рассказ
[показать]Наступал поздний весенний вечер. Двое шли по городку и о чем-то оживленно беседовали. Один был высокий статный мужчина со светло-русой окладистой бородой, настоятель небольшого пригородного храма отец Владимир. Другой – его приходящий послушник, учитель истории Константин. Возвращались после собрания приходского совета, где решались вопросы по подготовке к Пасхальным праздникам. Но разговор, который они вели, был вовсе не о грядущих событиях, а как ни странно, совсем об ином. Константин никак не мог понять значение слов Спасителя: «Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую».
- Ну, как, батюшка, можно следовать данным словам в современном, лишенным христианских ценностей, обществе. Да любой подлец только рад будет такому «смирению». Практически мы, христиане, потворствуем злу. Наверно правы атеисты, когда заявляют, что христианство – религия рабов.
- Вы не правы, Костя. Причина сокрыта не во внешних, а во внутренних факторах. Нам надо следовать не только самим словам, но и духу и смыслу их.
- Но, отче, тут ведь и так понятно: ударили – подставь! Христос Сам, Своим примером показал, как не противиться злу. Его бьют, а он молчит. Ведь в Его воле было наказать обидчиков. Заметьте, отче, что Он сказал Петру: «Мне достаточно было сказать слово и тут же предстали бы более двенадцати легионов Ангелов. Возврати меч твой в ножны их».
- Вы же историк, Константин, разве история Церкви вам не урок? С одной стороны святые мученики, с другой святой Сергий, благословляющий своих иноков на ратный подвиг. И те и другие поступали именно по слову Божьему. А как по разному!
Они почти дошли до дома священника. В соседнем дворе, на лавочке, сидели четверо бомжей, две девушки и двое мужчин. Одного из мужчин отец Владимир знал, это был Федор, попрошайка у его храма. Когда-то Федор пришел к храму и попросил у отца Владимира разрешение собирать милостыню у ворот церковной ограды. Священник его благословил, но с одним условием – десятую часть от милостыни тратить на свечу и молиться за подающих.
- Так я, батюшка, ни имен их не знаю, ни молитв.
- А тебе и не нужно знать их по именам, а молиться можно и своими словами. Купил свечку, затеплил ее, подошел к иконе Христа Бога и примерно так говори: «Я, Господи, ничего не умею, ничего не знаю, Ты Один всех знаешь, будь милостив к тем, кто подает мне Тебя ради».
Так Федор и стал делать. Со временем он и на службы заходить стал. Соберет утром «дань» с прихожан, зайдет помолится, а перед окончанием службы - вновь «на боевой пост». Даже краткий молитвослов купил.
Молодого же батюшка не знал.
Когда отец Владимир и Константин подошли поближе, Федор обтер об себя руки и подошел под благословение. Молодой напротив, улыбнулся криво и нагло так говорит:
- Здорово, батя! Я щас тя бить буду.
Глянул на него священник: «Эээ, парень, да ты блефуешь, трусоват и трепло. Проучить тебя следует».
И стал снимать рясу.
- Биться, так биться, чего воздух сотрясать. – Протянул рясу Константину. – Подержите, друг мой.
И принялся за подрясник.
- А ты что, батя, драться будешь? – ухмыльнулся молодой бомж.
- А почему бы и нет? Я уж, поди, лет этак пятнадцать как не дрался, с тех пор как в Церковь пришел. Ух, просто жуть берет взгреть кого-нибудь. – Отец Владимир передал подрясник своему попутчику и вновь обратился к парню. – Ну, что, хлопче, отойдем?
Константин недоуменно смотрел на своего наставника:
- Батюшка, вы и впрямь драться собрались?
- А почему бы и нет, - хмыкнул тот и краем глаза заметил, как сходит краска с лица молодого бомжа и вытягиваются лица Федора и Константина.
- Ну, как же, батюшка, сказано у вас: «Ударили по правой щеке, подставь и левую», - голос у парня сник, из нахально-уверенного стал заискивающе-просительным.
- А вот для таких дураков, как ты и сказано.
Отец Владимир облокотился на наклоненный ствол дерева и как бы завис над молодым человеком. Парень вынужден был отклониться назад и смотреть на собеседника снизу вверх. Он еще пытался выкрутиться из сложившегося положения, видать не хотел «терять лицо» перед девушками.
- Вы хотите сказать, что это неправда? Но ведь это в вашей Библии написано.
- Я хочу, молодой человек, сказать, что данный текст, в прямом смысле этих слов, больше относятся к святым, например, таким как – мученики, исповедники и юродивые! Эти люди достигли таких духовных высот, что принимая страдания Христа ради, они вверяли себя целиком Его воле, тем самым, проявляя необычную стойкость своей веры, терпели нестерпимые боли и прощали обидчиков. Люди же, которые видели эту веру, сами укреплялись в христианстве, а те, кто до этого не веровал, принимали Христа как Бога. Для нас же с вами ближе другое толкование. «Ударили по правой щеке», то есть – унизили, оскорбили или совершили иное какое действие против вас, «подставь левую щеку», то есть загляни во внутрь себя, загляни в свою душу, а не поступил ли и ты так же. Не согрешил ли ты против «ближнего своего» - окружающих тебя людей или даже против Самого Бога. «Правая щека» - это наша личность, наше «Я». «Левая щека» - это наша совесть. Вот как у нас с тобой. Что тебя подвигло сложить «пальцы веером»? Да, практически, пустое – твоя гордыня и уверенность, что не получишь сдачи: «У них ведь в Библии сказано – «подставь другую». Попу, мол, драться не положено, можно и перед девками покрасоваться. А он нет – возьми и согласись драться и, в результате, получил «по правой щеке». То-то ведь, молодой человек. «Как хочешь, чтоб с тобой поступали люди, так и ты с ними поступай». Это, кстати, тоже в Библии написано. Ну, а ты, Федор, что ж молчал?
- Дык, я – это, батюшка, не ожидал, а когда закрутилось, подумал: «А пусть отец Владимир поставит выскочку на место». Я-то ведь вас знаю, - почесал затылок пожилой бомж.
Священник обернулся к Константину и протянул руку за своим одеянием.
- Ну, теперь-то вам понятно, друг мой?
- Да уж, батюшка, кажется, я тоже получил «по правой щеке». Слов ваших видать мало было, надо было попасть в подобную ситуацию, чтобы хоть что-то понять.
- Грех затмевает душу, заставляет противится Богу и Его Воле. Куда проще найти несоответствие реальной жизни Священного Писания, чем заглянуть в себя и переворошить свою душу.
Священник облачился, и они продолжили свой путь, найдя новую тему для разговора.
http://nik-amurskiy.livejournal.com/4377.html