• Авторизация


Рязанский кремль часть 3 (9 фото) 20-07-2013 15:04 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[700x393]
История возникновения Христорождественского собора начинается во времена появления Рязанского княжества. Сооружение в Рязани, которая до 1778 года называлась Переславлем Рязанским, первого белокаменного собора относится ко времени правления Рязанского князя Олега. Тогда построенный собор был освящен в честь Успения Богородицы. Он задумывался великим князем Олегом Ивановичем и как усыпальница великих рязанских князей. Но к моменту его смерти, в 1402 году, собор был еще не достроен, и великий князь Олег Иванович был погребен в основанном и построенном им Рождества Богородицы Солотчинском мужском монастыре.
Точная дата постройки собора остается неизвестной, это приблизительно 1483 год. При сыне Олега Ивановича, великом князе Федоре Ольговиче, а также при епископе Рязанском и Муромском Сергии, собор был достроен и освящен. Об этом свидетельствует и то, что помимо главного алтаря в нем был устроен придел в честь Феодора Тирона, небесного покровителя великого князя Рязанского Федора Ольговича. Со временем собор сделался усыпальницей рязанских князей и правителей. Там похоронены рязанские князья: Василий Рязанский, Федор Ольгович, Иван Федорович, Василий Иванович, Федор Васильевич и другие. Старый Успенский собор просуществовал до конца 16 века, продолжая служить усыпальницей Рязанских князей. В 1564 году Рязанский кремль становится резиденцией Рязанского архиепископа, но через 30 лет церковные власти уже поставили вопрос о перестройке собора, который казался им слишком тесным. Расширение собора продолжалось с 1598 по 1606 годы при архиепископе Митрофане. Тогда же в церкви был устроен придел в честь Федора Тирона. В 1609 году, в смутные времена, святитель Феодорит, Архиепископ Рязанский и Муромский совершил обретение и перенесение св. мощей святителя Василия первого епископа Переяславля - Рязанского от Борисоглебского собора в Успенский (ныне Христорождественский) собор Рязанского кремля. Нетленные св. мощи угодника Божия св. Василия, были положены с левой стороны у алтаря под спудом, где они почивают и ныне. Со временем над местом их погребения была устроена серебряно-позолоченная рака с сенью. В 1609 году в собор были перенесены мощи Святителя Василия из церкви Бориса и Глеба.
[700x393]
Согласно документам 1668 года собор имел в длину и в ширину по шесть саженей. Он находился всего в трех саженях от городской стены, за которой протекала река Трубеж. Это создавало опасность подмыва почвы, отчего оседала не только крепостная стена, но и северная стена собора. Опасения за дальнейшую сохранность храма вызвали необходимость построить новый, ещё более крупный собор в более безопасном месте. В 1702 году был выстроен новый большой Успенский собор, а старое здание церкви осталось на прежнем месте. В 1753 году старый Успенский собор был освящен в честь Рождества Христова, и поныне он носит такое название. За много лет здание храма многократно перестраивалось, отчего менялся облик самого здания. И всегда находились поводы для реконструкции церкви. Так, в 1776 году новые церковные своды обрушились, и началась новая перестройка. В 1826 году архитектор Стефенгаген переделал собор в модном тогда стиле ампир. Тяжелые каменные пять глав были заменены более легким деревянным завершением в виде ротонды. У входов появились колонны, с запада соорудили портик, значительно расширили окна. Но и в таком виде собор просуществовал недолго. Уже в 1873 году ветхий деревянный верх собора заменили новым, на этот раз восьмигранным громоздким куполом в псевдовизантийском стиле. Затем расширили западный портик. Автором очередной перестройки был архитектор Звенов. Позднее в соборе пробили новые окна в первом ярусе. В 1911 году сделали новый пол из кафельной плитки. Иконостас в соборе воссоздан в конце ХIХ начале ХХ века талантливым рязанским художником, академиком живописи, основателем рязанской школы и мастерской иконописи, Н.В.Шумовым. В Христорождественском соборе перед его закрытием находились древние православные святыни Рязанской земли. Это чудотворные иконы Божией Матери: Феодотьевская (ХIII) и Муромская (ХII); икона Крестителя Господня Иоанна (ХVI) и многие другие. Однако самой главной святыней являются поныне почивающие под спудом св. мощи Святителя Василия, первого Епископа Переяславля-Рязанского. При соборе также хранилась хоругвь Братства Святителя Василия Рязанского, основанного в 1877 году.
[700x393]
В советское время храм был закрыт. В 1929 году Собор Рождества богородицы был передан окружному архиву и обращен в архивохранилище документов по истории Рязанского края, вследствие чего регулярные богослужения в нем были прекращены. Одно из последних богослужений в нем совершил незадолго до своего последнего ареста, священномученик Иувеналий, Архиепископ Рязанский и Шацкий в 1935 году, в праздник Успения Пресвятой Богородицы. И только в конце прошлого века в нём снова вознеслись молитвы, а стены собора огласил церковный хор. Сегодня собор Рождества Богородицы является действующим храмом Рязани.
(по материалам книги Иоанна Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии»).
[700x393]
И снова совершим увлекательное путешествие на машине времени, которая перенесет вас на 800 лет назад, в эпоху Древней Руси. Это была эпоха, когда в городах цвела блестящая культура: здесь творили гениальные философы и писатели, зодчие и живописцы, искусные оружейники и золотых дел мастера. То была пора, когда наш первый историк Нестор создавал летописный свод, чтобы ответить на вопрос- «откуда есть пошла Русская земля», когда безвестный автор «Слова о полку Игореве» обратился к русским князьям с горячим патриотическим призывом к единству, а при впадении реки Нерли в Клязьму воздвигнули удивительный храм Покрова, до сих пор поражающий своим совершенством. Именно в эту пору происходило зарождение прекрасного многострадального града Переславля Рязанского или «города»-кремля.
[393x700]
В начале ХIII века, после ожесточенных боев между Рязанскими и Владимиро-Суздальскими княжествами, в Переславле возникла необходимость сооружения новой крепости, и в 1208 году рязанский епископ Арсений снова «град Переславль заложил у озера», то есть освятил закладку. Новая крепость была большего размера и занимала также северную часть кремлевского холма. В 1955-1957 годах экспедиция А.Л. Монгайта, проводившая здесь исследования, обнаружила культурный слой ХII века, свидетельствующий о наличии в Кремле поселения еще в домонгольское время.
[393x700]
Старая Рязань после разорения ее татаро- монголами в 1237 году пыталась отстроиться и некоторое время продолжала оставаться стольным городом княжества. Частые набеги татар и особенно их нападение в 1288 году заставило вскоре княжеский двор и всех горожан покинуть город. Еще раньше Старую Рязань оставил епископский двор.
[393x700]
Кремль Переславля в ХIV веке, как и в ХIII веке, занимал северную часть плато. Границы его определяются древними монастырями (обычно они возникали за стенами «города»): на юго-западе с ХIV века существует Спасский монастырь и на северо-востоке с ХV века- Духовской. Южная часть кремлевского холма по-прежнему была занята посадом. За ним на южном краю плато у Лыбеди располагался городской торг, который с ростом города распространился на другой берег реки. Здесь же пересекались дороги из Москвы, Владимира, Старой Рязани и Пронска.
[700x393]
ХV век- век расцвета Переславля и дальнейшего его укрепления. Размеры крепости в это время достигли современных границ Кремля. Земляные валы, стоявшие уже тогда по краю кремлевского холма, были снова подсыпаны и увеличены в высоту. Они окружали княжескую резиденцию, монастыри и посад. С западной стороны крепости проходил глубокий ров, соединявший полноводные в то время Лыбедь с Трубежом. В ХV веке на громадных земляных валах стояли деревянные стены и башни. Сохранившаяся часть крепостных сооружений- западный земляной вал со рвом, несмотря на разрушение временем, имеет высоту около 18 метров от дна рва.
К основным постройкам ХV века относят старый Успенский собор, в ХVIII веке переименованный в Христорождественский, а также старый Архангельский собор.
[700x393]
Почти все постройки Кремля в ХV веке были деревянными.
Развитие родственных связей с Москвой привело не только к развитию искусств и строительства, но и к большему подчинению Москве. Уже в середине ХV века Рязань была занята московскими наместниками. В начале ХVI века она еще больше теряет свою самостоятельность. В 1503 году треть земель и городов княжества по завещанию князя Федора «Третного» перешла к Москве. Великий князь Московский стал именоваться и князем Рязанским. В 1520 году последний рязанский князь был взят в плен, а через год и Рязань присоединили к Москве. Кремль Переславля Рязанского как административный центр княжества потерял свое значение. С этого времени начался новый этап в жизни Переславля. Епископская кафедра из Борисоглебского собора переносится в Кремль, который становится резиденцией рязанских епископов. На месте бывшего княжеского двора епископ Иона начал строить палаты для жилья, Белокаменную церковь Иоанна Предтечи и разные хозяйственные сооружения.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Татарский патриотизм начинается там, где заканчивается корысть.

[показать]

[показать]

Интервью c председателем Татарского Общественного Центра (ТОЦ) Рафисом Кашаповым из республики Татарстан.
Здравствуйте, уважаемый господин Рафис! Спасибо Вам за уделенное время на интервью, хотела бы задать несколько вопросов.

Мне много приходилось видеть часы вашего производства, сделанные из дерева с минаретами и полумесяцами в Украине, в крымско–татарских, казанских общественно-культурных организациях, у известных политиков, в мечетях и даже в христианских храмах.
Прежде чем, говорить о наших часах, лучше ответить на вопрос: «откуда возрождаются умельцы татарского народа?». Вспомним историю татарского народа, вспомним красоту ханских сараев, татарских деревень с богатейшими духовными традициями. К сожалению, почти все города ханств были разрушены при войнах в течении многих лет. В то же время многие деревни смогли сохраниться.
Деревня - это родник нации, наша малая родина, где формируется человеческие взаимоотношения, уклад жизни, традиции живущих - язык, вера, определенные склонности, вынесенные из самой земли, где решается судьба народа, его нравственного и духовного возрождения. Многие хорошие черты татарского характера - это отражение, взаимосвязь глубокого понимания красоты природы и родного края.
Практически в каждом татарском селе, в деревне можно встретить удивительные образцы искусства по дереву. По традиции дома украшались резными наличниками и другими декоративными элементами, искусство декорирования зародилось в татарских деревнях и в тюркском мире.
Взглянем на персональные выставки современных татарстанских каллиграфов Ришата Саляхутдинова и Рустема Шамсутова, они одни из тех немногих татарских каллиграфов, работающих сегодня с монументальными видами искусства (мозаика, резьба, витраж, роспись купола при оформлении мечетей), где ярко отражается могучая, широкая, свободолюбивая душа татарского народа. На их высокий профессиональный уровень мастерства татарская интеллигенция дает высокую оценку, не зря они имеют широкую известность в мире науки и искусства.
В начале 1990-х Татарстан упорно боролся с Москвой за суверенитет. В те годы в Набережных Челнах молодежная организация СТМ «Азатлык» начал производить эти часы. Нам братьям Кашаповым было предложено возглавить производство часов. Мы усовершенствовали дизайн часов, расширили производство и запустили на нескольких фабриках.
Около 2500 часов уже в новом дизайне распространился по всему миру в качестве подарка. Часы в виде подарка получали на детских, молодежных конкурсах, форумах, спортивных мероприятиях. Дарились они и участникам сабантуя, а также на политических и торжественных встречах. Самое большое количество часов висят на стенах мечети (около 700 по всему миру). Дарили эти часы, мы, братья Нафис и Рафис Кашаповы, активисты ТОЦ, и наши представители из торгового дома “Прометей и Ко”, по республике Башкортостан был нашим представителем председатель общества Татаро-башкирской дружбы Маузир Гиниятуллин.
Действительно в некоторых православных храмах и у отдельных людей замечают наши часы, где на минаретах вместо полумесяца стоят кресты. В то время, как я уже писал, часы производились на 5 мини-фабриках. Один из цехов по производству изделий и мастера резьбы по дереву находились в Менделеевской колонии общего режима УЭ-148/10. Там производилась малая часть часов с крестами, где были нарушены наши авторское права и соглашения, но мы не стали поднимать этот вопрос.

С чем связано распространение ваших знаменитых часов по всему миру, и с какой целью дарились часы?
Я не ожидал такого вопроса по этому поводу. Кроме часов, мы так же дарили зеленый флаг с полумесяцем и белым волком, как символ свободы тюркских народов, а также флаг и герб республики Татарстан, книги, кинофильм «Зулейха» (рассказывающий о мусульманке, насильно принявшей христианство и покончившей жизнь самоубийством), плакаты и календари.
Эти часы вручались как символический подарок, в знак благодарности за поддержку мусульман, татар и тюркских народов. Действительно полумесяцы на минаретах обозначают духовный смысл мусульман. Задумаемся, сердце человека стучит, считая обратный отсчет нашей жизни, так же как и часы. В этой жизни ничего вечного не бывает. Часы были вручены таким людям, как премьер-министр Великобритании - Маргарет Тэтчер, премьер-министр Италии - Сильвио Берлускони, президент Польши - Бронислав Коморовский, король Саудовской Аравии - Фахд ибн Абдель Азиз аль-Сауд, премьер-министр Японии - Рютаро Хасимото, руководитель Фонда исследования (Турция) тюркского мира и доктор экономических наук - Туран Язган, несколько конгрессменов США, депутатов Верховной рады Украины, депутатов Госдумы РФ, мэр Москвы - Юрий Лужков, губернатор Свердловской области - Эдуард Россель, президент Башкирии - Муртаза Рахимов, президент Чувашии - Николай Федоров, первый президент Татарстана - Минтимер Шаймиев, президент Ингушетии - Руслан Аушев, президент Азербайджанской республики - Абульфаз Эльчибей, президент Казахстана - Нурсултан Назарбаев, первый президент Чеченской республики Ичкерия - Джохар Дудаев, президент Чеченской Республики Ичкерия - Зелимхан Яндарбиев, президент ЧРИ - Аслан Масхадов, премьер-министр Чеченской Республики Ичкерии - Шамиль Басаев, легендарный танцор мира - Махмуд Эсамбаев, председатель Дагестанского отделения Фонда мира и Союза Мусульман России - Надиршах Хачилаев, председатель Милли Меджлиса Крымских татар - Мустафа Джамиль, Туфан Миннуллин, Марсель Салимжанов, Барии Алибасов, Альберт Асадуллин, Айдар Галимов, Салават Фатхетдинов, Альфия Авзалова, Фарида Кудашева, Ильгам Шакиров, Хабиль Бикташев, Айрат Гилаев, Гата Камский, Равиль Гайнутдин, Нурмухамет Хусаинов, Шамиль Зиннуров, Гали Акш, Хамдуна Тимергалиева, Зульфия и Жавит Шакировы…
В ближайшее время иншАллах собираемся возобновить производство этих часов с более богатым дизайном и с тем же содержанием.

Как Вы относитесь к государственным символикам, и что она лично для вас значит?
На Земле существует множество государств. И у каждого свои главные символы. Они должны объединять народ, всех граждан, вселять в них гордость за свою страну, веру и надежду в её светлое будущее. Однако в республике Татарстан люди разного мнения: одни симпатизируют английским, американским, российским флагам, а патриоты Татарстана - флаг Татарстана, единственно молодежная организация СТМ «Азатлык» распространяет по всем бывшим республикам СССР эмблемы с гербом Республики Татарстан и флажки, в чем я им благодарен.
Каждый истинный гражданин Татарстана должен быть патриотом, то есть сыном своей земли. Он должен любить свой народ и гордиться своей родиной. Наша республика не станет цветущим и крепким, если не будет настоящих патриотов, всем сердцем преданных Родине. Вот почему мы должны бережно относиться к государственным символам и вот почему закон нашей страны обязывает всех граждан уважать и чтить эти символы. Мы, татары, никогда не должны забывать наших предков, павших в боях за свободу татарского народа, ведь, начиная с 1552 года, сотни тысяч наших предков сложили свои головы ради нашего будущего, однако часть татар, позоря себя, возятся чужими символиками.

Есть слухи, что после окончания XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 в Казани республика Татарстан ликвидируется, Ваше отношение к возможной ликвидации Республики Татарстан?
Подобные вопросы должны задавать татарские журналисты татарским общественникам и политикам, однако они все до того запуганы, что большинство пишут о взглядах гос. чиновников, о концертах. Между прочим, в организации XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 в Казани был использован Москвой татарский ум, интеллект и порядочность, в то же время при строительстве олимпийских объектов в Сочи, где в 2014 году пройдут зимние Олимпийские игры, по разным данным уже украли 25-30 млрд. долларов.
Одним из первых вышел с предложением по упразднению национальных республик лидер ЛДПР Владимир Жириновский, сказав, что «сепаратизм, угрожает единству Российской Федерации». Далее 27 октября 2013 года бизнесмен Михаил Прохоров на съезде партии "Гражданская платформа", поставил под сомнение эффективность существования национальных республик в составе России. 13 февраля 2013 года Спикер Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко на встрече с депутатами Госсовета Татарстана в Казани заявила, что 83 субъекта Федерации для России - это много. Обычно подобные планы по поводу национальных республик разрабатываются в московском Кремле, сами они в открытую о ликвидации национальных республик не могут говорить, почему, потому что, на очередных выборах они потеряют многомиллионные голоса из не русских народов.
Уму непостижимо, как более десяти миллионов татар должны лишиться своей республики, президента, герба, флага и гимна, неужели мы, казанские татары, должны опускаться даже ниже стран третьего мира? Когда-нибудь татары чувствовали себя счастливыми в русской империи – никогда! Ни смотря, ни на что, нам нужно дружно и грамотно отстаивать свои национальные права, беря пример у прибалтов и чеченцев.

Уважаемый господин Рафис, пользуясь случаем, вы можете официально обратиться к мусульманам, татарам и тюркскому миру? Что бы Вы хотели им передать?
Поздравляю всех мусульман со священным месяцем Рамазан! Нас радует, что мусульмане продолжают укреплять свои позиции в мире. Подтверждением этого является рост численности мусульман во всех уголках планеты. Нас уже 1 млрд. 800 млн., что практически каждый четвертый живущий на планете является приверженцем Ислама!
Возрождение тюркской цивилизации не мыслим без сохранения и приумножения культурного наследия и взаимосвязи во всех отношениях. Тюркский путь общественного - политического и экономического совместного развития, а значит обеспечить выхода тюркских стран в кратчайший срок в разряд развитых стран мира. Татарам, башкирам и чувашам и другим тюркским народам нужно вести активную работу по консолидации потенциалов тюркских регионов в условиях регионализации всего мира.
Пользуясь, случаем желаю украинцам ценить свободу и отстаивать ее, чтоб свобода в Украине не упала до уровня Северной Кореей.
Господин Рафис Кашапов, спасибо за ответы! Искренне желаю Вам и вашим соратникам удачи в общественно-политической жизни.

Интервью брал Денис Тимошенко, Украина, Киев.
http://tatar-centr.blogspot.ru/2013/07/blog-post_7048.html
Лари-67 23-07-2013-11:02 удалить
Все выше всяких похвал,еще бы кто объяснил с какого перепуга в обсуждении Рязани интервью c председателем Татарского Общественного Центра (ТОЦ) Рафисом Кашаповым из республики Татарстан.И..."Пользуясь, случаем желаю украинцам ценить свободу и отстаивать ее, чтоб свобода в Украине не упала до уровня Северной Кореей."Кто-то с географией не дружит?
По мне лучше никакой реакции,будьте здоровы и счастливы)))))))


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Рязанский кремль часть 3 (9 фото) | Лари-67 - Дневник Лари-67 | Лента друзей Лари-67 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»