| Что такое менора в Библии?
Думая об иудаизме, вы, возможно, представляете себе Звезду Давида, Древо Жизни или оливковую ветвь, однако храмовая менора — один из самых древних еврейских символов.
Храмовая менора — это семисвечник, часто называемый в Библии светильником. Этот уникальный светильник является важнейшим элементом как Скинии, так и Храма. Он был настолько значимым символом в иудаизме, что появлялся во многих мозаиках, надписях, украшениях и прочая на протяжении всей истории. И он продолжает появляться и сегодня!
Цель и символика этого храмового предмета придают большую глубину как еврейской, так и христианской вере благодаря тому, что он представляет. Позвольте мне объяснить, что я имею в виду.
Семь ветвей и семь лампад
При строительстве скинии Бог повелевает израильтянам изготовить из чистого золота сложный светильник с растительными элементами. Хотя некоторые спорят об отдельных аспектах его внешнего вида, Библия даёт подробное описание каждой ветви и светильников на них (см. Исход 25 и 37).
«И сделал светильник из золота чистого, чеканный сделал светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его выходили из него... И сделал к нему семь лампад, и щипцы к нему и лотки к нему, из чистого золота; из таланта чистого золота сделал его со всеми принадлежностями его» (Исход 37:17,23-24).
В этих стихах подробно описываются виды и количество цветов, чашечек и соцветий, которые должны быть на каждой отдельной ветви. Однако основание светильника не описано, поэтому на различных изображениях в разные периоды истории оно выглядит по-разному. Хотя каждая ветка находится на одинаковой высоте, шесть светильников немного отличаются от центрального.
Центральный светильник выполнен в виде чаши или раковины, в то время как другие светильники и их фитили направлены к центральному. Всё изделие изготовлено из чистого золота, а ветви отходят от его основания или центра. Таким образом, особым образом подчёркиваются целостность и центральное положение этого изделия, несмотря на его практическую роль как источника света.
Еврейское слово менора
Слово менора происходит от корня нур, означающего «светить» или «давать свет» (Стронг). Это другая форма существительного нер, означающего «лампа» или «свеча». Слово приобретает женский род благодаря окончанию «а», а приставка «ме-» указывает на «средство или место».
Таким образом, мы понимаем слово менора как «место света» или «средство для света», часто переводимое просто как «подсвечник» («светильник» в синод. пер.). Значение этого слова становится ещё более весомым, если мы рассмотрим роль и символизм меноры в Скинии, а позже и в Храме.
Храмовая менора
Менора служила источником света как в храме, так и в скинии. Но, как и многие элементы в Писании, менора несёт в себе гораздо больше смысла, чем просто буквальный источник света.
Как уже упоминалось, менора символизирует вечный свет, указывающий на присутствие Иешуа в Скинии, Храме и даже, более того, в собрании верующих и в отдельных последователях Иешуа.
Помимо такого прямого представления Иешуа, этот символ также указывает на другие важные истории и смыслы в Библии.
Поскольку менора представляет собой семисвечник, мы должны рассмотреть, почему важны семь ветвей и семь лампад. Мы можем задаться вопросом: где ещё в Писании выделяется число семь?
Возможно, вы уже знаете, что число семь много раз встречается в Библии, поэтому мы не будем рассматривать здесь все возможные упоминания. Однако я думаю, важно вернуться к началу и обратить внимание на историю сотворения мира, которая происходила в течение семи дней.
Читая первую главу книги Бытия, мы видим, что Бог сотворил в каждый день творения. Интересно, что Он сотворил свет на четвертый день. Какое это имеет отношение к храмовой меноре?
Если мы вспомним, как устроена менора, то увидим, что у нее шесть ветвей, отходящих от центральной ветви, которая поднимается от основания. Если посчитать ветви или светильники с обеих сторон, то четвертая ветвь находится прямо посередине. Таким образом, как и в истории сотворения мира, эта центральная ветвь излучает данный Богом свет всему творению.
Менора — Божий светильник
Менора стояла во внутреннем святилище как Скинии, так и Храма. Она находилась в комнате перед Святая Святых, часто называемой Святилищем. Этот светильник освещал пространство, где также находились жертвенник для воскурения фимиама и стол для хлебов предложения.
Менора не только освещала Святая Святых, чтобы священники могли выполнять свои обязанности, но и представляла собой вечный Божий свет. Поэтому Господь дал израильтянам чёткие указания по использованию оливкового масла, чтобы менора всегда горела с вечера до утра (Исход 27:20-21).
Мы видим упоминание этого принципа в Писании в 1 Царств 3:3:
«Светильник Божий ещё не погас, и Самуил лежал в храме Господнем, где ковчег Божий».
От вечера до утра
Поскольку мы знаем, что светильник горел с вечера до утра, из этого отрывка мы узнаём, что последующие события — призыв Господа к Самуилу — произошли, возможно, непосредственно перед рассветом. Можно задаться вопросом, зачем вообще в рассказе об этом событии упоминается светильник.
Учитывая, что менора представляет собой вечный Божий свет, что говорит нам практика оставления светильника зажжённым на ночь о Божьем присутствии? Простой ответ: мы никогда не бываем без него. Но какое отношение это имеет к призыву Самуила?
Возвращаясь к 1 Царств 3:3, мы узнаём, что «слово Господне было редко в те дни, видения были не часты» (1 Царств 3:1). Иными словами, присутствие Господа могло казаться или ощущаться далёким. Однако, прежде чем Самуил услышал голос Господа, мы читаем: «Светильник Божий ещё не погас...» (1 Царств 3:3) Хотя свет, возможно, и был слабым, он всё ещё присутствовал!
Иногда присутствие Господа кажется далёким или несуществующим, тогда как на самом деле Он всегда с нами, даже в самые тёмные времена.
Что случилось с храмовой менорой?
Храмовая менора была важным священным элементом как Скинии, так и Храма. Но что же случилось с храмовой менорой после того, как римляне разрушили Второй Храм? Ведь её точное местонахождение после этого неизвестно.
Согласно преданию, после разрушения Второго Храма в 70 году н.э. римляне забрали храмовую менору и другие храмовые сокровища в качестве трофеев. Это была обычная практика при любом римском завоевании; таким образом, вероятно, кто-то увёз храмовую менору. Что произошло после того, как её забрал Рим, гораздо менее ясно.
Некоторые изображения меноры можно найти в других местах по всему миру. Например, на Арке Тита в Риме изображена картина, которую многие считают увозом храмовой меноры. Однако некоторые свидетельства предполагают, что Арка Тита может изображать другую менору. Например, это мог быть один из десяти других, меньших по размеру светильников из Храма Соломона. Это затрудняет поиск подлинной главной храмовой меноры.
Если римляне действительно забрали менору и другие храмовые сокровища, возникает вопрос: куда они могли её забрать или где её хранили? В то время императором Рима был Веспасиан. Вероятно, он хранил трофеи римских завоеваний в Храме Мира. Согласно преданию, в Храме Мира хранились произведения искусства и другие сокровища, собранные римлянами.
Кроме того, живший во II веке раввин Шимон бар Йохай утверждал, что видел её в Храме Мира во время своих путешествий в Рим. Хотя многие строят догадки о том, куда могла деться храмовая менора, её местонахождение до сих пор неизвестно.
Менора и ханукия — ханукальная менора
Говоря о храмовой меноре, важно отметить различие. Храмовая менора и ханукальная менора, или ханукия на современном иврите, — это разные вещи.
Обе обычно называются менорами. Однако они связаны с разными событиями и выполняют разные роли. В то время как храмовая менора была священным элементом Скинии и Храма, ханукия по своему замыслу напоминает о конкретном периоде еврейской истории.
Вместо семи ветвей, ханукия имеет девять. Центральная ветвь расположена выше остальных. Шамаш, или свеча-служка, — это название вышестоящей свечи. Шамаш выполняет особую роль, зажигая остальные восемь свечей.
Это одновременно и явное различие, и сходство между ханукальной менорой и храмовой менорой. В обоих случаях центральная ветвь расположена выше остальных. Однако в храмовой меноре остальные лампады указывают на центральную лампаду. Лампады же ханукальной меноры зажигаются от центральной лампады или свечи.
Свет на Празднике света
Чтобы лучше понять некоторые различия между этими двумя менорами, важно затронуть историю праздника Ханука, в который мы зажигаем ханукию.
Этот праздник берёт своё начало от повторного освящения Храма евреями путём зажигания храмовой меноры. Согласно легенде, запаса масла для меноры было только на один день, но в итоге его хватило на восемь полных дней. Таким образом, в память об этом чуде Маккавеи и те, кто были с ними, учредили праздник Ханука. Сегодня это означает восемь дней празднования Божьего промысла при повторном освящении Храма.
Во время Хануки еврейский народ зажигает ханукию, девятисвечную ханукальную менору. Каждую ночь участники празднования зажигают свечу, используя шамаш как символ чудесного масла и Божьего сохранения Храма.
Менора в Новом Завете
От Исхода до Откровения символ светильника появляется снова и снова. Он является частью общей картины Скинии и Храма. Он также символизирует собой собрание верующих в Мессию. Эти священные места отмечены всеми священными элементами, находящимися в них. Включая светильник и всё, что представляет собой этот символ.
Основа книги Откровения — апокалиптическое пророчество о семи церквях. В середине текста мы находим образ небесного храма, включающий элемент храмового светильника.
Хотя книга Откровения упоминает этот символ лишь несколько раз, эти упоминания имеют важное значение. В первом видении Иоанн оборачивается, чтобы увидеть, кто говорит, и сначала видит семь золотых светильников, а среди них «подобного Сыну Человеческому» (Откровение 1:13).
Вечный свет и число семь
Согласно толкованиям этого отрывка, человек среди светильников — это Иешуа, источник вечного света. Его окружают семь символов вечного света, каждый из которых содержит семь ветвей и семь лампад.
Давайте рассмотрим светильник как символ собрания верующих. Каждый светильник соответствует семи церквям, упомянутым в книге Откровения. Мы находим Иешуа в центре этих церквей.
Кроме того, Откровение 2 говорит о покаянии, необходимом, чтобы светильники оставались среди церквей. В Откровении 2:5 говорится: «Если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься». Другими словами, Церковь потеряет присутствие Иешуа как представителя вечного света.
В Откровении автор многократно связывает Иешуа со светильником. Фактически, книга упоминает по имени светильник, а не человека, стоящего среди них. Таким образом, мы узнаём, что светильник символизирует в историческом контексте. Кроме того, мы видим, что он широко используется и в пророческих текстах.
Менора в вашем доме
Пока я пишу эти строки, у меня дома стоит декоративная тарелка. На ней изображена менора с надписью: «Молитесь о мире в Иерусалиме». Учитывая, что менора — самый известный еврейский символ, она служит прекрасным напоминанием о том, что Господь избрал еврейский народ. Но она также напоминает мне об обещании Его обеспечения и присутствия. Кроме того, она показывает надежду на то, что у Него есть план не только для еврейского народа, но и ещё не завершённый план для язычников.
В Писании любое упоминание о светильнике, лампаде или любом другом источнике света может напоминать о священном еврейском символе — меноре. В эти дни тьмы и неопределённости на земле Израиля и во всём мире давайте никогда не будем забывать об обещании Его Света и присутствия в нашей жизни.
Автор — Линзи Брудерс / firmisrael.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Источник: https://ieshua.org/chto-takoe-menora-kak-ona-predstavlena-v-biblii-i-v-nashi-dni.htm |
|
| PEROOO
|
|