
Каждое Рождество люди буквально завалены изображениями Рождества Христова на рождественских открытках, в текстах песен и рождественских спектаклях . Однако многие из этих образов, запечатлевшихся в нашем сознании, — это всего лишь традиции. На самом деле, многое нам неизвестно. Вот история…
Фон
Каждый декабрь церкви по всей Британии зажигают свечи, поют рождественские гимны и песни и пересказывают историю рождения Христа. Среди рождественских елок, огней, мишуры, рождественских представлений и знакомых отрывков из Евангелий от Луки и Матфея многие из нас считают, что знают о первом Рождестве больше, чем на самом деле. По правде говоря, и Библия, и история оставляют многое недосказанным о той первой святой ночи, и многое нам просто неизвестно, и, возможно, никогда не станет известно.
Сколько лет было Мэри?
Мария изображена на открытках, рождественских вертепах и иконах в образе юной женщины. Мы не знаем, как она выглядела и сколько ей было лет, хотя предполагаем, что она была довольно молода. Пророчество Исаии ( Исаия 7:14 ) гласило, что юная дева, подразумеваемая как девственница, родит ребенка. Она была незамужней, и Иисус был ее «первенцем» ( Лука 2:7 ) в то время, когда женщины выходили замуж в раннем возрасте. Еще два признака того, что она была довольно молода, вероятно, подростком, заключаются в том, что она была еще жива во время распятия ( Ин. 19:25 ), и, по-видимому, она предоставила эти истории Луке, когда он писал свое Евангелие много десятилетий спустя ( Лука 2:19 ).
Как они добрались до Вифлеема?
В наших рождественских песнях и открытках обычно изображается Мария, едущая в Вифлеем на осле. Осел не упоминается в Библии, он лишь подразумевается. Маловероятно, что беременная женщина захотела бы терпеть неудобства от непокорного осла на протяжении девяноста миль пути из Назарета в Вифлеем. Маршрут и способ их путешествия неизвестны. Также неизвестно, путешествовали ли они в одиночку или в составе большой группы, что вполне вероятно. Лука просто говорит, что Иосиф покинул Назарет и взял с собой Марию в Вифлеем ( Лк 2:4-5 ).
В какой день родился Иисус?
Несмотря на нашу прочную культурную привязанность к 25 декабря, в Евангелиях нет ничего, что указывало бы на точную дату рождения Иисуса. Существуют теории, но все они основаны на предположениях, которые нельзя установить наверняка. Декабрьская дата — это традиция. Это дата, которую вспоминают в память о рождении, хотя и не утверждают, что это была именно эта дата.
Какая погода была, когда родился Иисус?
Традиционная дата 25 декабря предполагает рождение Иисуса зимой, иногда в снег, но это зависит от погоды в Северной Европе или Северной Америке. В рождественских песнях говорится о «суровой середине зимы», когда «снег покрывал снегом снег». В действительности мы не знаем, какая погода была во время рождения Иисуса. В Вифлееме иногда выпадает снег, но это относительно редкое явление, и он редко задерживается на поверхности. В Библии снег ассоциировался с горой Хермон и Ливаном ( Иеремия 18:14 ). Мы можем мечтать о белом Рождестве, но Иосиф и Мария — нет.
В каком году родился Иисус?
Мы также не знаем год рождения Иисуса. Это был не нулевой год, потому что его не существовало — датировка варьируется от 1 г. до н.э. до 1 г. н.э. Существуют теории о том, в каком году родился Иисус, основанные на исторических предположениях или астрономических движениях, но мы не знаем наверняка. Оценки года рождения Иисуса варьируются от 8 г. до н.э. до 1 г. до н.э. Один из подходов к оценке года рождения Иисуса основан на том факте, что это, вероятно, произошло примерно за два года до смерти царя Ирода, которую большинство ученых относят к 4 г. до н.э. Большинство книг относят его к 6 г. до н.э., что иронично, если учесть, что до н.э. означает «до Христа».
Другой способ — взять указанный Иисусом возраст «около 30 лет» ( Лк. 3:22 ), когда он начал проповедовать, добавить предполагаемые три года его служения, а затем вычесть около 33 лет из даты распятия, которую большинство ученых считают 33 годом н.э. Проблема в том, что рождение примерно в 6 году до н.э. и распятие в 33 году н.э. делают Иисуса слишком старым, а это значит, что мы ошиблись как минимум в одном из этих предположений. Поэтому мы точно не знаем.
Иисус родился в хлеву?
На рождественских открытках и в сценах Рождества рождение Иисуса изображается в деревянном хлеву, часто с животными. Греческое слово, традиционно переводимое как «постоялый двор» в Евангелии от Луки, глава 2 , скорее всего, означает «гостевая комната». В Библии хлев не упоминается — это следует из упоминания яслей. Иосиф мог отвести Марию в дом родственника, где единственное доступное место было среди животных, или в нишу на нижнем уровне, где семья держала скот ночью. Наличие яслей ( Лука 2:7 ) предполагает наличие животных, но они не упоминаются, и пастухи пасли овец на полях, а не сидели с ними внутри. Были ли там животные или нет, и если да, то какие, мы не знаем.
Как долго они находились в Египте?
В тексте говорится, что Иосиф взял Марию и Иисуса, и они бежали в Египет ( Матфея 2:13 ), но мы не знаем, где именно в Египте они жили и как долго, хотя Коптская православная церковь хранит предания о том, где они жили. В тексте говорится, что они отправились в Назарет после того, как сын Ирода, Архелай ( Матфея 2:22 ), занял престол Иудеи, но мы не знаем, как долго он был на престоле, прежде чем они решили не идти на его территорию. Иисусу было 12 лет, когда он пришел в Храм ( Луки 2:42 ) и показал свою ученость, и текст подразумевает, что это было ежегодным событием ( Луки 2:41 ), поэтому к тому времени они уже несколько лет жили в Галилее.
Разве Иисус говорил по-египетски?
В 1 сезоне, 6 серии сериала «Избранные» Иисус говорит по-египетски и объясняет, что выучил этот язык в Египте, что правдоподобно, но мы не знаем наверняка. Действительно, если бы святое семейство находилось в Египте достаточно долго, чтобы Иисус выучил язык, то, вероятно, некоторые из его братьев и сестер родились там у Иосифа и Марии, но мы этого не знаем.
Почему мы не знаем?
Традиция и воображение заполнили пробелы в библейском повествовании. Все четыре Евангелия рассказывают о распятии и воскресении, но только Матфей и Лука повествуют о событиях рождения, и даже тогда они описывают разные события, которые мы пытаемся связать в единое повествование, хотя на самом деле это не так. Даже родословные Иисуса не совпадают. Наше рождественское воображение объединило обе евангельские истории в единую картину со всеми её вводящими в заблуждение последствиями. Традиция заполняет пробелы, которые культурно закодированы в песнях, рождественских вертепах, витражах, рождественских представлениях и рождественских открытках. То, что произошло на самом деле, может настолько отличаться от того, что мы себе представляем, что это может нас шокировать. Марк даже не упоминает рождение Иисуса и начинает своё Евангелие с крещения Иисуса, а Иоанн в нескольких словах резюмирует всё рождение Иисуса: «Слово стало плотью и обитало среди нас» ( Иоанна 1:14 ).
Смирение незнания
В эпоху, когда ценятся факты и достоверность, бывает неловко признать, как мало мы знаем о первом Рождестве и как датировка и место многих событий остаются загадкой. Проблема чрезмерной уверенности в тексте заключается в том, что мы читаем между строк, предполагаем, что наши интерпретации верны, и строим собственные доктрины ( Исаия 29:13 , цитируется в Матфее 15:9 ). Скромнее признать, что мы просто не знаем многих вещей наверняка. Оглядываясь назад, мы могли бы предпочесть, чтобы Матфей и Лука задали Марии больше вопросов и дали нам немного больше контекста и деталей. В историческом любопытстве нет ничего плохого, как и в теориях, но мы не знаем, как и когда именно произошло первое Рождество, но важно то, что оно произошло.
Никейский Символ веры резюмирует это так: «Ради нас и ради нашего спасения Он сошел с небес, воплотился от Святого Духа и Девы Марии и стал человеком». Остальное — лишь детали.
Источник