• Авторизация


СВЯТО-ВВЕДЕНСКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ОПТИНА ПУСТЫНЬ 06-06-2011 01:47 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

СВЯТО-ВВЕДЕНСКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ОПТИНА ПУСТЫНЬ

 

  [313x505]Оптина пустынь расположена на правом берегу реки Жиздры (левый приток Оки) в двух километрах от города Козельска. В XII веке обитель именовалась Монастырь Оптин Макарьевы пустыни, в XIII веке — Козельский Оптин Макарьев монастырь, с начала XIX века — Козельская Введенская Оптина пустынь. До 1788 года относился к Крутицкой епархии, в 1788—1799 годах — к Московской и Калужской, с 1799 года — к Калужской епархии. В настоящее время — ставропигиальный монастырь.

По местному преданию, обитель была основана бывшим атаманом шайки разбойников по прозвищу Опта, который покаялся и принял монашеский постриг с именем Макарий. Первые надежные свидетельства о монастыре относятся ко времени царствования Михаила Феодоровича. В козельских писцовых книгах 1628—1631 года монастырь назван "государевым богомольем", и сказано, что "в нем церковь Введения Пречистыя Богородицы древяна" и "шесть келей, а в них старцы — черной священник Феодорит с братиею". Братии в конце XVII века было всего четырнадцать человек. Среди жертвователей пустыни того времени — цари Петр и Иоанн Алексеевичи и царевна Софья. В 1724 году монастырь закрыли, все его строения (кроме церкви) разобрали и со всем имуществом перевезли в Белевский Спасо-Преображенский монастырь; туда же была переведена и оптинская братия. Введенская церковь стала приходским храмом.

В 1727 году, вследствие ходатайства А. П. и Н. А. Шепелевых и Г. А. Ардашева, Оптина пустынь восстановлена как монастырь. В 1731 году ее настоятелем стал иеромонах Авраамий († 1817; с 1801 — игумен), при котором началось возрождение обители. В 1750 году был заложен новый каменный собор.

В результате реформы 1764 года обитель оставлена "за штатом", с разрешением иметь семь монашествующих, включая строителя.

В 1795 году митрополит Московский Платон (Левшин) назначил строителем Оптиной пустыни иеромонаха Иосифа, (он ввел в обители устав Николо-Пешношского монастыря), а в 1796 году — иеромонаха Авраамия. Оба они были избраны из братии Николо-Пешношского монастыря.

В время настоятельства отца Авраамия значительно увеличились доходы Оптиной пустыни, были расширены ее имения, развернулось строительство. Построена новая каменная колокольня со Святыми вратами (1803), два братских корпуса. В 1805 - 1811 годах возведена церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, в 1809—1811 годах — больничная церковь в честь Владимирской иконы. В 1809 году по ходатайству игумена число братии было увеличено до тридцати человек.

По смерти игумена Авраамия († 1817) на должность строителя монастыря был избран помощник его иеромонах Маркелл. Более двадцати лет прожил он в обители. Он управлял Оптиной только два года и был освобожден от сего послушания согласно его желанию.

В 1819 - 1825 годах настоятелем был игумен Даниил. Он ввел в Оптиной устав Коневского монастыря.

 

К 1821 году относится основание при Оптиной пустыни скита, замысел создания которого принадлежал епископу Калужскому Филарету (Амфитеатрову). Для этого были приглашены монахи, подвизавшиеся до того времени в рославльских лесах. Вместе с оптинским монахом Вассианом († 1857), они в 360-ти метрах от обители устроили скит. В 1822 году была освящена скитская церковь в честь Собора святого Иоанна Предтечи. Традиции старчества и умной молитвы были положены в основание духовной жизни скита, а потом и всей обители. Большая заслуга в этом принадлежит схиархимандриту Моисею.

Отец Моисей (Тимофей Иванович Путилов; † 1862) родился в городе Бо-рисоглебске Ярославской губернии, в купеческой семье. Девятнадцати лет, для обучения купеческому делу, определен на службу к откупщику, державшему торговлю в Москве. Здесь юноша познакомился со старицей Иоанновского монастыря Досифеей, которая направила его для духовного окормления в московский Новоспасский монастырь к иеромонаху Александру и иеромонаху Филарету. Эти старцы находились в свое время в духовном общении с преподобным Паисием Величковским († 1794). По совету отца Александра, Тимофей в 1809 году прибыл в Саровскую пустынь, где проходил различные послушания. В частности, ему был поручен уход за больным строителем обители иеромонахом Исаией (Зубковым) — духовным отцом и собеседником преподобного Серафима Саровского. Брат Тимофея Иона (в монашестве Исаия), также духовно окормлявшийся у старицы Досифеи и старцев Александра и Филарета, остался в Саровском монастыре и позже, в 1842 году, стал его настоятелем. Тимофей же в 1808 году, снова попав в Москву, познакомился с казначеем Брянского Свенского Успенского монастыря отцом Серафимом, учеником старца Василия (Кишкина). Последний жил некоторое время на Афоне и в Молдавии, затем странствовал по русским обителям. По приглашению отца Серафима и по совету старца Новоспасского монастыря отца Александра, Тимофей Путилов поступил в 1809 году послушником в Свенский монастырь, где в то время собрались замечательные подвижники: иеродиакон Анастасий, ученик старца Василия (Кишкина); монах Варфоломей из молдавского Нямецкого монастыря; схимник Афанасий (Захаров; † 1825), ученик и постриженник преподобного Паисия (Величковского). Кроме того, вблизи Свенского монастыря, в брянских и рославльских лесах, подвизались многие пустынножители.

По совету жившего в московском Симоновом монастыре иеросхимонаха Алексия (Блинского), который в 1790—1800 годах был строителем Коневского монастыря, а до этого жил в орловских и смоленских лесах, — Тимофей Путилов отправился в 1811 году к пустынникам рославльских лесов и вверился духовному руководству отца Афанасия (Степанова) и монаха Досифея, постриженника Площанской Богородицкой пустыни. В лесах Тимофей провел десять лет и был пострижен в монашество отцом Афанасием с именем Моисей.

В 1812 году, во время нашествия французов, пустынножители вынуждены были покинуть места своего уединения. Инок Моисей был приглашен в брянскую Белобережскую Иоанно-Предтеченскую пустынь.

Когда же опасность миновала, Моисей возвратился на прежнее место подвига. В 1816 году к нему присоединился его брат Александр (впоследствии схиигумен Антоний; † 1865). Он родился в 1795 году в городе Романове Ярославской губернии. С 1809 года служил комиссионером у откупщиков в Москве и Ростове. Вступив на тернистый путь монашеского делания, Александр избрал духовным руководителем своего старшего брата — отца Моисея. В 1819 году в рославльских лесах на руках братьев Путиловых скончался замечательный оптинский подвижник отец Феофан (Талунин), посещавший пустынников ради духовного общения. Он был учеником преподобного Паисия (Величковского), дело которого продолжал в Оптиной пустыни, где жил с 1800 года.

В 1821 году, по приглашению епископа Калужского Филарета (Амфитеатрова), братья Моисей и Антоний (Путиловы) с монахами Иларием (Дранкиным) и Савватием прибыли в Оптину пустынь для основания монашеского общежития в скиту святого Иоанна Предтечи. В 1822 году монах Моисей, по настоянию преосвященного Филарета, был рукоположен в сан иеродиакона, а затем — иеромонаха и вскоре назначен общим духовником Оптиной пустыни. С 1826 года и до своей кончины он был настоятелем монастыря. В 1837 году возведен в сан игумена, в 1853 году — архимандрита.

Настоятельство отца Моисея отмечено активным строительством на принадлежавших монастырю землях. Построены два придела Введенского храма. Выстроена новая трапезная и семь братских корпусов. В 1858 году в старой трапезной устроена и освящена церковь во имя преподобной Марии Египетской и святой праведной Анны. В 1861—1864 годах построена кладбищенская церковь во имя Всех Святых. Возведены каменная ограда с семью башнями, библиотека, гостиницы (восемь корпусов с тремя флигелями). Построены два конных двора, скотный двор, кирпичный и черепичный заводы, мельница. Устроен хутор для лугового хозяйства и рыбной ловли на реке Жиздре. Приобретены и подготовлены под огороды болотные земли. Разбиты фруктовые сады.

В 1832 году монастырю было позволено на тридцать монахов иметь тридцать послушников. В 1857 году разрешено прибавить еще двенадцать монахов и двенадцать послушников.

При архимандрите Моисее и скитоначальниках игумене Антонии (Путилове), иеросхимонахе Макарии (Иванове) выстроен весь скит с его церковью, келиями и службами. В 1858 году в скиту построена новая деревянная братская трапеза, новые каменные Святые врата с каменной колокольней. В 1860 году заложен новый деревянный корпус келий с мезонином для помещения в нем скитской библиотеки.

Начальником скита в 1825 году назначен игумен Антоний (Путилов). В 1839 - 1853 годах отец Антоний был настоятелем малоярославецкого Черноостровского Николаевского монастыря . С 1853 года проживал в Оптиной на покое до своей кончины.

В 1829 году в Оптину пустынь прибыл старец Леонид. Иеросхимонах Леонид (Лев Данилович Наголкин; † 1841) родился в городе Карачеве Орловской губернии. Из мещан. Служил приказчиком у купца. В 1797 году поселился в Белобережской пустыни, настоятелем которой был иеромонах Василий (Кишкин); через некоторое время был пострижен и рукоположен. Позже он жил в Чолнском монастыре Карачевского уезда, где его духовным руководителем был схимник Феодор, ученик преподобного Паисия (Величковского). В это же время отец Леонид духовно сблизился с настоятелем Брянского Свенского монастыря, ректором Свенской Духовной семинарии архимандритом Филаретом (Амфитеатровым).

В 1804 году отец Леонид был назначен настоятелем Белобережской пустыни. Через четыре года он добровольно сложил с себя обязанности настоятеля и ушел в уединенную лесную глушь, где в то время уже подвизались схимонах Феодор и иеросхимонах Клеопа. Здесь он был пострижен в схиму с именем Лев. В 1811 году отцы Лев и Клеопа переселились в Валаамский скит. Туда же в 1812 году перешел и отец Феодор. Духовными наставлениями старцев Феодора и Льва пользовались братия Валаамской обители, в том числе будущий валаамский духовник отец Евдоким (в схиме — Евфимий). В 1817 году старец Феодор и отец Лев перешли в Александре-Свирский монастырь, где отец Феодор и скончался († 1822). Отец Лев по выходе из Александро-Свирского монастыря жил в Площанской пустыни, откуда по приглашению преосвященного Филарета (Амфитеатрова) и отца Моисея (Путилова) перешел в Оптину.

Иеросхимонах Лев был основателем старчества в Оптиной пустыни, при деятельной поддержке братьев Путиловых. Старчеством в православной монашеской традиции называется окормление монахов и мирян опытным духовником из старшей братии, при условии искреннего духовного отношения и полного послушания духовных детей своему духовному отцу.

Старец Лев с шестью своими учениками поселился близ скита, в домике на выделенном под пасеку месте. Вскоре отец Моисей поручил духовному руководству старца всю оптинскую братию.

Однако в 1836 году, по клеветническим наветам, стали считать предосудительным всегдашнее стечение к старцу Льву множества монашествующих и мирян обоего пола, и по воле епархиального начальства, старец Лев был переведен из своей кельи вначале в скит, а затем в сам монастырь. Старцу запрещено было принимать посетителей мирян, однако при каждом удобном случае отец Лев возобновлял прием и не прекращал проповеди. К нему продолжали обращаться за наставлением и скитские братья и богомольцы разных сословий.

По преставлении старца Льва старческое служение принял на себя отец Макарий.

Иеромонах Макарий (Михаил Николаевич Иванов; † 1860) происходил из дворян Дмитровского уезда Орловской губернии. Находился на государственной службе. В 1806 году вышел в отставку с чином губернского секретаря и занялся хозяйством в родовом имении. В 1810 году поступил в Площанскую пустынь послушником. В монастыре Михаил предал себя в полное послушание духовнику обители старцу Ионе. В 1815 году пострижен в мантию. Находился в духовном общении с перешедшим из Белобережской пустыни схимонахом Афанасием (Захаровым) и был его духовным чадом до кончины старца.

По благословению старца отец Макарий читал и переписывал рукописи преподобного Паисия (Величковского) и его учеников, в первую очередь их переводы с греческого творений святых отцов. В 1817 году отец Макарий стал иеромонахом. В 1826 году он был назначен благочинным монастыря. В 1827 году определен духовником Севского Троицкого девичьего монастыря. В 1828 году иеромонах Макарий сблизился с приехавшим в Площанскую пустынь старцем Львом и поручил себя его духовному руководству.

В 1834 году отец Макарий переселился в Оптину. В 1836 году он был назначен духовником обители, а в 1839 году — скитоначальником.

В годы старчества отца Макария пробуждается интерес к Оптиной пустыни у русской интеллигенции. В 1850—1851 годах в монастыре несколько раз побывал и посетил старца Н. В. Гоголь. Духовными чадами отца Макария были мыслитель И. В. Киреевский и его жена Наталья Петровна. При ближайшем содействии супругов Киреевских старец Макарий положил начало книгоиздательской деятельности монастыря.

Старцы Моисей (Путилов) и Макарий при поступлении в Оптину пустынь привезли списки творений святых отцов в переводах Паисия (Величковского) и его учеников, а также исправленные преподобным Паисием списки прежних славянских переводов святоотеческих книг. На издание этих трудов было получено благословение святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского. Супруги Киреевские передали профессору Московского университета С. П. Шевыреву текст, который в 1847 году был издан под заглавием "Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского". Митрополит Филарет в 1852 году принял приехавшего в Москву по делам издательства старца Макария и оказал высокое покровительство оптинскому книгоизданию. Заботу о всей материальной стороне издательского дела приняли на себя супруги Киреевские.

Всеми занятиями по приготовлению славянских переводов преподобного Паи-сия и по переводу некоторых из них на русский язык непосредственно руководил старец. Помогали ему отцы Амвросий (Гренков), Ювеналий (Половцев), Леонид (Кавелин). Большую помощь в качестве знатока греческого и латинского языков оказал К. К. Зедергольм (впоследствии иеромонах Климент). Среди других лиц, оказавших ценные услуги в этом деле, был цензор и профессор Московской Духовной Академии протоиерей Ф. А. Голубинский. Всего при жизни старца было издано шестнадцать книг.

С 1853 года старец Макарий более не исповедовал, а только принимал (лично или по переписке) откровение помыслов, а исповедоваться посылал к духовникам обители иеромонахам Пафнутию, Амвросию и Илариону.

После кончины старца часть его духовных детей перешла к иеромонаху Илариону, назначенному в 1862 году скитоначальником и братским духовником.

Иеросхимонах Иларион (Родион Никитич Пономарев; † 1873) родился в 1805 году в селе Ключи Воронежской губернии, в семье портного. В 1830 году вместе с отцом открыл мастерскую и магазин в Саратове. В 1838 году совершил паломничество по многим русским монастырям. Иеромонах Саровского монастыря Иларион и старец московского Новоспасского монастыря Филарет советовали Родиону побывать у оптинских старцев Леонида и Макария. В 1839 году Родион Пономарев поступил в скит Оптиной пустыни и вскоре стал келейником старца Макария. Как и другие, новый послушник исповедовался у отца Макария, а на откровение помыслов ежедневно ходил к старцу Льву. Кроме того, некоторое время он пользовался духовными советами жившего по соседству игумена Варлаама († 1849), который прибыл в Оптину пустынь из Валаамского монастыря.

Другая часть братии стала обращаться за духовным советом к другому келейнику старца Макария, подвижнику, благодатная сила служения которого для многих была очевидна уже тогда — иеромонаху Амвросию.

Отец Амвросий (Александр Михайлович Гренков; † 1890 родился в 1812 году в селе Большая Липовица Тамбовского уезда Тамбовской губернии в семье пономаря. В 1836 году он окончил Тамбовскую духовную семинарию. С 1838 года — учитель в Липецком духовном училище. В Оптину приехал в 1839 году, по благословению старца Троекуровского Илариона. Старец Лев благословил Александра Гренкова остаться в монастыре. В 1840 году он был переведен из монастыря в скит. В 1841—1846 годах — келейник старца Макария. В 1842 году пострижен в мантию и через три года рукоположен. С конца 1845 года и до самой смерти иеромонах Амвросий нес тяжелый крест изнуряющей болезни. Между 1846 и 1848 годами он принял постриг в великую схиму с сохранением имени. Отец Амвросий помогал старцу Макарию в переписке и редактировал переводы святоотеческих и других душеполезных книг.

С 1848 года, по благословению старца Макария, за духовным советом к отцу Амвросию стали обращаться некоторые из монастырских и скитских насельников, сестры женских обителей и миряне.

По кончине игумена Антония и иеросхимонаха Илариона их духовные чада стали обращаться к отцу Амвросию как к своему новому духовнику.

В наставлениях своих старец Амвросий учил приобретать смирение. Наставления часто делал в стихотворной, полушутливой форме. Старец говорил: "Мы должны жить на земле так, как колесо вертится,— чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх; а мы как заляжем на землю, так уже и встать не можем". Старец говорил: "Как жить? Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение".

Старец Амвросий многим благотворил. Деньги жертвователей он передавал нищим и убогим, вдовам и сиротам. Особую заботу он проявлял о больных женщинах, бедных и вдовах. Духовный опыт и необычайные дарования старца, его прозорливость и умение указать каждому удобный и верный путь ко спасению во Христе, стяжали отцу Амвросию всероссийскую известность. Приезжали в Оптину пустынь и беседовали со старцем Ф. М. Достоевский и В. С. Соловьев и другие известные деятели русской культуры.

В 1874 году в Оптину пустынь приехал философ и публицист К. Н. Леонтьев. Он познакомился со старцем Амвросием и с тех пор часто бывал в Оптиной. В 1887 году К. Н. Леонтьев снял при монастыре двухэтажный дом и работал в нем. Незадолго до смерти он принял монашеский постриг с именем Климент и, по благословению своего духовного отца — старца Амвросия, переехал в Троице-Сергиеву Лавру.

Главным письмоводителем старца был иеромонах Климент (Зедергольм), известный ученый, магистр греческой словесности. Он был сыном немецкого пастора, но принял православие, постригся в монашество, был рукоположен и поселился в Оптиной пустыни.

В 1887 году посетил Оптину пустынь и беседовал со старцем Амвросием великий князь Константин Константинович Романов, поэт, писавший стихи под псевдонимом "К. Р.". Посещали старца Амвросия историк и писатель М. П. Погодин, философ П. Д. Юркевич. Приезжали в Оптину поэты граф А. К. Толстой, А. М. Жемчужников, А. Н. Апухтин. Среди духовных чад отца Амвросия был граф А. П. Толстой (обер-прокурор Синода в 1856—1865 годах). Член Санкт-Петербургской академии художеств Д. М. Болотов принял монашество и стал иеромонахом Даниилом; он основал в монастыре живописную мастерскую.

Духовным другом и собеседником старца Амвросия был настоятель калужской Тихоновой пустыни архимандрит Моисей (Красильников).

В 1890 году старец Амвросий, прибыл в Шамординскую обитель. Здесь он и скончался. Тело преподобного крестным ходом было перенесено в Оптину пустынь для погребения.

Деянием Поместного Собора Русской Православной церкви (6-9 июня 1988 года) иеросхимонах Амвросий Оптинский причислен к лику святых. Память преподобного празднуется 10 октября; день обретения мощей — 3 октября (даты указаны по старому стилю).

Настоятелем Оптиной пустыни с 1862 года до своей кончины был отец Исаакий. Отец Исаакий (Иван Иванович Антимонов; † 1894) родился в 1810 году в семье курских купцов. Помогал отцу в торговле, а впоследствии заведовал его торговыми делами. При посещении Оптиной пустыни познакомился со старцем Львом, который предсказал Ивану Антимонову, что со временем он станет монахом. И. И. Антимонов состоял в переписке со старцем Макарием. В 1847 году по его совету поступил в оп-тинский скит. В 1854 году пострижен в мантию с именем Исаакий и через четыре года стал иеросхимонахом. В 1860 году старец Макарий, предвидя близкую кончину архимандрита Моисея (Путилова), при встрече в Москве со святителем Филаретом, пригласившим его для духовной беседы особым письмом, выразил свое желание, чтобы место настоятеля Оптиной пустыни в будущем занял иеромонах Исаакий. Владыка вполне одобрил мнение старца.

В исполнении обязанностей настоятеля отец Исаакий во многом следовал советам своего духовного отца старца Амвросия, а также своего старшего брата архимандрита Мелетия (Антимоно-ва; † 1865), бывшего в это время наместником Киево-Печерской Лавры. В 1864 году отец Исаакий был возведен в сан игумена.

В настоятельство отца Исаакия был расширен Казанский храм. В 1865 году построен придел преподобного Макария Египетского в скитском храме (в память старца Макария). По завету старца Илариона, за оградой монастыря выстроено на деньги, пожертвованные самим старцем и другими лицами, новое здание больницы с церковью во имя преподобного Илариона Великого. В начале 1880-х годов построена новая рухольная (то есть хранилище материала для монашеской одежды и обуви). В старом здании рухольной, большую часть которого занимала церковь святой праведной Анны и преподобной Марии Египетской, в зале, расположенном рядом с алтарем этой церкви, старец Амвросий, при помощи своих почитателей и духовных чад, устроил храм во имя святых Амвросия Медиоланского и Александра Невского, своих небесных покровителей. Храм был освящен в 1885 году.

Отцом Исаакием затем была закончена постройка водопровода, возведены здания новой гостиницы и других хозяйственных служб. В 1865 году начал действовать вновь выстроенный свечной завод. Для странников, убогих и неимущих игумен Исаакий построил здание странноприимной, где каждую субботу кормили около трехсот человек и раздавали милостыню от десяти до пятнадцати

рублей. Бедных жителей Козельска игумен Исаакий снабжал лесом для постройки домов, благословлял собирать в монастырском лесу сучья на дрова.

При открытии в 1884 году Шамординской обители отец Исаакий был назначен ее благочинным. В 1885 году он возведен в сан архимандрита. В начале 1890-х годов принял схиму.

После кончины преподобного Амвросия в обители старчествовали иеромонахи Анатолий (Зерцалов) и Иосиф (Литовкин). Скитоначальником и братским духовником в 1873 году был избран иеромонах Анатолий.

Иеросхимонах Анатолий (Копьев, в семинарии получил новую фамилию — Зерцалов; † 1894) родился в 1824 году в селе Бобыли Боровского уезда Калужской губернии в семье диакона. Окончил Калужскую духовную семинарию. Служил в Калужской казенной палате. В 1853 году был принят в Оптину пустынь и вверил себя духовному водительству старца Макария. Последний за своей занятостью благословил Алексея Зерцалова кроме него обращаться за духовным наставлением и к отцу Амвросию.

В 1862 году он был пострижен в монашество с именем Анатолий, а в 1870 году стал иеромонахом. После открытия в 1884 году Шамординской Казанской Горской женской общины отец Амвросий, тяжело больной, назначил духовником сестер иеромонаха Анатолия. Незадолго до смерти старец Анатолий был пострижен в схиму.

Другой замечательный старец того времени — иеросхимонах Иосиф (Иван Ефимович Литовкин; † 1911) родился в 1837 году в селе Городище Старобельского уезда Харьковской губернии в крестьянской семье. Рано лишившись родителей, он познал всю тяжесть сиротской доли. Служил у кабатчика, затем в бакалейной и железной лавках. Иногда ему приходилось наниматься поденным работником.

Сестра его — монахиня Борисовской женской пустыни Леонида, рассказала однажды старцу Макарию о своем брате. Старец утешил ее, сказав, что Иван будет монахом. Мать Леонида написала брату письмо и дала ему совет уйти из мира, стать иноком. Он прибыл в Оптину пустынь в 1861 году. Старец Амвросий благословил его остаться в обители. И более того — сделал своим келейником. В хибарке отца Амвросия он прожил 50 лет. Его послушание было настолько полное, что он никогда ничего не делал без благословения старца. В 1872 году был пострижен в мантию; а через шесть лет стал иеромонахом. Старец Амвросий некоторым своим посетителям благословлял обращаться с духовными вопросами к отцу Иосифу. В 1888 году иеромонах Иосиф был пострижен в схиму. В этом же году настоятель назначил его помощником старца Амвросия, и отец Иосиф начал исповедовать.

С отъездом отца Амвросия в 1890 году в Шамординскую обитель многие монахи стали исповедоваться у отца Иосифа. Архимандрит Исаакий также избрал отца Иосифа своим духовником.

По преставлении старца Амвросия отец Иосиф был назначен духовником шамординских сестер наравне с отцом Анатолием (Зерцаловым). После того, как старец Анатолий в конце 1893 года тяжело заболел, духовничество, а также начальствование над скитом было полностью передано отцу Иосифу.

В 1905 году серьезная болезнь принудила старца Иосифа оставить должность скитоначальника. Однако братия обители и сестры женских монастырей по-прежнему шли к старцу со своими скорбями, недоумениями и греховными ранами.

Духовником братии и шамординских сестер в 1903 году был назначен схиар-химандрит Варсонофий (Павел Иванович Плиханков; † 1913). Он родился в 1845 году, происходил из Оренбургского казачества. Служил при штабе Казанского военного округа, участвовал в пограничных боях в Туркестане. При выходе в отставку получил генеральский чин. В 1890 году преподобный Амвросий благословил полковника Плиханкова на поступление в монастырь. П. И. Плиханков поступил в Оптину пустынь в декабре 1891 года и был определен старцем Анатолием (Зерцаловым) в келейники к отцу Нектарию (Тихонову). Этими двумя подвижниками направлялось духовное возрастание будущего старца.

В 1904 году иеромонах Варсонофий был послан на русско-японскую войну священником при отряде Красного Креста; служил при лазарете имени преподобного Серафима Саровского. По возвращении в монастырь назначен в 1905 году начальником скита. В 1910 году пострижен в схиму.

Отец Варсонофий обладал особым даром разумения тайн Священного Писания. В своем описании Оптиной пустыни И. М. Концевич так пишет о старце: "Такой дар требует непрерывного пребывания в Боге, святости жизни. Многие видели старца Варсонофия как бы в пламени во время Божественной литургии... Поистине он уподобился своим великим предшественникам и встал в победные ряды Великой рати Воинства Христова".

По наветам недоброжелателей, старца Варсонофия перевели из Оптинского скита в Старо-Голутвин монастырь настоятелем, где старец, лишенный общения с духовными чадами и собеседниками, скончался в сане схиархимандрита. Проникновенную скорбную речь произнес над его гробом епископ Трифон (Туркестанов; в последствии — митрополит; † 1934), знавший старца Варсонофия еще послушником в оптинском скиту.

Но традиция старчества в Оптиной пустыни не угасла. Уже в начале 1900-х годов общепризнанным оптинским старцем стал иеросхимонах Анатолий младший.

Отец Анатолий (Александр Александрович Потапов; † 1922) родился в 1855 году в Москве в семье мещан. Учился в уездном училище и занимался торговым делом, служил приказчиком в Калуге. В Оптину пустынь поступил в 1885 году. Был определен в скит келейником преподобного Амвросия. После кончины старца Амвросия стал келейником старца Иосифа. В 1895 году пострижен в мантию. В 1906 году он был рукоположен и назначен духовником Шамординской обители. В 1908 году переселился из скита в монастырь, в келию при церкви Владимирской иконы Божией Матери. Здесь старец принимал посетителей. Отца Анатолия очень любил простой народ, особенно крестьяне. В 1911 году из-за болезни старец перешел в специальный келейный дом. Большое значение старец Анатолий придавал Таинству елеосвящения, которое регулярно совершал во Владимирской церкви.

В 1914 году при посещении монастыря великой княгиней-инокиней Елисаветой Феодоровной исповедь у будущей преподобномученицы принимал отец Анатолий. В последний день своего пребывания великая княгиня ездила в Шамординский монастырь, а по возвращении имела продолжительную беседу с отцом Анатолием и посетила старца Нектария.

Почитателем старца Анатолия был известный московский "старец в миру" священник Алексий Мечев. "Мы с ним одного духа",— говорил отец Алексий.

Среди тех, кто пользовался духовными советами отца Анатолия, были: архиепископ Серафим (Соболев; † 1950), который, работая в 1909—1911 годах помощником смотрителя Калужского духовного училища, часто бывал в Оптиной пустыни; епископ Трифон (Туркестанов), постриженник Оптиной пустыни. Считал себя духовным сыном старца и праведник священник Николай Загоровский. По благословению отца Анатолия принял в 1917 году священный сан известный духовный писатель протоиерей Валентин Свенцицкий († 1931), исповеднически закончивший свою жизнь в ссылке. В 1905 году у старца Анатолия искал разрешения важных вопросов христианской жизни отец Павел Флоренский. Старец Анатолий находился в глубокой духовной связи со старцем Нектарием. Они часто посылали друг к другу приходивших к ним людей для благословения и наставления.

Иеросхимонах Нектарий (Николай Васильевич Тихонов; † 1928) родился в 1857 или 1858 году в Ельце. Его отец был рабочим на мельнице. В семнадцать лет Николай уже служил младшим приказчиком у купца. По совету жившей в Ельце старицы схимницы Феоктисты, духовной дочери святителя Тихона Задонского, он отправился в Оптину пустынь и после беседы со старцами Иларионом и Амвросием остался в скиту. Стал духовным сыном отца Анатолия (Зерцалова), в исключительных случаях обращался и к преподобному Амвросию. В 1887 году был пострижен в мантию, через четыре года был рукоположен и стал иеромонахом. После пострижения почти перестал выходить из своей келий. Кроме чтения духовных книг, занимался самообразованием, изучал математику, историю, литературу, латынь и французский язык. Был близок к К. Н. Леонтьеву, у Д. М. Болотова (иеромонаха Даниила) учился живописи. В 1913 году, по указанию архимандрита Агапита (Беловидова), избран старцем и духовником братии.

В 1914 году настоятелем был избран иеромонах Исаакий II (Бобриков).

В начале февраля 1917 года Оптину пустынь посетил великий князь Димитрий Константинович. По-видимому, он пригласил отца Анатолия (Потапова) в Петроград в связи со строительством Шамординского подворья. Старец собрался в дорогу, но был застигнут революционными событиями в Москве.

В эти дни были записаны слова старца о судьбах России: "Будет шторм, и русский корабль будет разбит", но после "шторма" "явлено будет великое чудо Божие... все щепки и обломки волею Божией и силой Его соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль в своей красе и пойдет своим путем, Богом предначертанным".

Декретом СНК РСФСР от 10 (23) января 1918 года Оптина пустынь была закрыта.

В 1919 году братия создала сельскохозяйственную артель во главе с архимандритом Исаакием. Но к тому времени уже почти шестьдесят монахов были насильно мобилизованы на военную службу.

В 1919 году настоятель отец Исаакий вместе с некоторыми монахами был арестован в первый раз, но вскоре выпущен на свободу. Среди других аресту подвергся и иеромонах Никон (Беляев), которому суждено было стать последним оптинским старцем.

Отец Никон (Николай Митрофанович Беляев; † 1931) родился в 1888 году в Москве. Его отец, происходивший из крестьян, был купцом, затем служил коммивояжером. Николай Беляев в 1907 году поступил в Оптину пустынь по благословению епископа Трифона (Туркестанова) и старца Варсонофия. С 1908 года — письмоводитель старца Варсонофия. Пострижен в мантию в 1915 году, рукоположен во священство в 1917. Его духовным наследием является дневник, который он писал в Оптиной пустыни с 1907 по 1920 год. Самым важным в монашеской жизни иеромонах Никон считал послушание, говоря, что монах не должен устраивать свою жизнь по своей воле. В 1919 году содержание отца Никона под арестом не было долговременным: его вскоре освободили.

В 1920 году умер последний начальник скита — схиигумен Феодосий.

В 1922 году был арестован старец Нектарий. После скорого освобождения он жил в Козельске, а затем переехал в село Холмищи, где поселился у своих духовных чад. Власти запретили ему принимать посетителей, но до самой своей кончины он не прекращал принимать, окормлять и поддерживать своих духовных чад. Среди них были писатель Г. Чулков, художник Л. Бруни, актер М. Чехов и другие. Старец предсказывал, что Россия воспрянет и будет материально не богата, но духом будет богата, и в Оптиной будут еще семь светильников, семь столпов.

Кратковременному аресту был подвергнут и старец Анатолий. В 1921 году старец принял схиму, а через год он отошел ко Господу. Перед смертью чекисты допрашивали старца и намеревались арестовать его, но не успели. Многих своих духовных детей отец Анатолий перед смертью поручил старцу Нектарию.

В 1923 году монашеская артель была упразднена, все храмы, кроме Казанского, закрыты. В скиту создан музей "Оптина пустынь"; им заведовала Л. В. Защук (впоследствии схимонахиня Августа). Научным сотрудником музея была духовная дочь старца Нектария Н. А. Павлович.

Монастырские здания были переданы под общежитие служащим местного совхоза, лесозавода и музея, под контору музея и детский дом. В качестве рабочих и сторожей при музее было оставлено около двадцати монахов.

Библиотека монастыря была передана музею, а при его закрытии в 1928 году редкие книги, экземпляры оптинских изданий, а также весь рукописный отдел были перевезены в Государственную библиотеку имени Ленина в Москве.

Отцу Никону и некоторым другим монахам было разрешено остаться в монастыре до полной ликвидации артели. Часть братии поселилась в близлежащих деревнях Стенино и Прыски.

В 1924 году, когда был закрыт и Казанский храм, отец Никон переселился в Козельск. В это время в Георгиевском храме города все должности заняли оптинские монахи: иеромонах Макарий (умер в ссылке), которому отец Исаакий благословил быть настоятелем; оптинский архидиакон Лаврентий (Левченко; умер в ссылке); иеромонах Савватий стал псаломщиком. Под руководством бывшего оптинского благочинного иеромонаха Феодота был создан хор. Пономарем, звонарем и сторожем был монах Клеопа. Изредка в служении участвовал архимандрит Исаакий.

В Успенском соборе Козельска составился другой монашеский хор: отец Ге-ронтий (Ермаков, бывший келейник старца Варсонофия; умер в ссылке), отец Родион (Шейченко), отец Василий (бывший оптинский канонарх), отец Акакий, отец Игнатий и другие. В Козельске братским духовником по преимуществу оставался отец Досифей. Отец Никон окормлял шамординских сестер и приезжих. Он же был и духовником небольшой общины, составившейся в Козельске вокруг шамординской монахини Амвросии. Отец Никон помогал нуждавшимся монахам деньгами и продовольствием, которое присылали ему духовные дети. Кроме того, он устроил на квартиру и опекал девятерых престарелых схимников.

Старец Нектарий многих приезжавших к нему в Холмищи посылал к отцу Никону. Так же поступали архимандрит Исаакий, отец Досифей, духовник Шамординской обители отец Мелетий.

В 1929 году были арестованы все оптинские иеромонахи во главе с архимандритом Исаакием. На свободе остался только иеромонах Иосиф (Полевой; † 1932 или 1933). Один из келейников старца Анатолия (Потапова) иеромонах Варнава после разгрома Оптиной жил в пригороде Ленинграда, служил на приходе. В 1937 году был арестован и замучен в Северных лагерях.

Умерли в ссылке или были расстреляны отец Георгий (Попов) и иеродиакон Серафим (Гущин).

Архимандрит Исаакий II в 1929 году был выслан в город Белев Тульской области. Затем вновь арестован, заключен в Тульскую тюрьму и 8 января 1938 года (по новому стилю) расстрелян вместе со схимонахиней Августой (Защук).

Иеромонах Аифал (Панаев) в конце 20-х годов сослан в Сибирь. Погиб при возвращении из ссылки: в поезде был ограблен и вытолкнут на полном ходу из вагона.

Схиархимандрит Севастиан (Фомин; † 1966) в 1933 году был осужден на десять лет. Отбыв срок, поселился в Караганде. К нему со всей страны съезжались монахи и монахини. Устроилась община. В 1955 году им разрешили открыть церковь, и отец Севастиан стал настоятелем храма Рождества Богородицы.

В 1978 году умер на сотом году жизни схиархимандрит Амвросий (Иванов).

Иеросхимонах Иеремий был послушником преподобного Амвросия. После революции жил в деревне Ливенки Тульской области. Исповедовал и причащал людей на дому. Умер в 1949 году.

Послушник Евгений незадолго до закрытия монастыря принял постриг с именем Ермоген и был рукоположен во иеромонахи. Жил в Белеве, требы совершал на дому, некоторое время служил открыто. Незадолго до смерти принял схиму с именем Макарий. Умер в 1972 году.

В 1927 году арестован старец Никон (вместе с отцом Агапитом — М. М. Таубе). Иеромонах Никон был осужден на три года лагерей. В 1928 году отправлен в Соловки вместе с отцом Агапитом, но из-за циклона, прервавшего сообщение с архипелагом, их оставили в Кемском лагере. В 1929 году отец Никон был переведен на Попов остров (Карелия). В 1930 году отправлен в ссылку в Архангельск вместе с отцом Агапитом, и вскоре переведен в город Пинегу Архангельской области. Почил исповедник в деревне Валдокурье и похоронен на местном кладбище.

В самой обители накануне передачи монастыря Церкви находились помещения Козельского сельскохозяйственного ПТУ, а также жилые квартиры. В скиту с 1957 года находился литературный отдел Козельского краеведческого музея, которому были переданы из Москвы некоторые книги монастырской библиотеки. В музее размещалась экспозиция, посвященная Л. Толстому. В скитских монашеских корпусах находилась сельская начальная школа.

Постановлением Правительства РСФСР от 17 ноября 1987 года Оптина пустынь возвращена Церкви. Определение Священного Синода РПЦ об открытии монастыря принято 30 декабря 1987 года. Первым наместником ставропигиального монастыря был назначен архимандрит Евлогий (Смирнов; ныне епископ Владимирский и Суздальский).

Осенью 1987 года в Оптину приехал иеромонах Иосиф (Братищев) с пятнадцатью строителями из Управления по реставрации и строительству московского Данилова монастыря. Они начали реставрационные работы (отдельные работы по реставрации велись государством с 1972 года, но возможности реставраторов были невелики, и работы осуществлялись очень медленно).

Первый престол в Оптиной был освящен в церкви Владимирской иконы Божией Матери в июне 1988 года. В июле того же года был освящен Введенский собор.

В 1990 году возобновилась издательская деятельность Оптиной. Изданы жизнеописания старцев, частично — их письма и поучения и другие книги.

Монастырю переданы: мощевик с изображением иконы "Неопалимая Купина" из камня Синайской горы с частицами мощей святой великомученицы Екатерины и преподобного Саввы Освященного; икона Святой Троицы на древе Мамврийского дуба, освященная на Гробе Господнем в Иерусалиме в 1908 году.

В 1988 году, 16 ноября, в Оптиной совершилось чудесное явление благодатной росы на Казанской иконе (написана в XVIII веке). В тот же день начала мироточить недавно написанная икона преподобного Амвросия.

Деянием юбилейного архиерейского собора РПЦ 2000 года были причислены к лику святых, Оптинские старцы: иеросхимонах Лев (Наголкин), схиархимандрит Моисей (Путилов), иеросхимонах Макарий (Иванов), схиигумен Антоний (Путилов), иеросхимонах Иларион (Пономарев), схиархимандрит Исаакий (Антимонов), иеросхимонах Анатолий (Зерцалов), иеросхимонах Иосиф (Литовкин), схиархимандрит Варсонофий (Плиханков), иеросхимонах Анатолий (Потапов), иеросхимонах Нектарий (Тихонов), иеромонах Никон (Беляев) как преподобноисповедник и архимандрит Исаакий (Бобриков), преподобномученик.

Празднование Собора преподобных Оптинских старцев 11 (24) октября.

 

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник СВЯТО-ВВЕДЕНСКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ОПТИНА ПУСТЫНЬ | Оптина__Пустынь - Сообщество Оптина__Пустынь | Лента друзей Оптина__Пустынь / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»