроднились с ним, мы приходим к нему - и это всегда радость свидания с Пушкиным, свидания с Поэзией.