Летом 1545 года во время пребывания на семейной вилле Медичи в Подджо ди Кайано художник Аньоло Бронзино создал Портрет герцогини Элеоноры с сыном Джованни. Навеки он запечатлел изящную красоту и фарфоровую бледность 23-летней Герцогини Тосканской. Голубой фон на картине выгодно подчеркивает грацию и точеные линии лица.
Испанская принцесса в 17 лет была выдана замуж за наследного принца Тосканского Козимо Медичи. Встреча будущих супругов произошла в Неаполе в 1535 году за 4 года до свадьбы. Козимо сопровождал Герцога Флоренции Алессандро де Медичи на дипломатических переговорах. Там он впервые встретил 13-летнюю дочь знатного испанца Дона Педро из Толедо — Вице короля Неаполя. Вторая дочь в семье отличалась скромной красотой и изяществом, видимо, Козимо не забыл эту встречу.
![]()
![]()
В марте 1539 года по доверенности было вручено свадебное кольцо, и решилась судьба Элеоноры. Её отправляют на корабле в Ливорно в июне этого же года, в элегантном черном шелковом платье расшитым золотом принцесса встретилась с будущим мужем в Пизе. Во время торжественного въезда во Флоренцию Элеонора одета в роскошное расшитое платье насыщенного красного«цвета кремизи», прекрасно подчеркивающее её нежную алебастровую кожу.
Ткань броккато кремизи — любимый цвет Элеоноры
Политический брак оказался на редкость удачным, все хроники и свидетели говорят о гармонии в семье герцога, сложилась настоящая пара с общими интересами и взаимным уважением.
![]()
Козимо I Медичи
Элеонора занималась обстановкой Дворцов, следила за гардеробом мужа, детей и придворных. Ткани стали страстью Элеоноры, и Флоренция с её производством ценных тканей давала ей простор для фантазии. Хранитель Гардероба Медичи скрупулезно записывал поступления тканей и цели, куда их направляли под неусыпным контролем Элеоноры.
![]()
Разнообразные ценные ткани — броккато, велюр, шелк, расшитые вручную, производили специально по заказу Элеоноры. Герцогиня создала собственную мастерскую в Палаццо Веккио, главная её ткачиха — мадонна Франческа ди Донато. Она получала зарплату, жила во Дворце рядом с двумя ткацкими станками и ткала рисунки по личному заказу Элеоноры. Настойчивый интерес первой дамы города привел к расцвету производства тканей во Флоренции после предыдущего кризиса.
![]()
Выбор тканей — традиционное занятие любой хозяйки дома в те времена. Элеонора сделала ткани при дворе настоящей рекламой богатства, роскоши и благосостояния экономики.Гардероб Элеоноры был разнообразен, её платья рассчитаны на все сезоны года и на все случаи жизни — официальные торжественные приемы и праздники в том числе. Во всех платьях остается постоянным пристрастие к определенным цветам — красный с серым и тане (золотисто-коричневый с белым), для официальных нарядов платья этих цветов делали с золотой или серебрянной вышитой основой.
![]()
Самый яркий цвет Элеоноры — красный, королевский, именно такое платье ей сшили после родов сына Дона Гарсии в 1547 году.Цвет, ткани и модели Герцогини не отличались от платьев придворных дам и флорентийской знати, политика Элеоноры демократична — приблизиться к знати Флоренции, которая её окружала, а не отдалиться.Общее увлечение Элеоноры и Козимо — споры, они были заядлыми спорщиками и часто выигравший получал отрезы шелка или другой ценной ткани. В 1555 году Элеонора выиграла отрез серебрянной парчи, угадав пол будущего ребенка.Мы не знаем, как Элеонора одевалась в повседневной жизни, но на официальных церемониях в присутствии послов и и иностранцев богатство и престиж Флоренции все видели в ценных, уникальных и необычных тканях её нарядов.Одноцветные ткани не соответствовали поставленным целям, и Элеонора использовала дорогие ткани, требовавшие искусной работы ткачей и художников, которые всем говорили о превосходных мастерах Флоренции и богатстве.



На знаменитом Портрете Элеоноры работы Бронзино ткань на платье превосходна, она подчеркивает её высокое положение — сложная техника производства ценных флорентийских тканей середины 16 века. Велюр из шелка белого цвета, на котором броккато — узоры основы из золота с эффектом букле, на лифе в центре такой узор кажется эмблемой.

Гранат — символ плодородности, намек на потомство Герцогов и, одновременно, единство семьи, союз. Такая эмблема в виде граната была у Изабеллы Испанской, жены Императора Карло 5.Долгое время считали, что именно в платье (самый верхний портрет.).. была похоронена Элеонора, но на самом деле, такого платья, в котором она изображена на Портрете с сыном, у неё никогда не было.
Фасон платья — типичный испанский, с квадратным вырезом и с золоченой сеткой на плечах, украшенной жемчугом, как и на голове. Испанская ткачиха делала такую сетку для Элеоноры. На рукавах через отверстия видна белая шелковая рубаха и узор на ткани — «арабески».Ткань такого цвета с черными узорами не нравилась Герцогине — нет ткани броккато с черным в гардеробе Элеоноры. Подобная ткань есть в Музее Барджелло во Флоренции — велюровый драп с арабесками — турецкими мотивами стали делалать впервые флорентийские мастера. Предполагают, что художнику Бронзино дали отрез такой ткани — образец мастерства и гордости ткачей.
Ткань броккато такого цвета есть в Музее Барджелло
Жарким летним днем в 1545 году Элеонора не позировала в таком платье для Бронзино — ткань платья — политический ход для прославления могущества и расцвета Флоренции. Прекрасные драгоценности — работа Бенвенуто Челлини — золотой пояс, украшенный жемчужинами (он сам писал, что делал такой пояс для Герцогини).

Мода была прекрасным инструментом для королей — показать свою власть, могущество и богатство, Элеонора умело пользовалась эти инструментом. Она выросла в жестких рамках этикета и ограничений испанского двора, но стала для Флоренции правильной Герцогиней — обновила флорентийский двор и подняла его до уровня европейских королевских дворов.

Её недолюбливали во Флоренции — слишком высокомерна и чопорна для свободных взглядов флорентийцев. Никогда не ездила верхом, и даже не выглядывала в окно кареты в городе!А вот муж любил, доверял ей и уважал — в отсутствие Козимо она имела право подписи на государственных документах. Герцоги Тосканские — Козимо и Элеонора, были образцовыми родителями, что редко в те времена. Старались проводить время вместе с детьми, и даже известны их семейные обеды с детьми наедине, что нарушало придворный этикет и всем казалось необычным и странным. Домашнее прозвище, которое Герцог дал своей любимой жене Элеоноре говорит само за себя — «павлиниха (наседка) с цыплятами».
Проект Медичи — вскрытие гробницы Элеоноры из Толедо
Великая герцогиня Элеонора да Толедо — рост 1 метр 58см, антропологический возраст скелета 36 — 46 лет (умерла в возрасте 40 лет), череп средних размеров, узкое удлиненное лицо, тонкий нос, высокое расположение глазных впадин. Неплохое развитие мышечной ткани говорит об умеренной физической активности, возможно верховой езде.
![]()
С 18 до 32 лет 11 родов Элеоноры оставили следы в скелете, из-за многочисленных беременностей — тяжелая зубная патология, многие зубы разрушены полностью кариесом. Легкий артрит позвоночника и суставов, в детстве перенесен рахит.
![]()
![]()
потолки палаццо Векко
Во Дворце солнечного Неаполя дети жили без солнца! Последствия рахита — у Элеоноры были кривые ноги. В 29 лет Элеонора заболела легочным туберкулезом, на фоне которого организм не справился еще с одной болезнью — малярией.
![]()
В 40 лет она умерла от малярии. Художник Бронзино написал её Портрет незадолго до смерти в 40 лет, на нем мы видим женщину, измученную болезнью.
1562 год стал для Козимо трагедией — жена Элеонора (40 лет) и сыновья Джованни (19 лет) и Дон Гарсия (15 лет) умерли от малярии один за другим.
Однако с детьми Козимо и Элеоноры были связаны многочисленные трагические слухи. Из них лишь три сына, Франческо, Фердинанд и Пьетро, дожили до зрелых лет, остальные дети умерли совсем молодыми.Молва утверждала, что в 1557 году Козимо убил старшую дочь Марию, за то, что она полюбила пажа, когда уже была помолвлена — официально её смерть наступила от малярии.... Третья дочь, Лукреция, по слухам, была отравлена в 1561 году по повелению своего мужа герцога Феррарского за супружескую измену — хотя достоверно известно, что Лукреция умерла от туберкулёза..
В 1562 году старшие сыновья Элеоноры Гарсия и Джованни скончались совсем молодыми; ходили слухи, что младший убил старшего и за это сам был задушен отцом, после чего Элеонора помешалась от горя и умерла — по официальной версии, все трое умерли от малярии (что подтвердила недавняя эксгумация).Уже после смерти Элеоноры её вторая дочь, Изабелла, умерла в 1576 году от перемежающейся лихорадки... Сразу после смерти Изабеллы поползли слухи, что её удавил муж за нарушение супружеской верности; в действительности же за несколько дней до смерти Изабеллы другой сын Элеоноры, Пьетро, задушил поводком для собаки за измену свою жену Леонору Толедскую (которая воспитывалась в доме Элеоноры с детства, будучи дочерью её брата, следующего сицилийского вице-короля Гарсии Альвареса де Толедо). Пьетро был изгнан. Сын Элеоноры герцог Тосканы Франческо и его вторая жена Бьянка были отравлены (современная экспертиза останков это подтвердила), по мнению современников, это было сделано младшим братом Фердинандом, унаследовавшим престол Флоренции.
Сразу в 1562 году любовницей Козимо (1519 — 1574) стала другая Элеонора — дельи Альбици (1543 — 1634). Моложе его на 24 года новая Элеонора родила ему двоих незаконных детей — девочка умерла при рождении в 1566 году, мальчик Дон Джованни(названный в честь умершего сына) родился в 1567.
Он был узаконен отцом, стал послом, военным на служье Испании и Венеции, архитектором, интересовался театром и литературой. Умер в возрасте 54 лет в Мурано, Венеции. Женой Дона Джованни в 1619 году, уже после рождения сына Джанфранческо Марии стала Ливия Верацца (1590 — 1655), у которой вовремя умер первый муж и она стала вдовой.
Через два года умер Дон Джованни (1567 — 1621), после его смерти у Ливии родилась девочка, которая вскоре умерла. Медичи объявили их брак незаконным, отняли сына, чтобы он не мог претендовать на престол и наследство и отправили Ливию Верацци в тюрьму, а затем в монастырь на долгих 18 лет. До смерти она жила во Флоренции на Вилле Ле Мачине (улица Казамората).
Джанфранческо Медичи вырос при дворе, был лишен династических прав, получал пособие от Медичи всю жизнь. При Изучении гробниц медичи в рамках проекта Медичи в крипте под плитой без надписи слева от алтаря была обнаружена неизвестная ранее могила.
Крышка деревянного гроба провалилась внутрь, он сильно пострадал от наводнения 1966 года во Флоренции. Изучение останков определило мужчину зрелого возраста...
Судьба любовницы Элеоноры дельи Альбицци незавидна, законные дети Козимо «устроили» ей брак с осужденным на смерть за преступление знатным Карло Панчиатики ( условие брака для него — Деньги и снятие смертного приговора). Она родила троих детей, в 1678 году в возрасте 35 лет была сослана мужем в монастырь за измену.
В монастыре Элеонора прожила 54 года.После того, как любовница Элеонора была насильно выдана замуж, Козимо 1 нашел другую любовницу — 22-летнюю Камиллу Мартелли (1545 — 1590). В 1568 году у них родилась дочь Вирджиния (29 мая 1568 — 1615), в 1570 он женился на Камилле, не провозглашая её Герцогиней и отрекся от престола в пользу сына Франческо 1. С 50 лет у него развивается тяжелый атеросклероз, который привел к параличу левой руки, полупарализована правая рука, недержанию мочи, психической нестабильности и в конце к потере способности говорить и общаться.
А Вирджиния сошла с ума...как и ее мать
Ухудшение здоровья, непростой характер привели к ссорам с сыновьями — они не одобряли новый брак отца (боялись новых наследников?). 21 апреля 1574 года Козимо 1 Медичи умер в возрасте 54 лет. Его могила была впервые открыта и изучена в 1857 году. «…остались только кости, на которых немного кожи.
На голове остались волосы, на губах усы, на подбородке — борода, цвет волос рыжеватый с проседью. Накрыт шелковым покровом, одежда — красный шелковый кафтан, полностю сохранились чулки на ногах, тоже красного цвета. На черепе — берет из черного велюра. На груди — меч с позолоченной рукояткой. В ножнах кинжал и небольшой нож…»
Судьба Камиллы Мартелли — 2 жены Козимо
Камилла Мартелли, вторая жена Козимо1 не была наделена титулами и правами герцогини (морганатический брак). Оставшись вдовой в 29 лет она жила при дворе, надеясь на повторный брак. Уже в 1575 году её сослали в монастырь из-за истерик и нервных срывов. Через некоторое время по просьбе монахинь её перевели в другой монастырь, только в 1586 году она покинула его, чтобы присутствовать на свадьбе дочери Вирджинии Медичи (1568 — 1615) с Чезаре д Эсте (1562 — 1628), Герцогом Феррары и Модены. Через 10 лет после свадьбы у Вирджинии появились первые признаки психического расстройства (как и у матери), которые проявлялись до смерти в 1615 году. Она родила 10 детей с с 1588 года до 1606, умерла сумашедшей в возрасте 47 лет.
Стратерн П. Медичи, крестные отцы Ренессанса. — М., 2010. — С. 411—419.
Langdon, G. Medici Women: Portraits of Power, Love and Betrayal from the Court of Duke Cosimo I : [англ.]. — Toronto : University of Toronto Press, 2006. — P. 138 – 145, 153, 166 – 168, 204, 316, 352. — 372 p.
Mostra Medicea: Palazzo Medici, Firenze, 1939 : [итал.]. — Firenze : Casa editrice Marzocco, 1939. — P. 133. — 141 p.
Серия сообщений "Династия Медичи":
Часть 1 - Один из рода Медичи...Лоренцо Великолепный
Часть 2 - Династия Медичи.(1)Становление клана.Ветвь Лоренцо и Козимо
...
Часть 18 - Палаццо Медичи-Риккарди
Часть 19 - Современные потомки династии Медичи
Часть 20 - Династия Медичи(16):модница Элеонора Толедская