• Авторизация


Пейзажи и рефлексии художника Григория Мясоедова 14-04-2023 15:21 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения дракоша52 Оригинальное сообщение

Пейзажи и рефлексии художника Григория Мясоедова

"Осенний вид в Крыму", Г.Г. Мясоедов, 1884. Третьяковская галерея, Москва.
"Осенний вид в Крыму", Г.Г. Мясоедов, 1884. Третьяковская галерея, Москва.
"Скалы", Г.Г. Мясоедов, 1884. Рыбинский музей-заповедник.
"Скалы", Г.Г. Мясоедов, 1884. Рыбинский музей-заповедник.

Можно было бы списать это только на мнение Минченкова, но это разочарование в людях, да и в жизни вообще у Мясоедова сквозит и в письмах, и в воспоминаниях других людей, общавшихся с ним. Сам он говорил, что "сейчас у меня одна забота  думать о станции назначения". И, как это бывает у художников, в этих грустных мыслях он все чаще обращается к природе, к пленэру и пейзажной живописи.

"Лесной ручей. Весной", Г.Г. Мясоедов, 1890. Иркутский областной художественный музей.
"Лесной ручей. Весной", Г.Г. Мясоедов, 1890. Иркутский областной художественный музей.

Виктор Оголевец, проживавший в то время в Полтаве и занимавшийся живописью (а в будущем ставший искусствоведом), оставил достаточно любопытные воспоминания о Мясоедове. Так, он вспоминает, что "среди работ Мясоедова, увиденных мною в его доме, хорошо запомнилось небольшое полотно «Срубленное дерево». Громадный дуб, срубленный под корень, падая, разбил стоявшую поблизости березку". К сожалению, местонахождение этой картины неизвестно, после смерти художника, его единственный сын, у которого были весьма непростые отношения с отцом, распродал коллекцию картин, как самого Мясоедова, так и других русских художников-передвижников из коллекции отца.

Далее Оголевец вспоминает, как сам художник описывал то полотно:

Смотрите, смотрите на эту картину, она глубоко символична. В моем творчестве меня часто занимала аллегория. Аллегорической картиной у меня является и полотно «Срубленное дерево»; иначе могу назвать ее «Сила судьбы». Срубленный дуб, падая, сломал выросшую в опасной близости хрупкую березку. Ее жизнь разбита злым роком. Не так ли часто случается и с людьми, жизнь которых бывает сломлена злыми силами судьбы.
"Пруд в лесу", Г.Г. Мясоедов, 1892. Рыбинский музей-заповедник.
"Пруд в лесу", Г.Г. Мясоедов, 1892. Рыбинский музей-заповедник.

Вообще аллегория часто привлекала художника. Так о другой своей картине (которая до нас, к счастью, дошла), он говорил так:

Наиболее аллегоричны у меня «Сумерки». Сама по себе картина имеет пейзажный характер. По внешнему виду – как будто «Свидание на берегу моря». Но я заложил в нее иносказание, которое выражено и в самом названии картины – «Сумерки». Это сумерки жизни двух людей, когда между ними уже все сказано и дальше – ночь. В данном случае присоединяется автобиографический элемент – я хотел сказать о сумерках своей личной жизни.
"Сумерки", Г.Г. Мясоедов, 1880. Национальный музей изобразительного искусства, Кишинев
"Сумерки", Г.Г. Мясоедов, 1880. Национальный музей изобразительного искусства, Кишинев

Тут необходимо сделать ремарку, что сумерки его личной жизни, как казалось тогда художнику, наступили в год написания этой картины - 1880-й и связано это было с его неудачным и несчастливым первым браком, конец которого наступил именно в тот год. В дальнейшем у художника будет вторая жена и родится сын, но как уже было сказано выше, отношения с ним будут желать много лучшего.

"Родник", Г.Г. Мясоедов, 1890-е. Чувашский художественный музей, Чебоксары.
"Родник", Г.Г. Мясоедов, 1890-е. Чувашский художественный музей, Чебоксары.
"Зреющие нивы", Г.Г. Мясоедов, 1892. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Зреющие нивы", Г.Г. Мясоедов, 1892. Русский музей, Санкт-Петербург.

Подытоживая историю художника в качестве пейзажиста приведу другой эпизод, о котором вспоминал начинающий тогда художник Оголевец, которого Мясоедов напутствовал:

...у вас все впереди, не допускайте же ошибок, подобно мне, не задавайтесь многим, чтобы не упустить малого. Вот, к примеру, я все время задумываюсь над тем, чтобы сотворить что-то новое в пейзаже, и не удается... Вот и теперь перед моим умственным взором рисуются бесконечные просторы русских полей, лугов, лесов — все то, что можно выразить словами «святая Русь». Я так и понимал бы свое назначение в настоящее время – дать картину этой святой Руси – великий обобщенный образ нашей родины. Но, боюсь, силы не хватит, хоть это и просто на словах...
"В поле", Г.Г. Мясоедов. Частное собрание.
"В поле", Г.Г. Мясоедов. Частное собрание.
"Лесная река", Г.Г. Мясоедов. Частное собрание.
"Лесная река", Г.Г. Мясоедов. Частное собрание.                                                                                                                                     https://dzen.ru/a/Y9tYQP3n7BwYilQI          
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Пейзажи и рефлексии художника Григория Мясоедова | seila12-Lena12 - Дневник seila12-Lena12 | Лента друзей seila12-Lena12 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»