
В Рождество мы много говорим о Марии, что не удивительно. Мы поём об ангелах, любуемся пастухами и следим за путешествием волхвов. Но в тени Рождества скромно стоит человек, о котором мы редко вспоминаем, – человек, чье присутствие настолько нерушимо, настолько верно, что без него история рождения Христа немыслима.
Фигуру Иосифа мы видим почти на каждой рождественской сценке, но воспринимаем его как силуэт, второстепенный персонаж возле яслей, не более чем спутника Марии.
Но как же богат библейский портрет Иосифа! Он предстает пред нами тихим великаном Рождества. Писание, не донося до нас ни слова Иосифа, открывает нам удивительную силу его характера. Его праведность смиренно послужила исполнению искупительного Божиего замысла. Кто-то надеется изменить мир своим красноречием или выдающимися делами – Иосиф же повлиял на него простыми, верными поступками. Его жизнь, уместившаяся в нескольких стихах, раскрывает сердце, которому Бог доверил Свою самую священную задачу – заботу о Своем собственном Сыне.
Иосиф – человек, жизнь которого заслуживает глубокого осмысления. И если мы уделим этому время, она с удивительной ясностью откроет нам семь важных истин.
1. Праведность и сострадание неразделимы
Первое же упоминание Иосифа в Писании – это образ тихой нравственной красоты. Матфей пишет:
“Иосиф же муж Ее, будучи праведен…” (Матфея 1:19). “Праведен” описывает человека, стремящегося следовать Божиему закону, справедливости, честности и нравственной чистоте. Однако праведность Иосифа не была непримиримой или законнической – она вела к милосердию. Матфей добавляет, что Иосиф, узнав о беременности Марии, и понимая, что отец – не он, не хотел опозорить её (см. Матфея 1:19). Ещё не зная о невиновности Марии и о чуде в её чреве, Иосиф отказался от пути публичного унижения. Даже будучи уязвлённым в чувствах, он предпочёл сострадание осуждению.
Эта праведность совершенно иного порядка, чем праведность фарисеев, зачастую хладнокровно следовавших предписаниям. Праведность Иосифа стремилась защитить и сохранить. Прежде, чем уберечь младенца Христа от меча Ирода, Иосиф защитил Марию от позора. Так он учит нас тому, о чём этот мир почти забыл: истинная праведность не спешит обличать или наказывать – она ищет искупления. Иосиф показывает нам, что святость и сострадание – не противоположности, а спутники.
2. Бог направляет смиренных, а не гордых
Второе, что поражает нас жизни Иосифа, – это его готовность следовать Божиим повелениям. Трижды в Евангелии от Матфея Бог говорит с ним во сне, открывая чудо зачатия Христа, предупреждая о гневе Ирода и указывая, что пришло время безопасного возвращения из Египта (Матфея 1:20; 2:13; 2:19). И каждый раз Иосиф отвечает без колебаний. Он слушает. Он повинуется. Он выполняет.
Корень такого послушания кроется в смирении. Писание настоятельно призывает нас к этой добродетели. Пророк Михей говорит о смирении не как о пожелании, но как о Божием требовании:
“Чего требует от тебя Господь… смиренномудренно ходить пред Богом твоим”. Иисус подтверждает ту же истину:
“Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное” (Матфея 5:3). Гордые не ищут Божьего руководства. В своей гордыне они слушают лишь себя, реже – других, будучи уверенными, что Бог им не нужен – вера им не нужна. Гордые исключают Бога из уравнения.
Иосиф был иным. Голос Божий – Божие слово было для него превыше собственных предпочтений. Он был достаточно смирен, чтобы учиться, и достаточно тих, чтобы слушать. Гордость закрывает разум; смирение открывает сердце. Бог не открывает Себя самоуверенным, но Он с радостью направляет того, кто преклоняется перед Ним.
3. Послушание открывает дверь божественному замыслу
Пример Иосифа показывает, что послушание – это дверь, через которую Божий замысел входит в жизнь человека. Когда ангел повелел ему взять Марию в жены,
«потому что родившееся в ней – от Духа Святого», Иосиф не стал спорить или тратить время на раздумья – он повиновался (Матфея 1:24).
И во всех его отношениях с Богом он вёл себя так же. Когда ангел предупредил его, что Ирод ищет погубить Младенца,
“Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет” (Матфея 2:14). Когда Господь сообщил ему, что Ирод умер и можно возвращаться, Иосиф отреагировал столь же решительно:
“Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву” (Матфея 2:21). Он никогда не ждал удобного момента – он слушался в точности и незамедлительно.
Иосиф показывает нам, что воплощение Божьего замысла обычно следует за послушанием. Многие ищут Божьего руководства, но отступают, если следующий шаг требует от них большего, чем они ожидали. Иосиф полностью следовал Божьему плану, откликаясь на Его слово. Там, где Бог находит готовность к послушанию, Он раскрывает Свой замысел.
4. Праведность одного может послужить Божьим прибежищем для многих
Праведность никогда не бывает исключительно личной – Бог использует её также для защиты и благословения других. Жизнь Иосифа – яркий тому пример. Матфей говорит о нём, как о праведнике (Матфея 1:19), и именно его праведность послужила Божьим прибежищем для Марии и младенца Христа.
Праведность Иосифа послужила реальной физической защитой. Когда ангел сказал ему:
“Встань… беги в Египет”, Иосиф немедленно повиновался, взяв с собой Младенца и Его мать в безопасное место (Матфея 2:13–14). Позже, когда Бог вёл его обратно на родину, он так же со смиренным сердцем руководил своей семьёй (Матфея 2:19–21).
На первый взгляд, это может показаться просто повторением уже сказанного. Но внимательное размышление показывает, насколько это важно. Праведностью и верой Иосифа были спасены Мария и младенец Христос, воплощены замыслы Бога, и само Евангелие, дарующее спасение миллионам, одержало победу.
Кто бы мог подумать, что покорность одного человека Богу станет необходимым звеном в исполнении величайшего события в истории?
5. Молчание часто красноречивее слов
История Иосифа особенно ярко выделяется также тем, что Писание не доносит нам ни единого его слова.
Евангелия рассказывают нам о его делах, но никогда – о его словах.
Молчание Иосифа – не пассивное или безразличное. Совершенно иное – это молчание человека, который говорит своим делами. Когда говорит Бог, Иосиф отвечает без колебаний. И каждый раз его дела говорят вместо слов:
“Вот я, Господи” (см. Исаия 6:8).
Его тихая верность говорит и сегодня. В мире, глохнущем от шума и тонущем в море информации, Иосиф напоминает нам, что простая жизнь, полная стойкости, тихой преданности и самоотречения, зачастую оказывает самое долговременное влияние. Его молчание было не безмолвным, а красноречивым.
6. Верность в малом – величие в глазах Бога
Задумайтесь над этой истиной. Иосиф не совершал чудес, не произносил проповедей, не выступал перед толпами и не влиял на политику государства. В грандиозной драме Священного Писания его роль кажется незначительной.
Давайте обратимся к стихам Писания, описывающим детство и юность Иисуса. Бог доверил Своего Сына не царю или священнику, а плотнику – человеку, который должен был научить Иисуса труду, поклонению, молитве и тихому благоговению пред путями Господа. Лука пишет, что Иисус
“возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости” (Лк. 2:40), “преуспевал в премудрости и возрасте” (Лк. 2:52). За этим возрастанием мы видим морально нерушимое присутствие Иосифа – его труд, его руководство, его пример.
Величие Иосифа заключалось не в поразительных успехах, а в неизменном внимании к обыденным вещам. Он взял Марию в жены. Как ему было велено, он назвал младенца Иисусом (Матфея 1:24–25). Он совершил нелегкое путешествие в Вифлеем для участия в переписи народной (Лука 2:1–5). Он представил Иисуса пред Господом в храме согласно закону (Лука 2:22–24). Каждый год он приводил семью в Иерусалим на Пасху (Лука 2:41). Он научил Иисуса ремеслу (Матфея 13:55). Ни один из этих поступков не был чем-то выдающимся, но каждый был актом верности в самых незначительных на первый взгляд вещах.
Иосиф показывает нам, что святость часто кроется в самых обыденных составляющих нашей жизни – на работе, на кухне и в гостиной, в заботе о семье и в маленьких повседневных решениях, – в неброских поступках, едва заметных и редко ценимых другими. Но небеса видят величие там, где земля видит только рутину. И достойному доверия в мелочах Иосифу Бог вверил бесценное и непостижимое – заботу о Своём “единородным Сыне” (Иоанна 3:16).
7. Бог избирает обычных людей для совершения необыкновенных дел
Появление Иосифа на страницах Писания не было торжественным или впечатляющим. Он не священник, как Захария, не пророк, как Исаия, не правитель, как царь Давид. Он – безвестный плотник из заурядной деревеньки в Галилее. И всё же именно его Бог избрал для одного из самых выдающихся служений во всей истории искупления.
Писание открывает нам, кто угоден Богу. Он избирает косноязычного пастуха для противостояния фараону (Исход 3–4). Он избирает младшего сына Иессея, пренебрегаемого собственной семьёй, чтобы поставить его величайшим царём Израиля (1 Царств 16:7–13). Он избрал рыбаков, чтобы они стали апостолами, и доверил им весть о Царстве (Матфея 4:18–22). Павел обращает наше внимание на то, что Бог часто действует именно так, избирая
“немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира… чтобы посрамить сильное” (1 Коринфянам 1:27).
Иосиф воплощает этот божественный принцип. Его величие заключалось не в положении, учёности или влиянии, а в готовности. Неизвестность Иосифа не стала препятствием – она подготовила его к служению.
Небесные критерии ценности отличаются от земных. Важно не величие, а состояние сердца человека, определяющее его пригодность для Божьего замысла.
Итак, в эти праздничные дни, встретив рождественский вертеп с фигурой Иосифа, смиренно склонившегося над младенцем Христом, остановитесь на мгновение. Всмотритесь внимательно. Вы сможете увидеть, как его тень простирается далеко за пределы Вифлеема, тихо падая на наши жизни, напоминая о том, что Богу угодно наше смиренное подчинение Его воле. Этот мир не способен увидеть такие жизни, но Небеса видят их всегда. И если мы, подобно Иосифу, будем верно следовать повелениям Бога, то также сможем обрести несказанную радость служения Его делу искупления.
Автор — Марк Крич / christianpost.com
Перевод — Дмитрий Василевский для ieshua.org
Источник:
https://ieshua.org/7-udivitelnyh-faktov-ob-iosife-tihom-velikane-rozhdestva.htm