О поездках Гоголя в Оптину Пустынь
17 июня 1850 г. по настоятельному совету И.В.Киреевского Н.В.Гоголь впервые посетил Оптину пустынь. По воспоминаниям его спутников, за две версты до монастыря они прошли пешком. По дороге встретилась им девочка с тарелочкой земляники, которую Гоголь захотел у нее купить, но та, приняв их за паломников, странных людей, отказалась брать деньги, отдав ягоды даром. «Пустынь эта распространяет благочестие в народе», — отметил Гоголь, растроганный поступком ребенка. Позднее, в письме графу А.П.Толстому от 10 июля 1850 г., он писал: «Я заезжал на дороге в Оптинскую пустынь и навсегда унес о ней воспоминание. Я думаю, на самой Афонской Горе не лучше. Благодать видимо там присутствует... Нигде я не видал таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное... За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышишь ее благоухание: все становится приветливее, поклоны ниже и участья к человеку больше. Вы постарайтесь побывать в этой обители...» В первый приезд Гоголь пробыл в Оптиной пустыни три дня. Он познакомился с игуменом Моисеем, старцем Макарием, монастырской братией. Об отце Макарии Гоголь говорил: «Это единственный из всех известных мне людей, кто имеет власть и силу повести на источники воды живой. Пошел я к старцу одним, вышел другим». Гоголь побывал также в скитской библиотеке, знаменитой своими замечательными рукописями, ознакомился с болгарским переводом постнических слов преподобного Исаака Сирина, написанных в XIV в. на Афоне и присланных архимандритом Леонидом (Кавелиным) из Иерусалима. Позднее, в 1851 г. Гоголь писал: «Жалею, что поздно узнал книгу Исаака Сирина, великого душеведца и прозорливого инока. Здравая психология и не кривое, а прямое понимание души встречаем лишь у подвижников-отшельников. Человеку, сидящему по уши в житейской тине, не дано понимание природы души». Время поездок Гоголя в монастырь — это время мучительных размышлений о своем творчестве, о путях нравственного возрождения героев первого тома поэмы «Мертвые души». Могло ли источником этого возрождения быть осуществление идеалов духовной, религиозной жизни, а не нравственное самоусовершенствование? Творческая удача ускользала от него, и неправдоподобность новых героев не давала Гоголю покоя. Гоголь посещал монастырь еще дважды: 2 июня и 24–25 сентября 1851 г. Говоря о последнем приезде Гоголя в Оптину пустынь, старец Варсонофий своим духовным детям свидетельствовал о желании писателя навсегда остаться в обители. «Есть предание, — рассказывал преподобный старец, — что незадолго до смерти он говорил своему близкому другу: “Ах, как я много потерял, как ужасно много потерял...” — “Чего? Отчего потеряли вы?” — “Оттого, что не поступил в монахи. Ах, отчего батюшка Макарий не взял меня к себе в скит?”»