[256x320]
Раав – одна из самых необычных героинь Библии. Мы встречаемся с ней в Книге Иисуса Навина, когда двое разведчиков отправляются в Иерихон и укрываются в ее доме (Иисуса Навина 2). Раав спасает Израильтян от опасности и взаимен просит милости к своей семье. Впоследствии она остается жить среди Израильского народа и становится частью его истории.
Большинство исследователей и комментаторов согласно с тем, что Раав была блудницей. Но есть и другие прочтения. Например, Иосиф Флавий считал ее хозяйкой гостиницы. Одно не исключает другого. Вполне возможно, что Раав имела дело не только с бизнесом, но также с религией и политикой. Ведь блудницы часто служили при храмах и были «священными». А при каждом отеле или борделе находили себе уют самые разные шпионы. В любом случае она не была простой блудницей, поскольку пользовалась уважением местного царя и демонстрировала проницательность в оценках людей, мудрость в суждениях, смелость в действиях. Кем бы Раав ни была, она увидела в чужеземных шпионах слуг истинного Бога, спасла их и доверила им свою жизнь, точнее доверилась их Богу. Похоже, что позже она вышла замуж за одного из них – за Салмона.
Видимо, израильские разведчики увидели в ней что-то особенное и рассказали все своему вождю Иисусу Навину, который выполнил ее просьбу и спас всю ее семью:
«И пошли юноши, высматривавшие город, в дом женщины, и вывели Раав и отца её и мать её, и братьев её, и всех, которые у неё были, и всех родственников её вывели, и поставили их вне стана Израильского. А город и всё, что в нём, сожгли огнём; только серебро и золото и сосуды медные и железные отдали в сокровищницу дома Господня. Раав же блудницу и дом отца её и всех, которые у неё были, Иисус оставил в живых, и она живёт среди Израиля до сего дня, потому что она укрыла посланных, которых посылал Иисус для высмотрения Иерихона» (Иисус Навин 6:22-24).
На этом история Раав не заканчивается. Оказывается, завоевание Иерихона – далеко не самое важное. Спустя столетия имя Раав обнаружится в родословной Иисуса Христа:
«Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя… Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос (Матф. 1:5-6,16).
Здесь Раав удостоилась чести быть одной из пяти женщин, неожиданно упомянутых в генеалогии Мессии. Кроме Марии все они были связаны с языческим миром. Фамарь, Раав и Руфь были язычницами, а Вирсаия была женой язычника Хетта. И при этом они были вписаны в историю спасения.
Интересно, что для Раав находится место не только в генеалогии людей, но и в генеалогии веры. Она приводится в добрый пример читателям новозаветных посланий. Иаков хвалит ее дела:
«Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путём?» (Иак. 2:25), а Послание к Евреям помещает ее в галерею героев веры:
«Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путём), не погибла с неверными» (Евр. 11:31). Она прославилась и верой, и делами.
Что же такого она такого сделала? Отмечу три момента, которые явно показывают ее достоинство в делах и вере.
Во-первых, Раав проявила гостеприимство для странников и обеспечила им безопасность:
«Царь Иерихонский послал сказать Рааве: выдай людей, пришедших к тебе, которые вошли в твой дом, ибо они пришли высмотреть всю землю. Но женщина взяла двух человек тех и скрыла их и сказала: точно приходили ко мне люди, но я не знала, откуда они; когда же в сумерки надлежало затворять ворота, тогда они ушли; не знаю, куда они пошли; гонитесь скорее за ними, вы догоните их. А сама отвела их на кровлю и скрыла их в снопах льна, разложенных у неё на кровле» (Иисуса Навина 2:3-6). В древние времена гостеприимство было важнейшей добродетелью, к которой поощряются и новозаветные верующие:
«Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам» (Евр. 13:2). Гостеприимство – это больше чем хороший сервис в гостиничном бизнесе. Это риск впустить в свой дом незнакомцев, это забота об их безопасности, это проявленная доброта и человечность, это внимательность к нуждам другого, это послушание голосу совести и непослушание приказам нечестивого царя. Можно сказать еще так: гостеприимство – это ответ на стук Бога в нашу дверь, когда Он приходит в образе бездомного, беспомощного, беззащитного странника.
Во-вторых, она поверила в Бога Израилева и Его силу:
«Я знаю, что Господь отдал землю сию вам, ибо вы навели на нас ужас, и все жители земли сей пришли от вас в робость; ибо мы слышали, как Господь иссушил пред вами воду Чермного моря, когда вы шли из Египта, и как поступили вы с двумя царями Аморрейскими за Иорданом, с Сигоном и Огом, которых вы истребили; когда мы услышали об этом, ослабело сердце наше, и ни в ком из нас не стало духа против вас; ибо Господь, Бог ваш, есть Бог на небе вверху и на земле внизу» (Иисуса Навина 2:9-11). Из ее слов можно сделать вывод, что она верила в могущество Бога Израилева больше, чем сами Израильтяне. Она лучше знала внутреннюю слабость Иерихона и его богов, и она видела яснее преимущества Израиля.
В-третьих, Раав доверила свою жизнь Богу Израилеву и терпеливо ожидала своего спасения:
«Итак, поклянитесь мне Господом, что, как я сделала вам милость, так и вы сделаете милость дому отца моего, и дайте мне верный знак, что вы сохраните в живых отца моего и матерь мою, и братьев моих и сестёр моих, и всех, кто есть у них, и избавите души наши от смерти» (Иисуса Навина 2:12-13). Она понимала, что жизнь всей ее семьи зависит от честного слова людей, которых она видела впервые и которые пришли разрушить ее город. Но она решилась довериться – даже не столько этим людям, сколько Богу, Который спас Своих людей из Египта и может спасать всех, надеющихся на Него.
Эти три решения – оказать гостеприиство и помощь Божьим людям, поверить в Бога Израилева как истинного Бога и доверить свое спасение Ему, - изменили жизнь Раав. Она стала частью Израильского народа и его славной истории:
«Раав же блудницу и дом отца её и всех, которые у неё были, Иисус оставил в живых, и она живёт среди Израиля до сего дня, потому что она укрыла посланных, которых посылал Иисус для высмотрения Иерихона» (Иисуса Навина 6:24).
Наш современный мир обречен так же, как был обречен Иерихон, но Бог и сегодня спасает тех, кто открывает дверь Ему и Его людям, верит в Него как истинного и всемогущего, доверяет Ему свою жизнь и терпеливо ожидает спасения. Таких Бог принимает в число Своих людей и делает частью Своей истории.
https://cherenkoff.blogspot.com/2025/12/blog-post_11.html