• Авторизация


Aldous Huxley - Brave New World (1932) 29-01-2011 18:43 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Олдос Хаксли – О дивный новый мир
[показать]
Мы не хотим перемен. всякая перемена – угроза для стабильности.

***

Затяжное самогрызенье, по согласному мнению всех моралистов, является занятием самым нежелательным. Поступив скверно, раскайся, загладь, насколько можешь, вину и нацель себя на то, чтобы в следующий раз поступить лучше. Ни в коем случае не предавайся нескончаемой скорби над своим грехом. Барахтанье в дерьме – не лучший способ очищения.

***

Ведь как всем известно, если хочешь быть счастлив и добродетелен, не обобщай, а держись узких частностей; общие идеи являются неизбежным интеллектуальным злом. Не философы, а собиратели марок и выпиливатели рамочек составляют становой хребет общества.

***

Его ссылают на остров. То есть посылают туда, где он окажется в среде самых интересных мужчин и женщин на свете. Это все те, в ком почему либо развилось самосознание до такой степени, что они стали непригодными к жизни в нашем обществе. Все те, кого не удовлетворяет правоверность, у кого есть свои самостоятельные взгляды. Словом, все те, кто собой что то представляет.

***

Покуда наконец все сознание ребенка не заполнится тем, что внушил голос, и то, что внушено, не станет в сумме своей сознанием ребенка. И не только ребенка, а и взрослого – на всю жизнь. Мозг рассуждающий, желающий, решающий – весь насквозь будет состоять из того, что внушено.


***

Вот нравственное то воспитание никогда, ни в коем случае не должно основываться на понимании.

***

– А ты бы разве не хотела быть свободной?
– Не знаю, о чем ты говоришь. Я и так свободна. Свободна веселиться, наслаждаться. Теперь каждый счастлив.
– Да, – засмеялся Бернард. – «Теперь каждый счастлив». Мы вдалбливаем это детям начиная с пяти лет. Но разве не манит тебя другая свобода – свобода быть счастливой как то по иному? Как то, скажем, по своему, а не на общий образец?

***

Знание считалось верховным благом, истина – высшей ценностью; все остальное – второстепенным, подчиненным. Правда, и в те времена взгляды начинали уже меняться. Сам Господь наш Форд сделал многое, чтобы перенести упор с истины и красоты на счастье и удобство. Такого сдвига требовали интересы массового производства. Всеобщее счастье способно безостановочно двигать машины; истина же и красота – не способны. Так что, разумеется, когда властью завладевали массы, верховной ценностью становилось всегда счастье, а не истина с красотой.

***

– Ведь закармливая этими таблетками, вы укорачиваете ей жизнь!
– В некотором смысле укорачиваем, – соглашался доктор Шоу, – но в другом даже удлиняем. Пусть сома (наркотик) укорачивает временное протяжение вашей жизни на столько то лет, – продолжал врач. – Зато какие безмерные вневременные протяжения она способна вам дарить. Каждый сомотдых – это фрагмент того, что наши предки называли вечностью.
– «Вечность была у нас в глазах и на устах», – пробормотал Джон, начиная понимать.

***

Работа сделана мастерски. Но только позволь им начать рассуждать о назначении жизни – и Форд знает, до чего дорассуждаются. Подобными идеями легко сбить с толку тех высшекастовиков, чьи умы менее устойчивы, разрушить их веру в счастье как Высшее Благо и убедить в том, что жизненная цель находится где то дальше, где то вне нынешней сферы людской деятельности; что назначение жизни состоит не в поддержании благоденствия, а в углублении, облагорожении человеческого сознания, в обогащении человеческого знания. И вполне возможно, подумал Главноуправитель, что такова и есть цель жизни.

***

– Неужели не хотите быть свободными, быть людьми? Или вы даже не понимаете, что такое свобода и что значит быть людьми? – Не понимаете? – Что ж, хорошо, – произнес он сурово. – Я научу вас, освобожу вас наперекор вам самим.

***

Чего еще желать им? Ну правда, они могли бы желать сокращения рабочих часов. И, разумеется, можно бы и сократить. В техническом аспекте проще простого было бы свести рабочий день для низших каст к трем четырем часам. Но от этого стали бы они хоть сколько нибудь счастливей? Отнюдь нет. Эксперимент с рабочими часами был проведен еще полтора с лишним века назад. Во всей Ирландии ввели четырехчасовой рабочий день. И что же это дало в итоге? Непорядки и сильно возросшее потребление сомы – и больше ничего. Три с половиной лишних часа досуга не только не стали источником счастья, но даже пришлось людям глушить эту праздность сомой.

***

- А что это был за эксперимент?
- По распоряжению Главноуправителей мира остров Кипр был очищен от всех его тогдашних обитателей и заново заселен специально выращенной партией альф численностью в двадцать две тысячи. Им дана была вся необходимая сельскохозяйственная и промышленная техника и предоставлено самим вершить свои дела. Результат в точности совпал с теоретическими предсказаниями. Землю не обрабатывали как положено; на всех заводах бастовали; законы в грош не ставили, приказам не повиновались; все альфы, назначенные на определенный срок выполнять черные работы, интриговали и ловчили как могли, чтобы перевестись на должность почище, а все, кто сидел на чистой работе, вели встречные интриги, чтобы любым способом удержать ее за собой. Не прошло и шести лет, как разгорелась самая настоящая гражданская война. Когда из двадцати двух тысяч девятнадцать оказались перебиты, уцелевшие альфы обратились к Главноуправителям с единодушной просьбой снова взять в свои руки правление.

***

Человек стареет; он ощущает в себе то всепроникающее чувство слабости, вялости, недомогания, которое приходит с годами; и, ощутив это, воображает, что всего навсего прихворнул; он усыпляет свои страхи тем, что, дескать, его бедственное состояние вызвано какой то частной причиной, и надеется причину устранить, от хвори исцелиться. Тщетные надежды! Хворь эта – старость; и грозный она недуг. Говорят, будто обращаться к религии в пожилом возрасте заставляет людей страх перед смертью и тем, что будет после смерти. Но мой собственный опыт убеждает меня в том, что религиозность склонна с годами развиваться в человеке совершенно помимо всяких таких страхов и фантазий; ибо, по мере того как страсти утихают, а воображение и чувства реже возбуждаются и становятся менее возбудимы, разум наш начинает работать спокойней, меньше мутят его образы, желания, забавы, которыми он был раньше занят; и тут то является Бог, как из за облака; душа наша воспринимает, видит, обращается к источнику всякого света, обращается естественно и неизбежно; ибо теперь, когда все, дававшее чувственному миру жизнь и прелесть, уже стало от нас утекать, когда чувственное бытие более не укрепляется впечатлениями изнутри или извне, – теперь мы испытываем потребность опереться на нечто прочное, неколебимое и безобманное – на реальность, на правду бессмертную и абсолютную. Да, мы неизбежно обращаемся к Богу; ибо это религиозное чувство по природе своей так чисто, так сладостно душе, его испытывающей, что оно возмещает нам все наши утраты

***

Из за насмешек он ощущал себя чужим, а стало быть, и вел себя как чужой – и этим усугублял предубеждение против себя, усиливал презрение и неприязнь, вызываемые его щуплостью. Что в свою очередь усилинало его чувство одиночества и чуждости. Из боязни наткнуться на неуважение он избегал людей своего круга.


free_readings
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (10):
По идее то антиутопия, а я совершенно искренне считаю это утопией.
Rotting_Mind 29-01-2011-23:42 удалить
Your__Personal_Jesus, если считать "1984" антиутопией, то в сравнении с ним "О дивный новый мир" вполне можно и за утопию принять.
согласен)
Rotting_Mind, даже без сравнений. Отличная продуманность ведь.
verbava 30-01-2011-00:11 удалить
Your__Personal_Jesus, утопии от антиутопий могут отличаться только точкой зрения читателя :)
есть еще разделение на «дистопии» (негативный мир) и «антиутопии» (проблемы в позитивном мире), но все это очень размыто. мне нравится смотреть даже на даже утопии как на анти- - то же «государство» платона, например.

Rotting_Mind, спасибо за замечательные выборки... замятиновского «мы» тоже ждать в ближайшее время? :)
Rotting_Mind 30-01-2011-00:31 удалить
verbava, "Мы" читал еще в 10 классе, то есть 12 лет назад, а неизведанных отличных книг слишком много, чтобы снова читать то, что уже было когда-то прочитано.

но уже совсем скоро будут, скорее всего, 2 поста = 2 части по одной совершенно шедевральной книге ;)
Rotting_Mind 30-01-2011-00:37 удалить
по поводу жанров - неопределенность по большей части у нас возникает не из-за самих книг, а из-за неопределенности наших пониманий соответствующих терминов.

антиутопия - в художественной литературе и в общественной мысли такие представления о будущем, которые в противоположность утопии отрицают возможность построения совершенного общества и предрекают, что любые попытки воплотить в жизнь такое общество неизбежно ведут к катастрофическим последствиям.

то есть утопия и антиутопия практически противоположны. по крайней мере, по определениям. но даже такие классические представители своих жанров как 1984 и Дивный новый мир не так очевидны в своем отношении к этим самым совершенным будущим мирам. вот отсюда и возникает та самая мысль, о которой ты и упомянула, verbava
verbava 30-01-2011-00:37 удалить
Rotting_Mind, эх, «мы» сама просилась – первая из трех классических антиутопий, а вы начали с последней, так что было бы очень логично... но насчет перечитывания солидарна, сама никак не сподвигнусь, хотя стоило бы.
оу, тогда будем ждать. может, вдохновите на прочтение шедевральной книги – а то я в последнее время не могу понять, каких текстов мне хочется.
verbava 30-01-2011-01:43 удалить
Rotting_Mind, знаете, как человек, в последние два с половиной года очень близко работающий с проблематикой антиутопий, не могу с вами согласиться. в смысле, словарное определение очень четкое и красивое, но оно работает отнюдь не так четко и красиво, если мы говорим конкретно о живых текстах, людях или политических программах. «счастье для всех, и пусть никто не уйдет обиженным» практически исключает возможность счастья индивидуального, и все зависит от того, мы больше «все» или кто-то отдельный. антиутопический герой (ок, мы не говорим об оруэлле, это злая сатира; но хаксли и замятин вполне подходят) – это тот же утопический антигерой. платон в «государстве» предлагал лечить таких ядом – это утопия, защищающая себя, или тоталитарная антиутопия?
еще хороший прозрачный пример – макмерфи из «над гнездом кукукшки». в принципе да, антиутопия, где он такой рыжий и пушистый герой. но с точки зрения функционирующей системы – косящий от тюрьмы преступник, подвергающий риску других пациентов и замедляющий их выздоровление, возвращение в нормальный мир.
вообще я не адепт reader-response критики, но в этом случае она работает лучше всего :) как писала одна умная женщина, «утопия хороша как остров, но страшна как архипелаг».

(ух, как много букв получилось)
verbava, само собой, речь об индивидуальном подходе. (Анти)утопию я нахожу достаточно тонкой вещью с размытыми гранями идентификации, что ставит некий запрет на на общее для всех произведений жанра наименование. В общем- то, вы все грамотно расписали, мне лично добавить совершенно нечего, солидарна с точкой зрения. Первостепенность эго или социума в целом - главная определяющая.
Имхо, хорошая добротная (анти)утопия. Прочитала по совету своей преподавательницы по философии, не разачаровалась.


Комментарии (10): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Aldous Huxley - Brave New World (1932) | free_readings - free readings | Лента друзей free_readings / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»