[показать]1. Прежде всего помните, что зачастую клиенты сами не знают, о чём говорят. Поэтому почаще кивайте и, в конце концов, они остынут, если нет, то скажите что-нибудь вроде:«Поверьте, я знаю, что делаю», «Нет, это не сработает», либо же «Нет, это идёт в разрез со «словарём» здания». Произнося слово «словарём», изобразите пальцами кавычки в воздухе и приподнимите брови. Не показывайте своего энтузиазма.
2. Когда клиент придет на очередную встречу с журналом «Дом и сад», чтобы показать вам кухню «не именно такую как там, но идею в целом», старайтесь не выглядеть как будто собираетесь двинуть ему в глаз. Наоборот, переключите внимание заказчика на что-нибудь другое. Например, вспомните, что Марта Стюард придумала линию керамики, отбывая срок в тюрьме. Затем невзначай пролейте на журнал свой кофе.
3. Спросите, живёт ли у клиента какой-нибудь родственник в Норвегии (по идее должен).
4. По мере необходимости говорите о погоде. Это позволит избежать неловких пауз. Кроме того, возможно позволит вам продолжить свой разговор о пассивном обогреве дома. Клиенту, конечно, всё равно.. Он вряд ли знает, что это.. однако, тем самым вы подчеркнете своё превосходство, которое всячески пытаетесь скрыть. Таково ваше бремя.
5. Сделайте заказчику комплимент по поводу его обуви ( если она не черная). О, на туфлях болтаются неуместные кисточки? Постарайтесь не смотреть на них.
6. Максимально точно доносите смысл своих слов клиенту. Сначала представьте, что перед вами 4-летний ребенок. Когда вы увидите, что ваш тон становится всё более снисходительным, переключитесь и продолжайте так, как будто перед вами Ренцо Пияно. Понятное дело, упоминать его в разговоре не стоит. Это было бы жестоко.
7. Используете простой понятный язык. Не умничайте, говоря «дихотомия». Лучше скажите «противоречивые элементы» и если клиент до сих пор смотрит на вас с удивлением, объясните попонятнее. Когда заказчик начнёт медленно кивать, вспомните о словаре дизайна и архитектуры.
8. Если клиенту понравился какой-нибудь дизайнерский изыск, он неприменет его подчеркнуть: «Ух ты, мне нравятся эти изогнутые стены. Мы можем добавить ещё изогнутых стен?» Вероятно кто-то из стажеров предложил такой вариант, а вы не заметили роковую ошибку во время проверки работы. Поэтому вам придётся сказать НЕТ. Эти изогнутые стены идут в разрез со «словарём» конструкции. Уберите их. Прямо сейчас.
9. Клиент может прийти на встречу и со своими собственными идеями. Чтобы не наломать дров, сделайте следующее: попробуйте представить себе лошадь, мирно пасущуюся на прекрасном лугу. Такую чёрную лошадь. Гладкую. Мощную. Откуда-то издалека доносится рычание двигателя Aston Martin.. Ой, вы что-то сказали?
10. Помните, что фраза: «Я должен заглянуть в СНиП» поможет вам избежать прямого конфликта с клиентом. Напомните, что строительные нормы требует большого количества остекления для пожарныой безопасности и сохранности детей. Примечание: мрамор не горит.
11. Всегда позволяйте клиенту высказаться первым. Сделайте вид, что внимательно слушаете его. Затем скажите:
«Я слышу, что вы говорите, но это вряд ли получится, из-за того … дело в том, что … это на самом деле не так важно для вас.»