[300x395] 8 января (на следующий день после Рождества) православные со всего мира отмечают еще один важный праздник – Собор Пресвятой Богородицы.
В этот день христиане обращаются с благодарственными и хвалебными песнями к Богоматери, которая родила Спасителя.
Название Собор обозначает, что в этот день происходит общее, то есть соборное празднование и других лиц, которые близки Господу Иисусу Христу и Пресвятой Деве Марии.
В этот день вспоминают о тех, кто был близок к Спасителю – святой Иосиф Обручник, святой Иаков, царь Давид.
80-летний Иосиф Обручник принял Деву Марию по благословлению первосвященника и сохранил ее чистоту.
Он был обручен Пречистой, но служение его заключалось в том, чтобы оберегать Деву Марию.
Предком Господа по плоти был пророк Давид. Апостол Иаков называется братом Божиим, так как он являлся старшим сыном Обручника.
Истоки праздника Собора Пресвятой Богородицы восходят к древности.
Дата установилась еще в ранние времена Христианской Церкви.
Официальное указание на празднование данной даты можно встретить в 79 правиле VI Вселенского Собора, который прошел в 681 году.
Сила молитвы ко Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии
Неусыпно молится у Престола Господня Матерь Божия, Ходатаица о нашем спасении.
Если много может усиленная молитва праведного (Иак. 5, 16), то тем более сильна молитва Пресвятой Богородицы.
Она еще во время Своей земной жизни обрела благодать у Господа и обращалась к Нему с ходатайством за тех, кто просил
Ее помощи и заступления. Особенной же благодати и близости к Престолу Божию Пресвятая Богородица удостоилась после Своего преславного Успения.
Она преселилась на Небо не только для того, чтобы пребывать в сиянии и величии Божественной Славы Своего возлюбленного Сына, но и для того, чтобы Своими молитвами ходатайствовать о нас пред Ним.
"Радуйтесь! Я с вами во все дни", - сказала Она, явившись святым апостолам. Пресвятая Дева, живя на земле, сама испытала те же лишения, нужду, беды и напасти, которые испытываем и мы.
Она пережила скорбь крестных страданий и смерти Своего возлюбленного Сына. Она знает наши немощи, нужды и скорби.
Каждый наш грех причиняет Ей страдание, и в то же время каждая наша беда находит у Нее сочувствие.
Какая мать не заботится о своих детях и не болеет сердцем от их несчастий? Какая мать оставляет их без своей помощи и внимания?
Матерь Божия всегда готова подать нам благовременную помощь.
Матерь Божия подобно солнцу светит и согревает нас лучами Своей любви и оживотворяет наши души данною Ей от Бога благодатью. Духом Своим Она всегда пребывает на земле.
Когда блаженный Андрей юродивый подобно апостолу Павлу был восхищен духом в Небесные обители и узрел там Господа, он стал скорбеть, не видя Пречистой Богородицы.
Но Ангел сказал ему, что Она удалилась в мир помогать людям. Все мы обременены скорбями, жизненными невзгодами, болезнями и напастями, ибо все согрешаем. Слово Божие говорит, что нет человека, который бы пожил на земле и не согрешил (см.: 2 Пар. 6, 36).
Но Бог есть высшая Любовь (1 Ин. 4, 8), и по любви к Своей Матери и к нам Он принимает Ее молитвы.
Мы веруем в Ее постоянное предстательство и ходатайство за нас, грешных, пред Милостивым и Человеколюбивым Богом и в силу Ее молитв.
Будем прибегать к Ней как к тихому и доброму пристанищу и усердно призывать Ее всесвятое и всепетое имя. И Она не оставит нас нечаянной радостью спасения.
Установление этого празднования относится к древним временам Христианской Церкви. Уже Епифаний Кипрский († 402), а также святой Амвросий Медиоланский и блаженный Августин в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу рождшемуся Богочеловеку с хвалой рождшей Его Деве.
Указание на празднование собора Пресвятой Богородицы на следующий день по Рождестве Христовом можно найти в 79 правиле 6 Вселенского Собора, состоявшегося в 691 году.
VI Вселенский Собор - правило 79
"Божественное от Девы рождение, как безсеменно бывшее, исповедуя безболезненным, и сие всему свету проповедуя, подвергаем исправлению творящих, по неведению, что либо не должное. Понеже убо некие, по дне святого рождества Христа Бога нашего, усматриваются приготовляющими хлебное печение, и друг другу передающими, аки бы в честь болезней рождения всенепорочные Девы Матери: то мы определяем, да не совершают верные ничего такового. Ибо не есть сие честь Деве, паче ума и слова, плотию родившей невместимое Слово; если ея неизреченное рождение определяют, и представляют по примеру обыкнновенного и нам свойственного рождения. Если убо отныне усмотрен будет кто-либо тако творящий: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен"
Источник - Энциклопедия людей и идей
[540x]