![]()
Часослов Жанны д’Эврё — манускрипт европейского Cредневековья. Был создан между 1324 и 1328 годами Жаном Пюселем для Жанны д’Эврё, третьей жены короля Франции Карла IV.
В нью-йоркском музее Метрополитен, в коллекции Клойстерс (англ. The Cloisters) можно воочию увидеть одну из самых красивых рукописей позднего Средневековья, созданную накануне Столетней войны для Жаны д’Эврё (Jeanne d’Evreux).
Техникой исполнения Пюсель превосходит предшественников, используя чёрные контуры, пунктирные линии, красные контуры с тенями сангиной и блестящими красками. Тем самым Пюсель открывает технику гризайль, которая придаёт странице большую декоративную целостность, персонажам — пластичность, а стилю — непосредственность

Часослов Жанны д’Эврё. Воскресение Христово. 1324-1328
Иллюстратор – Жан Пюсель (фр. Jean Pucelle; –1334). Размер 10x4 см. Гризайль, темпера, чернила. Клойстерз, Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Это Часослов, или Часовник, по-французски livre d’heures. Это очень маленькая рукопись – всего четыре на десять сантиметров, то есть карманная, но при этом совершенно роскошная. Пощупать ее невозможно – никто никогда не дает ее в руки, даже исследователям, но она сделана из тончайшего пергамена, что не случайно – сама тонкость материала и аккуратность его обработки свидетельствуют о статусе заказчика. Это во-первых. А второе, что свидетельствует о статусе заказчика, это, конечно, уровень художественного исполнения и текста и миниатюр.

Часослов Жанны д’Эврё. Слева вверху: Взятие Христа под стражу. Справа вверху: Благовещение. 1324-1328
Иллюстратор – Жан Пюсель (фр. Jean Pucelle; –1334). Размер 10x4 см. Гризайль, темпера, чернила. Клойстерз, Музей Метрополитен, Нью-Йорк
![]()
Здесь, на изображении воскресения Христа, Его выхода из гроба, мы видим, что миниатюра совершенно специфическим образом сочетается с текстом. В позднем Средневековье, начиная по крайней мере с XII века, возник такой особый способ слияния текста с миниатюрами. Это так называемые «маргиналии». Так их принято называть, потому что речь идет об изображениях, находящихся часто на полях рукописей. И для нас с вами, наверное, что-то, оказывающееся на полях, оказывается по определению чем-то маргинальным, то есть малозначительным.
![]()
Совсем не такая шкала ценностей оказывается перед нами в мире позднесредневековых рукописей. Маргиналии, казалось бы, уводят взгляд от чего-то главного к чему-то второстепенному, но при этом то главное, что помещается в центре, включая и текст и какие-то иконные образы или важные евангельские сцены, как например здесь, они на самом деле немыслимы без этого маргинального мира. Этот маргинальный мир сочетает в себе гротеск и даже похабщину с мотивами вполне религиозно значимыми, с моленными мотивами.
![]()
![]()
Вот здесь на этом развороте мы видим, что воины, спящие у гроба, сторожащие гроб Христа, они вроде бы спят, но один из них бодрствует за камнем, за гробом. Одновременно эти воины могут подсказывать читателю Часослова и зрителю, созерцающему эти миниатюры, что и он читатель тоже иногда может невовремя заснуть и пропустить нечто главное, а иногда может и бодрствовать, как и наша душа.
![]()
![]()
Перевернем несколько страниц. Любой из вас может это сделать на сайте нью-йоркского музея. Мы видим здесь на одном развороте две сцены из, казалось бы, разных моментов евангельской истории. Слева мы видим сцену взятия под стражу Христа, поцелуй Иуды, Петр отрубает ухо Малху – рабу первосвященника. И вместе с тем, под этой сценой – под текстом, который говорит, что начинается Часослов согласно уставу доминиканцев, мы видим своеобразное соревнование, турнир двух квази-рыцарей, восседающих, судя по всему, один на козле, другой на баране.



![]()
А справа мы видим то ли потасовку, то ли какую-то игру юношей и девушек. То есть нечто очень святое, очень важное, очень серьезное, нечто, связанное с годовым литургическим циклом, с расписанием молитв (Часослов – это расписание молитв) – вместе со всем этим мы видим мир рыцарской игры.

Слева: Йохан Хёйзинга (нидерл. Johan Huizinga; 1872 – 1945). Справа: Михаил Михайлович Бахтин (1895-1975)
Это мир, который описан в замечательных книгах Йохана Хёйзинги и Михаила Бахтина, которые несомненно являются классикой медиевистики, но которые все же нужно читать аккуратно и приучить себя, я бы так сказал, периодически заглядывать в средневековые иллюстрированные рукописи.

В XIX столетии владельцами рукописи стали Ротшильды. Сначала книгу купил Адольф Ротшильд из Женевы. После его смерти в 1900 году часослов перешёл к его племяннику Морису Ротшильду, проживавшему в Париже. В 1940 году во время немецко-фашистской оккупации Франции немцы конфисковали манускрипт, отправив его в замок Нойшванштайн на территории Германии. В 1948 году он был возвращён бывшему владельцу, который в 1954 году продал его Метрополитен-музею в Нью-Йорке, где ныне часослов выставлен в клуатрах при музее.
Материалы
The Hours of Jeanne d'Evreux, Queen of France. The Cloisters, The Metropolitan Museum of Art, New-York
словарь
1. * Бревиарий (Breviarium) — первоначально конспект, впоследствии — римско-католический молитвенник на латинском языке, содержащий псалмы, отрывки из священного писания отцов церкви, жития святых, гимны и др. С XVI в. эти молитвенники стали обязательными для всех католиков.
2. * Карл IV Красивый (фр. Charles IV le Bel, 18 июня 1294—1 февраля 1328) — французский король (1322—1328). Последний из трёх следовавших друг за другом на престоле сыновей Филиппа IV Красивого, преемник Филиппа V Длинного.
Жанна д 'Эврё и Карл IV
После смерти короля ассамблея прелатов и баронов доверила регентство на период разрешения от бремени королевы Филиппу Валуа. После рождения Жанной девочки 1 апреля 1328 г. Филипп Валуа получает корону Франции и 29 мая коронуется на царство. Художник Жан Пюселль украсил миниатюрами часослов Жанны д'Эврё (между 1322 и 1328 гг.).
3. * Жанна (Иоанна) д'Эврё (фр. Jeanne d'Évreux), (1310 — 4 марта 1371) — королева Франции (1325–1328), дочь Людовика Французского, графа д'Эврё, единокровного брата короля Филиппа IV Красивого, и Маргариты д'Артуа.
4. * Сангина (фр. sanguine от лат. sanguis) — материал для рисования, изготовляемый преимущественно в виде палочек из каолина и оксидов железа. Цветовая гамма сангины колеблется от коричневого до близкого к красному. С её помощью хорошо передаются тона обнажённого человеческого тела, поэтому выполненные сангиной портреты выглядят очень естественно. Сангина хороша при технике «гризайль» (выполнение работы в различных оттенках одного цвета).
Среди произведений готического искусства можно найти множество образцов, достойных внимания. Один из них — часослов. Став настоящим воплощением эпохи, эта изысканно иллюстрированная книга веками совершенствовалась мастерами. Со временем часослов своим великолепием завоевал сердца жителей европейских городов
Источники:
