В тяжелый период столичные компании столкнулись с необходимостью экономить. Они стали более предусмотрительно относиться к расходам, особенно к арендным платежам. Среди основных задач появилась еще одна: сохранить функциональность офиса и комфортность рабочих мест на небольшой площади.
В тесноте, да не в обиде
Из-за высоких арендных ставок коммерческой недвижимости российские компании и ранее не отличались расточительностью в вопросах использования площадей. Однако чтобы произвести впечатление на клиентов и партнеров, под зону ресепшн все чаще отводили просторные помещения. При этом отделка также должна была удивить посетителя дороговизной и стилем. Кризис заставляет пересматривать ориентиры. Например, компании-аутсорсеры – PR-агентства, тренинговые, консалтинговые фирмы – в планировке вообще могут отказаться от фронт-офиса. «В основном мы проводим выездные встречи на территории заказчика. Так удобнее обеим сторонам: клиент не отвлекается от своей работы, а наши менеджеры имеют наглядное представление о деятельности компании-партнера, – говорит генеральный директор PR-агентства. – Для гостей в офисе есть приватная зона, где можно побеседовать и попить чаю».
Отказаться от приемной директора – рациональный шаг для многих организаций. Помощника может заменить секретарь с ресепшн, там же могут подождать гости руководителя.
Залы для брифингов, переговоров и семинаров, которые тоже являются частью фронт-офиса, можно заменить одним помещением с многофункциональной мебелью. Она за несколько минут изменит планировку под нужное мероприятие. «Если переговорную комнату разместить рядом с кабинетом руководителя и установить между ними раздвижную систему офисных перегородок, то изменяться сможет не только назначение, но и площадь помещения, – поясняет эксперт «Астарта Технолоджи», Игорь Альбрехт. – Подобным образом могут разделяться также две маленькие переговорные или переговорная и зона отдыха».