[показать]
Собор Михаила архангела
XIV в,Болгария, Национальная Художественная Галерея в Софии
Иконографическая справка: Образ имеет оригинальные иконографические детали: Спас Эммануил представлен сидящим на престоле без спинки, Его ноги покоятся на херувиме, в нимб вписана восьмиконечная звезда; архангелы Михаил и Гавриил представлены в диаконских орарях, как в деисусном чине первой половины XVII века из села Семеновское (ЦМиАР)
Стилистическая справка: Рисунок и пропорции фигур, плавные движения, характерные округлые миловидные лики соответствуют стилю строгановских мастеров рубежа XVI - XVII веков. Поскольку в иконе использованы неочищенные краски, можно предполагать, что ее автором был провинциальный иконописец, испытавший сильное влияние строгановских мастеров.
[показать]
XV в, Россия, Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Иконографическая справка: Образ имеет оригинальные иконографические детали: Спас Эммануил представлен сидящим на престоле без спинки, Его ноги покоятся на херувиме, в нимб вписана восьмиконечная звезда; архангелы Михаил и Гавриил представлены в диаконских орарях, как в деисусном чине первой половины XVII века из села Семеновское (ЦМиАР)
Стилистическая справка: Рисунок и пропорции фигур, плавные движения, характерные округлые миловидные лики соответствуют стилю строгановских мастеров рубежа XVI - XVII веков. Поскольку в иконе использованы неочищенные краски, можно предполагать, что ее автором был провинциальный иконописец, испытавший сильное влияние строгановских мастеров.
[показать]
XVIII в, Россия, Государственный музей истории религии
[показать]
XIII в, Россия, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Стилистическая справка: В иконостасе Михайло-Архангельского собора икона являлась храмовым образом. Система построения колорита, в котором ведущая роль принадлежит сочетаниям лазоревых, киноварных и светло-желтых тонов, акцентированных белилами узора лоратных одежд, лазоревый фон, киноварные папоротки крыльев и плащи, светло-желтые поля и нимбы с киноварной опушью, киноварная кайма по лузге роднят эту икону с группой памятников пошехонского происхождения, ориентированных на ростовскую художественную традицию. При этом манера исполнения произведения отличается большей живописностью, той свободой движения кисти, которая, с одной стороны, приходит за порогом совершенного овладения мастерством, а с другой - может быть трактована как местная, устюжская, вариация хорошо усвоенных приемов.
[показать]
XVII в, Греция, Византийский музей, Афины
[показать]
XV в, Греция, Афон, монастырь Пантократор
Тропарь
Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных
глас 4
Небесных воинств Архистратизи,/ молим вас присно мы, недостойнии,/ да вашими молитвами оградите нас/ кровом крил невещественныя вашея славы,/ сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия:/ от бед избавите ны,// яко чиноначальницы Вышних сил.
Кондак
Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных
глас 2
Архистратизи Божии,/ служителие Божественныя славы,/ Ангелов начальницы и человеков наставницы,/ полезное нам просите и велию милость,// яко Безплотных Архистратизи.