• Авторизация


Пара фраз о формате 08-04-2012 15:59 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Не так давно, лет семь назад, я не имел никакого отношения к издательскому бизнесу. И тот - доиздательский я - сильно бы удивился тому, что можно сознательно выбрать тему и жанр. Чай не сочинение писать - книгу. Нынче не удивляюсь. 
Понятно, что автор хочет не просто написать, а быть прочитанным. В силу этого сплошь и рядом выбирает ту упаковку, которая с его точки зрения поможет донести его текст до максимального количества читателей. Это обман. Фишка в том, что читатель очень остро и безошибочно понимает, где реальный жанр, а где мимикрия. Практически всегда автор подделки моментально вычисляется и ставится в угол, то есть,  не продается. 
Реально жанры, форматы имеют совершенно другой смысл. Они нужны для того, чтобы читатель, нрчего о вас не знающий, уже по месту книги на полке знал, что за зверь такой перед ним. И именно в этом месте начинается полоса препятствий отечественного книгобизнеса. 
К примеру, есть когорта авторов, которые считают, что жанр мэш-арт популярен. Угу. Место на полке видели? Я - нет. То есть в результате, те пять- шесть книг, которые в этом жанре есть, будут мило размазаны между современной прозой и фантастикой и читателю останется только догадываться, что же он покупает. 
Но это лирика. По факту, выбор жанра, это выбор, как именно сказать читателю о себе интересно и не обмануть. Увы, но многие наши жанры несут в своих названиях ловушку для непросвещенного автора. К примеру "фантастика". Автор, не дай бог, выросший на Азимове, Кларке и Хайнлайне не понимает, почему его книга особо не продается. Так потому, что его герой за время романа всего лишь один раз продемонстрировал, как лихо он умеет собирать-разбирать свой любимый бластер Б-74 М, стрелял всего два раза и то, не очередями, ни разу не съел противника, да и с особями противоположного рода, как-то у героя все деликатно. А все дело в том, что нет у нас фантастики, а есть лишь ее боевая, славно продаваемая часть, по классификации американской - чистейший палп-фикшен. А то, что автор написал - по нынешним временам современная проза, то есть книга одна из тысяч неопределенного жанра и формата. И не берут книги автора, пусть на обложке изображена совершенно правильная для жанра боевой фантастики картинка. 
Это странно, но у меня нет претензий к магазинам. Они бьют по площадям. Делить пространство магазина на сотни поджанров, наверное, просто невозможно. Для того, чтобы автор не пытался обмануть себя и аудитории нужны кижные обозрения и рецензии в каждом приличном журнале, на любом портале. Увы-увы, не говорите мне ничего про всевозможные недоразвитые имхоресурсы. 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (52): вперёд»
08-04-2012-16:49 удалить
То есть, писать фантастику, которая не является палп-фикшн, в принципе не имеет смысла, потому что всё равно не продастся?
Editorskoe 08-04-2012-17:12 удалить
Ответ на комментарий # Есть смысл, но если вас при этом поставят в серию боевой фантастики, то читатель сильно удивится и останется недоволен
08-04-2012-19:33 удалить
В принципе, издатель тоже неплохо своими сериями дурит нашего брата-читателя. В серии "Фантастический боевик" издательства "Альфа-книга" преспокойно уживаются фэнтези (к примеру, Пехов) и зомби-апокалипсис Андрея Круза. При желании совсем не боевик можно накопать в сериях Лениздат, и совсем не историческую авантюру у "Крылова" (Чепурина "С.С.С.М.").
Так что, ежели издатель захочет, то он преспокойно всунет совсем не боевик в "боевую" серию. Ну и продаст примерно так же, как продаётся усреднёная книга этой серии.
С уважением, Беляев Игорь
08-04-2012-19:58 удалить
Насчет липовой фантастики – это точно!
Уж сколько мне попадалось книг, в которых бластер можно легко заменить на автомат Каланшинкова, космический корабль на обычный теплоход, а какую-нибудь дальнюю колонию на африканскую страну типа Сомали и… книга даже в качестве не теряет. Фантастика в подобных произведения присутствует не более, чем маскарадный наряд. Однако же!
И ваше издательство в том числе успешно печатает подобную фантастику и даже с успехом продает. А настоящей фантастики, чтоб как у Ивана Ефремова, до обидного мало.

С уважением.
Мари32105 08-04-2012-20:49 удалить
Ответ на комментарий # А с воображением сейчас стало совсем туго! Фантастика - это миросозерцание автора. А для того, чтобы "Созерцать мир", нужно прожить хотя бы 50 лет или около того!
Мари32105 08-04-2012-21:09 удалить
Ответ на комментарий Editorskoe # Все выпуски "Новостей" заканчивать необходимо фразой: "А сегодня не забудьте взять книгу такого то автора..., о том то о том то, дабы, скоротать время в пробках!" Я думаю последнее слово не испортит настроение после увиденных новостей!
Editorskoe 08-04-2012-23:32 удалить
Ответ на комментарий # Ну, да, а если всунет раз десять, то серия странным образом сдохнет. Отчего бы это.
Editorskoe 08-04-2012-23:33 удалить
Ответ на комментарий # Вероятно, проблемы с Ефремовыми
Мне кажется, сейчас создать именно фантастическое произведение, чтобы оно было интересно широкой аудитории любителей фантастики, практически нереально. Почему? Да просто потому что именно фантастика - это фантастика в "чистом виде", т. е. научная фантастика. Сейчас она мало кому интересна. Как правило это было расследование какой-нибудь загадки вселенной. Это полный отрыв от нынешних реалий. Но возьмите современного человека. Чем занят его ум? Его будни? Правильно. Конфликты, проблемы, разборки между людьми и его личные с жизнью. Реальные проблемы, одетые в фантастический антураж, будут более близки, и всегда поэтому более востребованы современным читателем. Ну а поскольку в реальной жизни решить их не так-то просто, то тем приятнее посмотреть как напористо и лихо их можно решить с помощью главного супер-героя.
Самая главная проблема подобной современной литературы - это отсутствие закрученного сюжета. Думать читателю давать не надо, иначе он отложит сложную, тяжелую от мыслей книгу и возьмет попроще, более легкую для восприятия. Где все понятно: вот это плохие, вот это хорошие. Вот ствол - стрелять туда. Самое ужасное, что, сосредотачиваясь на этих примитивных действиях, авторы не парятся давать сложные взаимоотношения между героями. Простенькие, до предела конкретные диалоги, только самая суть - и все.
А мы читаем. И покупаем. И даем статистику продаж. И по этой статистике на гребне волны писатели простенького, зато массового палп-фикшн..((
Сами делаем свою литературу, друзья... Не на кого жаловаться..
Editorskoe 09-04-2012-02:16 удалить
Ответ на комментарий Михаил_Горожанин # немогу согласится. когда мы издали Ложную слепоту, нам многие говорили, что сейчас иакре неинтересно никому, однако же три тиража. написать такое трудно, но это уже другой вопрос.
Согласен, что высказанное мной мнение - не аксиома. В любом случае, качественный продукт найдет своего потребителя, как бы он не был самобытен. Но ИМХО, ситуация такова на 80 %
09-04-2012-13:34 удалить
Ответ на комментарий Михаил_Горожанин # Михаил, выход простой: идешь в магазин и покупаешь электронную книгу. Неплохую читалку можно приобрести в диапазоне от двух до шести тысяч. И все! Проблема решена.
В наше время в Интернете можно найти уйму великолепной литературы, которая будет соответствовать твоим потребностям на все 100 процентов. Начать можно с бесплатных библиотек, благо их уйма. Да, придется повозиться. Да, придется перебрать не мало хлама, зато найдешь, гарантирую. Ну а потом, когда появится соответствующий опыт, можно попробовать перейти на графоманские ресурсы типа СамИздата.
Да, признаю с ходу: 95 процентов содержимого СамИздата откровенный хлам. Зато среди оставшихся пяти процентов можно отыскать великолепные произведения! Настоящие дикие орхидеи, которые красотой своей заткнут любой тепличный цветок.
Я знаю о чем говорю. Как раз вчера я закончил читать великолепный фантастический роман! Насколько я знаю современный издательский бизнес, этот роман никогда не выйдет на бумаге, неформат потому что.
Ну а то, что продается в книжных магазинах давно рассчитано не на читателей, а на покупателей.

С уважением.
09-04-2012-13:51 удалить
Ответ на комментарий Editorskoe # Не-е-е, проблемы не с Ефремовыми, и даже не с издательствами.
Как я уже указал в ответе Михаилу Горожанину, современные издательства работают на покупателей, а писатели в первую очередь хотят писать для читателей.

С уважением.
Мари32105 09-04-2012-20:30 удалить
Извините, меня дорогие мужчины! Но нас, женщин, по статистике всё - равно больше! Я сегодня опросила всех своих знакомых женщин и девушек. Так вот, никому из них фантастика не интересна! А у Вас, может быть, другие ассоциации с научной фантастикой?! Ещё с времён бабушкиных и дедушкиных журналов, лежащих в туалете?!
09-04-2012-21:34 удалить
Ответ на комментарий Мари32105 # "Извините, меня дорогие мужчины! Но нас, женщин, по статистике всё - равно больше! Я сегодня опросила всех своих знакомых женщин и девушек. Так вот, никому из них фантастика не интересна!"

*Задумчиво*

Ну, я, наверное, в другом мире живу. Или мы про разную фантастику говорим - все-таки жанр большой, с кучей оттенков. Или дело в моем техническом образовании.

Но и я (существо женского пола), и мои подруги фантастику читают, любят и покупают.

Хотя повторюсь,
фантастика фантастике рознь и к зубодробилке ради зубодробилки я отношусь так же как к второсортным любовным романам: отрицательно :)
09-04-2012-21:59 удалить
Ответ на комментарий Мари32105 # Знаешь, Мари, каждый из нас живет в своем собственном мирке. Как ни странно, подобные мирки очень даже замкнутые. Я сам об этом не подозревал, пока в армию не забрали. Полтора года мне пришлось жить в одной казарме с такими людьми, с которыми я на гражданке не пересекался ни до армии, и не пересекаюсь до сих пор.
Так что, Мари, все закономерно: если тебе самой фантастика не интересна, то ты и общаешься с людьми, которые в той или иной мере разделяют твои взгляды. Но если в книжных магазинах фантастические книги лежат, значит их кто-то покупает, значит кому-то фантастика очень даже интересна.
Не суди по собственному кругу, не обманывай саму себя.

С уважением.
Мари32105 09-04-2012-22:31 удалить
Ответ на комментарий # Я общаюсь со всеми! Я всех люблю! И ничего не могу с собой поделать! Вокруг нас столько колоритных персонажей! Мы ведь живем в мире фантастики! Понимаем, что всё, что с нами происходит не просто так происходит. И люди, которые нам встречаются в жизни: в армии, в институте, на работе, в гостях, они не просто так появляются. Они появляются для чего - то или для кого - то. Случайных встреч не бывает. Это ли не фантастика?
Мари32105 09-04-2012-22:41 удалить
Ответ на комментарий # Мне приснился сон! Давно приснился, и я его перенесла на бумагу. Получился рассказ. Я очень хочу, чтобы Вы его прочли. Зайдите, пожалуйста, на Проза ру Марина Иванова "Любовь вопреки" . Когда прочтете, я хочу у Вас кое - что спросить...
Кстати, животрепещущий вопрос по поводу ЦА. Я вот написал роман) Не фантастика, городское фэнтези. Главная героиня - женщина. Каково же было мое удивление, когда я узнал от опытного человека из этого бизнеса, что женщина-главгер - это отрицательная черта книги. Потому что будет хуже продаваться, и потому что такую литературу читает минимум женщин))) Для меня, признаться, это было открытием. )) Сам всегда с удовольствием читаю книги с ГГ женского пола. Но после этих слов поразмыслил и понял, что таки да, 99 % ГГ - мужчины. Так что получается, что моя ЦА по этой логике - женщины, а большинство авторов все же пишут на наиболее массовую аудиторию?

Соглашусь с двумя предыдущими собеседниками сразу. Да, случайности неслучайны, люди притягиваются друг к другу. ) И да, в итоге тебя всегда (за исключением армии, как отсутствия выбора) окружают люди схожих интересов и вкусов)
Исходное сообщение Мари32105
Извините, меня дорогие мужчины! Но нас, женщин, по статистике всё - равно больше! Я сегодня опросила всех своих знакомых женщин и девушек. Так вот, никому из них фантастика не интересна! А у Вас, может быть, другие ассоциации с научной фантастикой?! Ещё с времён бабушкиных и дедушкиных журналов, лежащих в туалете?!

А вот мои знакомые женщины, причем из совершенно разных социальных групп - все любят фантастику. Тут все просто. Это, простите, как секс - важен первый опыт. Если первая фантастическая книга попалась так себе, то и мнение сразу сложится о жанре.
А фантастика бабушек и дедушек - это весчь!! Очень качественный подход был. И выбраковка. При всем уважении к нынешним издателям, в Союзе, ИМХО, были более жесткие требования к произведениям. Туфта не проходила. Соглашусь превентивно, почти вся фантастика с коммунистическими идеями, но сам язык - выше в разы.
Editorskoe 09-04-2012-23:26 удалить
Ответ на комментарий Михаил_Горожанин # Ну, там был еще такой нюанс, как переводчики, типа Стругацких
Признаюсь, не совсем понял контекст Вашего комментария.
Очень люблю Стругацких. Но однажды редактор из ТЕРРЫ рассказала, что при почти полной блокаде Союза от иностранной литературы, не проверенной спец комиссиями, у Стругацких был доступ к писательской когорте запада, особенно фантастам, и они копировали идеи для своих романов, перерабатывая их под советскую удобоваримую стилистику. Как по мне - так Бог с ними, главное что мне нравится итоговый продукт.) Хотя после того разговора действительно нашел несколько параллелей их произведений с иностранными авторами.
Не знаю, правда или нет, в издательской кухне не варился. Но в данной ситуации придерживаюсь позиции, что даже если произведение копирует другое, но на более качественном уровне - то это допустимо. Да, плагиат. Но если выходной продукт ярче и сильнее оригинала - это же лишь на благо читателя!

Интересно Ваше мнение по данному вопросу.
Мари32105 09-04-2012-23:51 удалить
Ответ на комментарий Михаил_Горожанин # Меня как раз окружают люди совершенно не моих интересов и вкусов! Меня окружают люди всех слоев населения. Я не делю людей по классовому и национальному признаку. Они мне тем и интересны, что они не такие, как я. Они меня радуют, а не раздражают. Даже те, по ком я прошлась в своей книге жестко, продолжают со мной общаться и пытаются измениться. А может быть просто ждут подходящего момента, чтобы отомстить. Я в своей жизни ни с одним человеком не поругалась. Не считая мужа! Это святое! А женщины вообще любят мужчин больше, и не зависимо от того главный герой это, или просто прохожий мужчина. Это от недостатка внимания! А фантазии у них хватит на целую серию книг, уж, поверьте мне. Что ни женщина - то роман!
Editorskoe 09-04-2012-23:52 удалить
Ответ на комментарий Михаил_Горожанин # В частности они перевели Нортон Саргассы космоса
Ответ на комментарий Editorskoe # О да! Вы имеете в вид, что именно благодаря им у нас была возможность читать иностранцев?
Editorskoe 09-04-2012-23:54 удалить
Ответ на комментарий Михаил_Горожанин # Плагиат плохо, подражание - нормально. Если это книга, то форму от содержания не оторвать, но я так и не смог читать Перумова так как Толкина уже к этому мопенту читал
Editorskoe 09-04-2012-23:56 удалить
Ответ на комментарий Михаил_Горожанин # Я к тому, что в других переводах, я Нортон в принципе не могу осилить. Если бы не потрясающие переводчики, мы бы не лелеяли томики Азимова и Брэдбери
Ответ на комментарий Editorskoe # Перумов... Сложная история))
Ответ на комментарий Editorskoe # Согласен.


Комментарии (52): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Пара фраз о формате | Editorskoe - Editorskoe | Лента друзей Editorskoe / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»