• Авторизация


Philip Pullman – The Good Man Jesus and the Scoundrel Christ (2010) 28-12-2012 15:54 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Филип Пулман – Добрый человек Иисус и негодник Христос

[258x400]Думаете, того, кто вы есть, – довольно? Лучше бы задумались о том, что вы делаете.

***

– Да, нам порою приходится общаться с этими людьми, но сидеть и есть с ними?
Иисус с ответом не затруднился.
– Не здоровые имеют нужду во враче, а больные, – сказал он. – Нет нужды призывать к покаянию праведников. Говорить с грешниками – вот зачем я пришел.

***

– Но ведь есть разные степени, господин? – выкрикнул кто-то. – Мелкий грешок не так страшен, как грех крупный, правда?
– Вам ведомо, что есть заповедь «не убивай». Так где же провести границу? Или вы скажете – убивать дурно, побить ближнего – чуть менее дурно, а просто рассердиться – вообще пара пустяков? Так вот я говорю вам, что если вы гневаетесь на брата своего или сестру, – а под братом или сестрой я разумею всех и каждого, – так не смейте приносить дар свой в храм, пока не примиритесь с ними.

***

Какая вам награда, если вы будете любить только любящих вас?

***

Есть те, что живут правилами и накрепко цепляются за свою высокую нравственность, потому что страшатся быть подхваченными ураганом страсти, а есть и другие – которые цепляются за правила, ибо страшатся, что никакой страсти нет и если они отпустят руки, то просто-напросто останутся на месте, нелепые и недвижные; а это для них невыносимо. Живя в тисках железной выдержки, они могут притворяться перед самими собою, что лишь грандиозным усилием воли обуздывают великие страсти.

***

Роль Исаака проста; тяжела роль Авраама. Ты не умрешь. Ты – выдашь Иисуса властям.

***

– Люди могут заработать себе хорошую репутацию куда быстрее, нежели творя добро. Они это делают из страха.
– Из страха перед чем? – откликнулся второй голос.
– Из страха перед адом, ты, слепой дурень. Они думают, что, творя добро, сумеют тем самым откупиться от ада.

***

Когда я думаю обо всем, что люблю, я задыхаюсь от счастья – или, может, от печали, не знаю; а ведь все эти вещи в здешнем мире сотворены тобою. Если человек вдыхает аромат жареной рыбы вечером у озера, или чует в жаркий день дуновение прохладного ветерка, или целует мягкие податливые губы, или видит, как малый звереныш бежит со всех ног, спотыкается и падает, и поднимается снова, – если человек это чувствует и все же повторяет, будто все эти вещи – не более чем грубые, несовершенные копии чего-то лучшего из иного мира, он клевещет на тебя, Господи, если только слова хоть что-нибудь да значат.

***

Как только люди, полагающие, что они исполняют Господню волю, дорвутся до власти – будь то в собственном доме, или в деревне, или в Иерусалиме, или в самом Риме, – дьявол овладеет ими. Очень скоро они примутся составлять списки наказаний за разные невинные занятия, и приговаривать людей к порке или побиванию камнями во имя Господа – за то, что не то едят, не ту одежду носят и не в то верят. Лица высокопоставленные будут строить пышные дворцы и храмы, и расхаживать там с важным видом, и облагать налогами бедняков, чтобы те оплачивали их роскошь; и само Писание станут они держать в секрете, говоря, что есть истины слишком сакральные, чтобы открыть их простецам, так что преподносить их дозволяется лишь в толковании священников, и станут пытать и убивать всех, кто захочет сделать слово Божье простым и понятным для всех; и с каждым прожитым днем их будет все сильнее одолевать страх, ибо чем больше власти заберут они себе, тем меньше станут доверять кому бы то ни было, и счет потеряется шпионам, и предательствам, и доносам, и тайным трибуналам, и уличенных несчастных безобидных еретиков предадут страшным публичным казням, дабы устрашить прочих и принудить их к покорности.

***

Я – часть этого мира, и я люблю в нем каждую песчинку, каждую травинку и каждую каплю крови. Да ничего другого и не надо, ведь этих вещей достаточно, чтобы взвеселилось сердце и успокоился дух; мы знаем, что тело они радуют. Тело и дух… а есть ли разница? Где заканчивается одно и начинается другое? Может, это – одно и то же?

***

Люди способны на великие деяния, но только по зову великих обстоятельств. Люди не могут все время держаться на таком уровне, а обстоятельства по большей части ничего великого в себе не заключают. В повседневной жизни люди прельщаются покоем и удобством; они чуточку ленивы, чуточку жадны, чуточку трусоваты, чуточку блудливы, чуточку тщеславны, чуточку раздражительны и завистливы. Словом, мало на что годны; но приходится принимать их такими, какие они есть.

***

– Кто бы подумал, что приглашение вкушать плоть и пить кровь найдет у иудеев такой отклик?
Христос отодвинул хлеб.
– Я не это им велел делать.
– Но именно это делают последователи Иисуса, как иудеи, так и язычники. Твои наставления оказались слишком тонки, друг мой. Люди выбирают обычно самый жуткий из всех смыслов, даже если автор имел в виду совсем другое.


free_readings
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Philip Pullman – The Good Man Jesus and the Scoundrel Christ (2010) | free_readings - free readings | Лента друзей free_readings / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»