190 лет назад в России свирепствовала эпидемия холеры. Но как ни было странно, историческая память об этом страшном событии связана у нас с прекрасными произведениями А.С. Пушкина. Этот период его творчества был назван Болдинской осенью, когда Пушкин находился в холерном карантине в Болдино в сентябре-ноябре 1830 года.
В село он приехал 3 сентября 1830 года — за три недели до объявления холерного карантина в Москве. Пушкин был занят хлопотами перед свадьбой с Натальей Гончаровой — собирался переоформить на себя отцовское имение и двести душ мужиков.
Приезд Александра Сергеевича, вынужденный и задуманный как недолгий, затянется на три месяца — до 29 ноября.
Из-за карантинов 1830 — 1831 годов помещики, разъехавшиеся на лето по своим усадьбам, с наступлением осени не могли вернуться в Москву и Санкт-Петербург и остались в деревнях. В числе невольных узников карантина оказались поэты Петр Вяземский и Александр Пушкин.
Памятник Пушкину в Болдино. Акварель Валерия Хазова.
А.С. Пушкин в отчаянии написал своей невесте: "... Вот я и совсем готов почти сесть в экипаж, хотя мои дела не кончены, и я совершенно пал духом. Мне объявили, что устроено пять карантинов отсюда до Москвы, и в каждом мне придется провести четырнадцать дней; сосчитайте хорошенько и притом представьте себе, в каком я должен быть сквернейшем настроении! К довершению благополучия, начался дождь, с тем, конечно, чтобы не перестать до самого санного пути… Будь проклят тот час, когда я решился оставить вас и пуститься в эту прелестную страну грязи, чумы и пожаров - мы только и видим это. Я бешусь. Наша свадьба, по-видимому, все убегает от меня, и эта чума, с ее карантинами, - разве это не самая дрянная шутка, какую судьба могла придумать?" Пушкин - Н. Н. Гончаровой, 30 сент. 1830 г., из Болдина.
Эпидемия холеры в 1830 и 1831 годах в России — это часть первой официально зарегистрированной пандемии холеры, которая началась в Индии, в долине Ганга в 1829 году, пришла в Европу и Персию с английскими кораблями. А в Россию проникла то ли через Тифлис, откуда русская армия возвращалась после нескольких лет войн (сначала с персами, потом с турками), то ли морским путем из Европы. Никто точно не знает источник заражения, как и реальное число погибших. По официальным данным, из 466 тысяч 457 заболевших в Российской империи холерой умерло 197 тысяч 69 человек.
Смертоносное и крайне заразное заболевание, которое никто тогда не знал, как лечить, распространялось по стране. Зараженные регионы перекрывали заставами.
Несмотря на карантинные меры, в сентябре 1830 года зараза добралась до Москвы. За несколько месяцев в Москве переболело холерой 8 тысяч 576 человек, половина скончалась. В том числе добровольцы, ухаживавшие за больными, и врачи, ставившие на себе медицинские эксперименты в поисках «противоядия».
В городе запретили торговлю, закрылись банки, началась паника. Чтобы не допустить беспорядков, в охваченный холерой город приехал император Николай I, которому Пушкин посвятил стихотворение «Герой», и поручил публиковать его анонимно из Болдина. В нем обрисована такая картина:
«Смотри, какой здесь вид: избушек ряд убогий,
За ними чернозем, равнины скат отлогий,
Над ними серых туч густая полоса.
Где нивы светлые? где темные леса?
Где речка? На дворе у низкого забора
Два бедных деревца стоят в отраду взора,
Два только деревца. И то из них одно
Дождливой осенью совсем обнажено,
И листья на другом, размокнув и желтея,
Чтоб лужу засорить, лишь только ждут Борея.
И только. На дворе живой собаки нет.
Вот, правда, мужичок, за ним две бабы вслед.
Без шапки он; несет подмышкой гроб ребенка
И кличет издали ленивого попенка,
Чтоб тот отца позвал да церковь отворил.
Скорей! ждать некогда! давно бы схоронил».
Холерный молебен в Санкт-Петербурге
На следующий год холера перебралась в Петербург и там в силу климата и недостатка питания протекала с большими потрясениями. Гражданам было рекомендовано иметь при себе раствор хлорной извести или крепкого уксуса, которым нужно было часто протирать руки, участки лица около носа и виски. С этой же целью советовали носить в кармане хлориновую (белильную) известь.
Но это не помогало. Смертность увеличивалась: летом 1831 года от холеры в городе на Неве ежедневно умирало до 600 человек. Ползли слухи, что врачи-иноземцы распространяют заразу, хотят извести русский народ, заманивают людей в больницы и там губят их. Простолюдины начали ловить и избивать врачей, разбивать холерные кареты, громить больницы.
"Выпахивание" холеры- предрассудки в среде русского крестьянства.
Невежественные люди верят в то, что их родственники, которых увозят в больницы, - жертвы "заговора врачей", и освобождают их. Крестьяне верят, что холеры можно избежать, если "вспахать" вокруг деревни.В плуг впрягаются женщины и дети, старики сопровождают их с иконами и святой водой. Рисунок сделан в окрестностях Екатеринославля.
Николай I при подавлении холерного бунта.
22 июня (4 июля) 1831 года на Сенной площади произошел холерный бунт. Толпа направилась громить центральную холерную больницу. На ее усмирение генерал-губернатор Санкт-Петербурга граф Эссен отправил Саперный и Измайловский батальоны. Под дулами солдат бунтовщикам пришлось остановиться. После этого приехал в коляске царь, рыкнул на толпу, народ поснимал шапки и пал на колени. До цареубийства и революции оставалось чуть меньше сотни лет...
Пушкин был гораздо ближе многих представителей своего класса к правильному пониманию истинной природы народных волнений. Недаром среди их причин он в первую очередь отмечает экономические нарушения и злоупотребления чиновников. «Злоупотребления, - писал он, - неразлучны с карантинными постановлениями, которых не понимают ни употребляемые на то люди, ни народ. Уничтожьте карантины - народ не будет отрицать существовании заразы, станет принимать предохранительные меры, и прибегнет к лекарям и правительству, но покамест карантины тут, меньшее зло будет предпочтено большему, и народ будет более беспокоиться о своем продовольствии, о угрожающей нищете и голодной смерти, нежели о болезни неведомой и коей все признаки так близки к отраве.
Рисунок Пушкина
По приказанию губернского начальства Пушкину в Болдине довелось заниматься санитарным просвещением: он проводил с болдинскими крестьянами беседы о холере. Поэт писал Плетневу: «Я бы хотел переслать тебе проповедь мою здешним мужикам о холере; ты бы со смеху умер, да не стоишь ты этого подарка».
«Гробовщик» Пушкина, конечно, вдохновлен холерой: героя зовут Адрианом, как и соседа-гробовщика Гончаровой, жил он на той же Басманной улице, что и она, а в гости к нему на новоселье приходят похороненные им люди — кошмар, в котором смерть вписывается в повседневную жизнь.
«Пир во время чумы» — позаимствованный у Вильсона фрагмент пьесы «Город чумы», в котором пирующих людей в разгар лондонской чумной эпидемии стыдит священник, обвиняя в безбожии и кощунстве. «Пир» был своего рода авторским переводом той самой пьесы, но поразительно срезонировал с русской жизнью на карантине: в письмах в Москву Пушкин порицал товарищей за несерьезное отношение к холере и продолжение праздной жизни.
Александр Пушкин - Пир во время чумы Фильм "Маленькие трагедии"
В Болдине Пушкин общался в основном с крестьянами, изучал их язык и наречие; выбирался к княгине Голицыной, чтобы узнать свежие новости о карантине, за что его поругивала невеста. Свой скромный болдинский быт в письмах к Гончаровой он описывает так: «Просыпаюсь в 7 часов, пью кофей и лежу до 3 часов. <...> недавно расписался, и уже написал пропасть. В 3 часа сажусь верхом, в 5 в ванну и потом обедаю картофелем, да грешневой кашей. До 9 часов — читаю. Вот тебе мой день, и все на одно лицо».
Аркадий Александрович Пластов - Пушкин в Болдино
В его распоряжении было четыре книги в оригинале — сборник поэзии Милмана, Боулза, Уилсона и Барри Корнуолла, еще один сборник со стихами Кольриджа, Шелли и Китса, второй том «Истории русского народа» Николая Полевого, упомянутая в «Барышне-крестьянке» антология афоризмов Жан-Поля и ни одной рабочей тетради. Он не взял с собой даже старые тетради с рукописями, которые обычно таскал повсюду.
"Валентин Серов "А.С.Пушкин на садовой скамье""
И в то же время русская литература не знала такой писательской плодотворности. В Болдине Пушкин напишет 32 стихотворения, цикл рассказов «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Маленькие трагедии», «Сказку о попе и работнике его Балде», серию публицистических статей о состояни критики для «Литературной газеты». Наконец, будет закончен многострадальный «Евгений Онегин»
Позже этот период в творчестве Пушкина назовут самым продуктивным.
Памятник А.С. Пушкину в Болдино
Мемориальная усадьба Пушкина в селе Болдино
Дом сохранился с начала позапрошлого столетия и помнит несколько поколений владельцев этой усадьбы. Но, самое главное, он помнит самого Пушкина, пережившего в этих стенах свою неповторимую Болдинскую осень.
Экспозиция дома позволяет представить обстановку, окружавшую поэта, и рассказывает о его творчестве той поры.
Евгений Демаков Болдинская осень
Во флигеле, который занимала в прошлом вотчинная контора, воссозданы интерьеры конторской избы и комнаты поэта. — Пушкин жил здесь в последний приезд, осенью 1834 года, по причине ремонта в барском доме.
На дворе за господским домом, на своих прежних местах, восстановлены усадебные постройки. Прямо над обрывистым берегом верхнего пруда стоит обшитое тесом строение, оформленное в одном стиле с барским домом.
Здесь была в прошлом господская кухня.
Бревенчатая баня на фундаменте из природного камня-плитняка прячется в тени деревьев сразу же за плотиной, разделяющей два больших усадебных пруда.Неподалеку от бани расположилась людская — деревянный флигель для прислуги.
В комплекс усадьбы гармонично вписывается парк, стилистически составляя единое целое с архитектурой ее построек во главе с домом и доминантой Успенского храма.
При Пушкине парка болдинская усадьба еще не имела. Но, судя по всему, уже были высажены группы дубов и лип вокруг дома, были обсажены деревьями пруды. Несколько деревьев — современников поэта — дожило до наших дней.
В целом планировка парка сложилась в период с конца1830-х по 1860-е года. Однако он задумывался и формировался в традициях начала девятнадцатого века и имеет все характерные черты русских усадебных парков пушкинского времени.
Со слов директора Музея заповедника Болдино Тамары Николаевны Кезиной:
Он, конечно, общался с соседями из нескольких окрестных сел, но это общение не было интенсивным. Остались лишь единичные, короткие воспоминания. Впрочем бытовая сторона для нас и не важна. Я думаю, она и для него самого была не важна. Если ему здесь так работалось, то и условия жизни были не так уж важны — сел на коня, прогулялся и опять вернулся к рукописям. Болдино — это голое, чистое творчество! Есть мнение, что и в другом месте он мог все это написать, но я думаю, что не бывает ничего случайного. Сам ландшафт здешних окрестностей располагает к особому настрою души. Он тут чувствовал себя свободным от всего, будто переходил в другое измерение. Выйдет за Болдино, постоит один на один с Небом, с Богом… Такого состояния души даже в Михайловском быть, наверное, не могло. Там бурлила жизнь, а здесь он был один, весь в творчестве…
...Сейчас и само село так изменилось, что трудно представить Пушкина, идущего тебе навстречу. Наоборот, он уже удаляется. Появились особняки, микрорайоны. Ужасно жалко те улицы, которые сорок лет назад были совсем деревенские, а теперь непонятно какие. Магия потихоньку уходит, все меняется на глазах. Очень жаль…»