• Авторизация


Разбитый аквариум 21-03-2013 02:27 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Впервые я услышал о роспуске группы «Аквариум» в 89-м. Теперь уже как-то воспринимаешь без нервов - нет «Кино» и «Нау», как-то спокойно и про группу БГ.
Но дело не в том, что на смену одним группам приходят другие. Дело в том, что мы вышли из времени, в котором хватало трех групп на всю молодежь страны. Двадцати певцов на всю страну целиком. Тридцать лет назад список из ста книг было бы составить совсем просто, потому как в доступе их было не намного больше.
Один майонез, одна ряженка и никому не приходило придумывать название гастроному за углом... также было и с книгами. Достаточно того, что самиздат, чтобы быть точно правильным и нужным, достаточно того, что не достать, чтобы прочесть за одну ночь.

До 4000 новых наименований ежемесячно – вот, что собой представляет на сегодня книжная палитра России. И главной проблемой является вовсе не качество книг – уровень качества так или иначе регулирует рынок и само время, проблема в том, что читатель не может узнать и о десятой части выходящих книг. В стране просто нет нужного механизма. Считанные обозрения в основном покупаются издателями, премии вручаются одному и тому же кругу писателей, книжные колонки малоинформативны, нет проблемы издать книгу – но, как сделать так, чтобы о ней узнали.
Серии, проекты, выставки – всего этого мало - книги неинтересны никому, кроме издателей и читателей – СМИ проходят мимо, Президент говорит о великом русском писателе Михалкове – и никто не смеется… Даже интернет не решает эту проблему, отзывы в стиле - читал, круто – страшно далеки от рецензий.

Читатель заходит в книжный магазин и тут же выходит, просто испугавшись обилия – точно не его книг…
Так юный натуралист, привыкший к своему аквариуму с тремя рыбками, теряется, попав в приличный океанариум без гида и без табличек на стенах. У нас все хуже – мы сразу оказались в глубоком синем море.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (30): вперёд»
21-03-2013-02:58 удалить
Проблема обозначена верно. И какой же выход из положения вы, как главный редактор одного из ведущих издательств России, видите?

Игорь К.
21-03-2013-14:31 удалить
Здравствуйте, Александр

Хорошие книги - больше чем развлечение. Они делают человека богаче - умственно, эмоционально. Они переносят в пространства и времена доступные только воображению - и ничему более. Но где найти, как отыскать эти сокровища духа среди "тысяч тонн словесной руды"?
(пафос закончился - теперь сугубо по делу).

Опираясь на "футбольные параллели", современный книжный рынок представляет собой некое подобие иерархической пирамиды спорт-шоу-бизнеса. На высшем уровне (мировое первенство, кубок UEFA, кубок Чемпионов) - около десятка национальных "команд", вокруг которых выстроен глобальный книжный рынок, с миллионными тиражами, переводами, правами-экранизациями-адаптациями-продолжениями-играми. Не суть важно почему и как, но здесь с "рекомендациями", хотя бы в виде навязчиво-бессмысленной рекламы все в порядке. Качество текстов - дело десятое, "побеждают большие батальоны"
(помните случай с рОманом "Пятьдесят оттенков", в жанре "мамино порно" - это именно тот самый)))

Национальные чемпионаты тоже строго иерархичны: высшая, первая, вторая лиги и - "дворовые команды". Опять же, сколько-нибудь внятные рекомендации-рецензии можно отнести к "высшей книжной лиге", в какой-то мере - к кандидатам на выход в нее из "первой". Вторая отдана на откуп "неудачников" (как Издателей, так и Писателей) и, если уж совсем честно, отмывателей денег. Но и у нее есть свои болельщики-Читатели, которые по мере возможностей, поддерживают любимые команды (авторов, серии и тэдэ).

"Дворовой" сегмент отнюдь не во всем и всегда совпадает с "самиздатом" или "сетевыми изданиями", и представляет собой "питательную среду" - со всеми вытекающими. Ожидать, что кто-то чего-то будет читать-рекомендовать можно разве что в разрезе "художественная самодеятельность" и - на уровне футбольных фэнов с вувузелами.

Попробуем обобщить. Полсотни тысяч книг в год на русском? Прекрасно! Но какая часть из них ДОСТОЙНА рекомендаций? Кто в "высшей лиге" или хотя бы теоретически может стать претендентом? Вопрос вопросов...

Модель №1 - "сплошная": читаем все, рекомендуем лучшее. ПО ИДЕЕ так и должно быть. Вот только она не работает. А современные обзоры, отзывы, рекламные ролики, авторские туры и прочая маркетинговая фанаберия - СУБСТИТУТЫ, заменители за неимением лучшего. Как ни странно, такая модель не способна охватить даже высшую лигу. Фактор времени - не мне Вам объяснять.

Модель №2 - "выборочная", а скорее "вымАрочная": читаем правильных авторов/жанры/серии - и будет всем счастье. Хм, срабатывает примерно 50/50. Даже самый громкопоименованный Автор, бывает, не спасает. Приведу характерный пример: по сравнению с не к ночи упомянутым "маминым порно" последние два романа самого Стивена Кинга в продаже провалились. Остается еще надежда на экранизации. Хотя не факт...

Модель №3 - "танцуют все": все читают, а кто хочет - пишет отзывы. Тоже вполне рабочая модель, но как Вы совершенно верно упомянули выше, с качеством отзывов на уровне "круто!"/"го*но!". КПД такой модели оцениваю на уровне 5%.

Модель №4 - "элитная": Высокое Экспертное Жюри читает, обсуждает и рекомендует - "Встать! Суд идет!" Примерно то, что проделывают разнообразные "премиальные" комиссии Нобель-лауреаты, букеры-шмукеры и проч. Одна ма-а-аленькая деталь: "страшно далеки они от народа" (с) Да, заполучить на обложку цацку в виде баннера "лауреат/шорт-лист Такой-То премии" БЫВАЕТ полезно. А бывает НИКАК. Честно говоря, большая часть "экспертных" мнений ничего общего с продажами не имеет - это просто МНЕНИЯ. На которые современному, особенно молодому Читателю нас*ать.

Понятно, что на практике Издатели пытаются комбинировать все модели, с мягко говоря, скромными результатами. Причин много, но пв стратегическом плане проблема решения (пока!) не имеет. В текущем же варианте вполне работоспособна "комплексная модель", где книги низших разрядов разбирают-рекомендуют непрофессиональные, доморощенные "критики" - и не факт, что они хуже, чем "профи". Просто эта работа не оплачивается, и не ведется на постоянной основе. Как правило, даже серьезному издательству хватает сотни-другой таких ридеров-фанатов для разгребания завалов на нижних, малюбюджетных уровнях. Ну а форма на 99% сетевая.

Второй уровень - сторонняя критика, книжные колонки/разделы в СМИ. Сами понимаете, как и что. Но свои деньги они почти всегда отрабатывают. Подозреваю, что в России наблюдается дефицит таких авторских рубрик/передач. Но это дело наживное. Особенно, если гг. Издатели "сообразят на троих" и проспонсируют целевую журналистскую аудиторию.

А "наверху" - все тот же десяток-два укурен... учитанных до совиных глаз критиков, которые пашут непосредственно на Издателя. Мне их жалко. Иногда... )))) Единственный совет, который могу предложить - записать тех, кто еще не владеет навыками, на курсы скорочтения. Очень помогает.

Итого: система, худо-бедно обслуживающая текущие нужды книжного рынка есть. Но перспективная модель отсутствует напрочь. Даже социальные сети с элементами самоорганизации и централизованного администрирования, увы, хороших результатов пока не показывают.

Вывод: нам есть над чем работать, и много, и тяжко. Быть может даже - всю жизнь. Ну чем не радость?! ;)))


ЗЫ: Любопытно, какие инновационные решения для решения все тех же текущих задач применяете лично Вы?
Irondel 23-03-2013-19:10 удалить
Мне кажется, что нужно напрямую работать с книжными магазинами. Например, провести акцию в каком-нить библио-глобусе "Напиши рецензию - получи скидку". Ну или не скидку, но другой какой-нибудь "с полки пирожок". Сделать под это дело сайт (страничку в Контакте, ФБ, Одноклассниках и т.д.), где зарегистрированные под своим именем пользователи (паспортные данные, адрес, телефон) могут писать рецензии на прочитанные современные книги. Рецензии, принятые к публикации, суммируются и в итоге выливаются в какой-нибудь бонус для читателя. Чтобы избежать рецензий типа "ниасилил многабукаф", нужно выработать критерии, по которым рецензия принимается к публикации. Скажем, объем не более 2000 знаков, обязательное указание плюсов и минусов текста (общее число их должно быть, например, не меньше пяти - то есть три плюса два минуса, четыре минуса один плюс и т.д.) и на какие произведения похоже рецензируемое. Конечно, сейчас я эти критерии набросала навскидку, но если сесть и хорошо проработать... Рецензии надо публиковать на сайте или распечатывать на принтере и прикреплять к книге прямо на полке. Так читатель будет видеть, что уже прочитано, и сможет ознакомиться. И это будет не та аннотация (зачастую скучная и неинформативная), которая открывает каждую книгу, это будет _читательское_ мнение, что для другого читателя важнее мнения критика или другого писателя.
Что мы имеем в итоге? Заинтересованную в покупке и прочтении книг одну группу читателей и имеющую возможность пусть скромной, но все-таки навигации вторую группу.
Как вам идея?
Editorskoe 23-03-2013-21:10 удалить
Ответ на комментарий Irondel # Как бы это... Я вчера дискутировал с одним достойным товарищем на тему того, что голосование и прочие истории без экспертов - это несерьезно. Рецензии не должны писать люди в надежде на скидку в магазине, потому как это должны делать профессионалы.
23-03-2013-22:21 удалить
Хорошо! Но читатель не всегда профессионал! Он просто читатель - покупатель и таких большинство. Нужно научиться писать для читателей, а не для экспертов. Если зацепило обыкновенного читателя, то нужно в программу "Утренних новостей" вставить одну единственную фразу: "Обыкновенный читатель, вас ждёт необыкновенное чтиво в виде романа....! Спешите в книжные магазины, благодарить не стоит! Всех люблю! Ваш редактор!" И поверьте новости от последней фразы не потеряют своей актуальности, а может быть даже украсят негативно - черный окрас начинающегося дня...
23-03-2013-22:31 удалить
Даже исходя из того, что рецензентов единицы, а читателей - телезрителей миллионы!
Editorskoe 23-03-2013-22:48 удалить
Ответ на комментарий # Писатели и пишут для читателей. И я не понимаю, что такое обыкновенный читатель, также, как не знаю, что такое простой народ... А вот для того, чтобы написать рецензию, которая будет с одной стороны интересна, а с другой поможет сделать выбор - надо быть спецом. Проблема в том, что те, кто это могут находят своим умениям более высокоплачиваемые истории
Irondel 23-03-2013-22:59 удалить
Ответ на комментарий Editorskoe # Но вот у профессионалов не складывается. Почему бы не попробовать? Может, среди читателей найдется с десяток, которые потом смогут писать рецензии за деньги. Не в смысле покупные, а в смысле получать за работу вознаграждение.
23-03-2013-23:10 удалить
Последнее время, судя по текстам, писатели пишут точно для экспертов. Например, "Солнце в рюкзаке" победитель конкурса "Рукопись года" - великолепная вещь для экспертов. Но отзывы читателей не совсем лестные! Говорит простой читатель из народа: "... Тяжело читается, ужас!"
23-03-2013-23:29 удалить
Обыкновенный читатель - это и есть простой народ, который пока ещё ходит в книжные магазины. Но это пока... И если писатели дальше будут продолжать писать только для экспертов, то в книжные магазины будут ходить только рецензенты и эксперты и, Президент, потому что он обыкновенный читатель из простого народа. А, Вы, Александр, себя не только к обыкновенному читателю не причисляете, но и к простому народу, как я понял, тоже.
Editorskoe 24-03-2013-01:56 удалить
Ответ на комментарий # Простого народа не существует в природе. И обыкновенных читателей тоже. Также как мифической средней температуры по больнице. Если честно, я вообще не понимаю жалоб на то, что читатели пишут для критиков... Таких писателей - издаваемых - не так много, а главное, их продажи мизерны. Есть массовая литература, в чем проблема?
24-03-2013-17:35 удалить
Проблемы нет никакой, также как и хороших текстов.
"Читатель заходит в книжный магазин и тут же выходит, просто испугавшись обилия – точно не его книг…" А. Прокопович
Editorskoe 24-03-2013-19:53 удалить
Ответ на комментарий # Это вопрос не наличия книг, а их логистики, в том числе информационной
26-03-2013-21:20 удалить
И всё - таки необходимо включить в обзор ежедневных новостей анонс литературных новинок с кратким содержанием того или иного произведения. В конце концов пообещайте отчисление процента от продаж книг тому или иному телевизионному каналу. Реклама - двигатель торговли, вот и вся Вам логистика, в том числе информационная!
26-03-2013-21:41 удалить
И вообще идите с этим вопросом к Президенту, он же даёт в займы миллиарды, так пусть даст на развитие российской художественной литературы немного денег. Вообще - то Ведь "напечатанное слово" - страшная вещь! Революционно - настроенные массы ему ни к чему. Может быть успокаивать россиян Президенту нужно, не тем, как, кому заграницей жить плохо, а тем, как на Руси выживать должно!
Editorskoe 26-03-2013-23:36 удалить
Ответ на комментарий # Проценты не хотят, хотят по рекламным расценкам. НЕ тянем:(
Editorskoe 26-03-2013-23:37 удалить
Ответ на комментарий # А вот это точно нельзя. Я так думаю, что нельзя брать деньги у власти таким образом. Лучше вообще не брать, но так точно нет.
26-03-2013-23:58 удалить
Да, тоже правильно. Они ведь трусливые глупцы! Скажите, пожалуйста, а где они свои мемуары: "Как я развалил и разграбил страну" печатать будут?
Editorskoe 27-03-2013-00:59 удалить
Ответ на комментарий # В издательстве Ксерокс
27-03-2013-22:40 удалить
Точно! Только заплатят пенсионные предпринимательские
28-03-2013-09:41 удалить
Слышал, что во Франции более 50 журналов, посвященных фантастике. А у нас, по-сути, 2-3, и те загибаются.
Может, стоит перенять забугорный опыт?..
Как ТАМ книги находят своего читателя?
Не думаю, что рекламируют на ТВ или типа того. Скорее - "окучивают" свою аудиторию, из года в год, десятилетиями, заполняя свою нишу на рынке.
А у нас, такое ощущение, что каждое издательство хочет заполнить ВСЕ ниши и СРАЗУ. Минимум - самые массовые.
Поэтому и расколбас такой, и читателю не найти "свою" книгу, а автору - "своего" читателя.
28-03-2013-10:24 удалить
ПС.
Вот все плачете, что реклама не по карману.
А я вот, к примеру, заинтересовался одной серией вашего издательства (о которой узнал случайно) - перерыл весь ваш сайт и не нашел никакой информации об этой серии и о ваших сериях вообще. Может, я тупой, поэтому чего-то не заметил, но тем не менее. Инфа о книгах свалена в кучу, как в магазинах, которые вы ругаете) Даже и рецензии не нужны, но просто инфа, что "в такой-то серии вышли такие-то книги" - неужели сложно? На своем родном сайте-то)))) Мне кажется, не сложнее, чем запись в жж))
Editorskoe 29-03-2013-01:55 удалить
Ответ на комментарий # Для сайта сейчас готовится новое ПО, как только оно будет отлажено, мы постараемся убрать эти пробелы. А по конкретной серии - спрашивайте!
29-03-2013-08:31 удалить
Еще насчет пробелов, раз уж такая пьянка)
Не знаю, кто как, а я, когда книга понравилась, изучаю от корки до корки. В т.ч. интересуюсь анонсами и рекламой в конце, на последних страницах. И если раньше, в "диких 90-х", зачастую находил там полезную мне, как читателю, инфу, то сейчас стал замечать, что там лабуда все больше какая-то.
Чтоб не быть голословным:
Именно Астрелевской книги нет под рукой, но беру первую попавшуюся с полки АСТэшную. "Обелиск", сборник рассказов Сорокина. Открываем последнюю страницу. Реклама, одна штука. И какая! "женская энциклопедия символов, сакралий, таинств"
Чото у меня сильные сомнения, что это может быть интересно поклоннику творчества Сорокина))
А ведь это - ваш рекламный ресурс, практически халявный. Тут ведь можно рассказать о других книгах автора, о "чем-то подобном" у другого автора, о серии, даже о "планах издательства" и "планах самоё автора". Так сказать, подогреть интерес аудитории, чтоб она не забывала о прочитанном так быстро и ожидала чего-то конкретного. Дать надежду, если хотите)
Мне кажется, это бы здорово помогло формированию "своей" аудитории и укреплению в "своей нише" на рынке.

Куда менеджеры-то смотрят? А если им время на тв выделить - запихнут рекламу В. Сорокина в передачу "спокойной ночи, малышы", неиначе))
Editorskoe 29-03-2013-11:07 удалить
Ответ на комментарий # Этот ресурс "работается", вопрос , насколько он эффективен, более того в последнее время все чаще последняя сторонка обложки отдается под рекламу серии
29-03-2013-12:03 удалить
Я имел в виду не обложку, а несколько страниц в конце. Там, где инфа для оптовиков и т.п.
Естественно, эффективен такой ресурс может быть только среди тех, кому книга сильно понравится. Остальные не будут ковыряться в книге после оглавления.
И конечно, эффективность такого ресурса не придет в одночасье. Но если я, читатель, найду там для себя что-то интересное, то я и в следующий раз туда загляну. А если раз за разом буду видеть там лабуду не по теме, то заглядывать, разумеется, перестану.
01-04-2013-22:06 удалить
Возможно мой вопрос не в тему поста, но я рискну. Тут намедни у Зотова прошла инфа, что ни в эксмо, ни в астрель постапокал и вомпэров больше не берут ни под каким соусом. Это правда? Т.к. Насчет вторых все более менее ясно, то чем провинился постапокал?
С уважением Артем Сосновский.
Editorskoe 01-04-2013-23:18 удалить
Ответ на комментарий # Э-э... Господин Зотов весьма отдельный автор, я в том смысле, что он пишет не вполне постап, если таковым считать ходилку-стрелялку в той или иной зоне...
Постап остается самым продаваемым продуктом, вопрос сколько это продлится. Как бы все понимают, что не могут серии с точками продаваться вечно.
02-04-2013-20:53 удалить
Ответ на комментарий Editorskoe # Ну, Зотов-то не про себя там говорил, а скорее про МТА всех мастей. Мол, кровососущие - вообще в игнор, а постапокал на последнем издыхании. Поэтому новичков, какой бы трижды гениальной и перспективной ни была рукопись, с вышеназванными тематиками Эксмо и АСТ брать не будут. А Зотов может быть спокоен. Он уже вполне может выступить паровозом (к вашему верхнему посту).
А так да, у меня сестра в книжном работает. Говорит, что постапокал берут охотно, вампиров в общем тоже. ВОт я и заинтересовался - как же так. Спрос вроде как есть, а по факту оказывается, что продажи низкие.
Editorskoe 02-04-2013-21:07 удалить
Ответ на комментарий # Продажи в постапе нормальные, все зависит, конечно, от конкретного точечного проекта. Факт и то, что все ждут, когда тема кончится. А вампиры, там берут переводное и то, очень осторожно. Майер - да, Смит - да, Пупкин - нет.


Комментарии (30): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Разбитый аквариум | Editorskoe - Editorskoe | Лента друзей Editorskoe / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»