• Авторизация


Художники Возрождения:Пинтуриккио 27-06-2018 17:21 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Майя_Пешкова Оригинальное сообщение

.

 

Автопортрет. Ок. 1501
Фрагмент фрески. 

Пинтуриккьо (вариант написания — Пинтуриккио; собственно Бернардино ди Бетто (или ди Бенедетто) ди Бьяджо, 1454, Перуджа — 11 декабря 1513, Сиена) — итальянский живописец эпохи Возрождения.Представитель умбрийской школы кватроченто.

Ну, о Рафаэле мы будем говорить в контексте Высокого Возрождения, а сейчас посмотрим, может быть, одного из знаменитых и интересных учеников Перуджино — это Пинтуриккио. Вот его автопортрет. Это деталь фрески в капелле Бальони в Спелло.

Saint Bartholomew by Pinturicchio

Довольно интересный художник, своеобразный, но на нем видно, на чем ломается гармония Возрождения. Бернардино ди Бетто, или Бенедето ди Бьяджо родился в Перудже, и он такой яркий представитель, один из ярких представителей умбрийской школы.

Palazzo colonna, appartamento della principessa isabelle, sala della fontana, affreschi del pinturicchio e bottega

Как и у многих художников Возрождения, Пинтуриккио — это не имя, это прозвище, что значит «маленький художник». Так прозвали его из-за маленького роста. Но по другим версиям, это имя можно перевести как «маляр» или «плохой художник, мазила». Он получил признание, преимущественно, как мастер монументальной живописи и как человек, которого щедро оплачивали богатые заказчики. Он пользовался любовью очень богатых представительных людей, как папы, например, папы Александр. Для папы Александра VI он сделал апартаменты Борджиа, для папы Пия II, Энея Пикколомини, — его библиотеку. Он вошел в круг церковной элиты.

Мадонна с Младенцем и ангелами. 1488–1490
Фреска. Художник – Пинтуриккио (итал. Pinturicchio, 1454–1513). Дворец приоров, Перуджа

О ранних годах жизни Пинтуриккио ничего не известно. Даже дата его рождения определяется очень приблизительно. В большинстве источников указывается 1454 год или около того. Первые документальные свидетельства — это запись в реестре гильдии живописцев Перуджи 1481 года.

Santa Maria del Popolo Cappella della Rovere

В содружестве других мастеров он получает плату за роспись Дворца приоров в Перудже. Это первое упоминание о нем, и довольно, так сказать, скромное упоминание, потому что он сначала помогал и Перуджино, и другим художникам. И надо сказать, что слава Пинтуриккио своеобразна, потому что многие исследователи, особенно в начале XX века, когда стали по-настоящему открывать Ренессанс, относились к нему довольно прохладно, если не сказать хуже.

Александр Николаевич Бенуа (1870–1960)

Например, Александр Бенуа в своем монументальном труде «История живописи» пишет так: «Если мы обратимся к сохранившемуся творению Пинтуриккио, то мы убедимся, что оно не что иное, как парафраз искусства Перуджино». Главу о Пинтуриккио он даже назвал «Талантливый маляр», играя на его таком прозвище. Бенуа утверждал, что художник был маленьким, глуховатым, невзрачным человеком, и все это, вероятно, держало его на известном расстоянии от жизни, которая могла казаться ему тем более радостной и завидной.

Апофеоз св. Бернардина Сиенского. 1484–1486
Фрагмент фрески. Художник – Пинтуриккио (итал. Pinturicchio, 1454–1513). Капелла Буфалини, церковь Санта-Мария-ин-Арачели, Рим

Получается, по Бенуа, что он был в стороне от жизни, но, исследуя его творчество, мы видим, что он не только не был в стороне от жизни — может, он и имел маленький рост и даже, может быть, был невзрачным, — но богатство его заказчиков и великолепно исполненные им фрески и росписи дворцов, апартаментов и храмов говорят о том, что он был в самой гуще событий. Так что такая характеристика не совсем соответствует действительности.

Похороны св. Бернардина. 1484–1486
Фреска. Художник – Пинтуриккио (итал. Pinturicchio, 1454–1513). Капелла Буфалини, церковь Санта-Мария-ин-Арачели, Рим

Капелла Буфалини

Впервые Пинтуриккио попадает в Рим в качестве помощника Перуджино в росписи Сикстинской капеллы и работает здесь вместе с Рафаэлем, Боттичелли, Лукой Синьорелли, то есть сразу, хотя и на вторых ролях, но он входит в круг первых художников эпохи. И надо сказать, что несмотря на то, что его роль была достаточно скромна, скорее всего, ему давали здесь как подмастерью орнаменты, какие-то детали, но все-таки его замечает папа, и он в Риме становится желанным гостем.

Но сначала он пишет фрески, уже как самостоятельный художник пишет фрески в базилике Санта Мария ин Арачели и пять лет расписывает капеллу Буфалини в этой базилике на Капитолийском холме. Это цикл фресок, связанный с жизнью святого Бернардина Сиенского, покровителя семьи Буфалини, заказчиков этой капеллы. Святого Бернардина очень любят в Италии до сих пор. Он прославился как борец с чумой, а уж тогда его любили именно потому, что чума тогда была таким бедствием, и, конечно, многие молились именно этому святому.

Santa Maria in Aracoeli (Rome), Altar of San Giacomo della Marca

И интересно, что в одной из сцен видно — это прощание со святым Бернардином, успение его — видно как раз влияние Перуджино. То есть он делает второй план, городской пейзаж, очень похожим на ту фреску, о которой мы говорили, «Передача ключей» в Сикстинской капелле. То есть он здесь выступает как такой истинный продолжатель Перуджино. И в пейзаже тоже он старается, конечно, подражать Перуджино. Ну вот капелла делла Ровере в церкви Санта Мария дель Пополо, тоже в римской церкви и тоже достаточно интересно им расписана.

Роспись Зала святых. 1492–1494
Художник – Пинтуриккио (итал. Pinturicchio, 1454–1513) и его мастерская. Апартаменты Борджиа, Апостольский дворец, Ватикан

Но самая известная его работа — это апартаменты Борджиа. В 1492 году Пинтуриккио приступает к росписи комнат в Ватиканском дворце. Названы они так в честь папы Александра VI, Родриго Борджиа. Благодаря протекции папы и его сына Чезаре Борджиа Пинтуриккио получил этот заказ.

Роспись потолка Зала сивилл. 1492–1494
Художник – Пинтуриккио (итал. Pinturicchio, 1454–1513) и его мастерская. Апартаменты Борджиа, Апостольский дворец, Ватикан

Будучи еще достаточно молодым, он действительно входит в этот круг и исполняет то, что хотели эти люди. Поэтому то, что часто ему ставят в вину как художнику, что он очень декоративен, что он перегружает свои фрески, свои росписи большим количеством орнаментов, золота, он часто вводил лепнину, даже мозаику в свои произведения, но я думаю, что это роль заказа. Вообще роль заказа очень велика в искусстве и средневековом, и Возрождения, да и сегодня тоже, особенно в церковном. Мы знаем, что роль заказа — просто 90% того, что получается в результате.

Благовещение. 1492–1494
Фреска. Художник – Пинтуриккио (итал. Pinturicchio, 1454–1513) и его мастерская. Зал таинств веры. Апартаменты Борджиа, Апостольский дворец, Ватикан

И действительно, то, за что не поощряли и до сих пор критикуют Пинтуриккио, я думаю, что идет от его заказчиков, которым хотелось, конечно, в своих капеллах, в своих апартаментах показать вот это богатство, богатство и власть, поэтому Пинтуриккио, как хороший исполнитель, все это умеет сделать. Но если вглядываться в его композиции, в лики, в то, как написаны фигуры, видно, что это неплохой мастер. Хотя, может быть, он не мастер уровня Перуджино и Рафаэля, но это все равно очень интересный мастер. Здесь мы видим этот авторский почерк.

Роспись капеллы Бальони. Ок. 1501
Художник – Пинтуриккио (итал. Pinturicchio, 1454–1513). Церковь Санта-Мария-Маджоре, Спелло

Очень интересна капелла Бальони в базилике Санта Мария Маджоре в Спелло. Здесь меньше, может быть, таких декоративных элементов, чем у Борджиа, но все равно тоже мы видим очень затейливые композиции. Он все-таки и мастер композиций. Здесь тоже он применяет те же, у Перуджино подсмотренные и найденные приемы соединения архитектуры, идеальной архитектуры с идеальным пейзажем, но есть и какие-то свои находки, свои изобретения.

Христос среди учителей. Ок. 1501
Фреска. Художник – Пинтуриккио (итал. Pinturicchio, 1454–1513). Капелла Бальони, церковь Санта-Мария-Маджоре, Спелло

Совершенно роскошная и, может быть, даже уместно роскошная, более уместная, чем в религиозных постройках типа капелл и храмов, красота в росписи библиотеки Пикколомини в Сиенском соборе. Это часть собора, но это именно библиотека. Как известно, папа Пий, Эней Сильвио Пикколомини, был известным гуманистом, писателем, книжником, собирателем, и вот роскошно устроенная библиотека соответствует как бы тому делу, которое он делал, потому что эта библиотека была не только для него, она была доступна для других людей. Вот здесь он уместен, со своим вот таким декоративным роскошеством.

Роспись библиотеки Пикколомини. 1502–1507
Художник – Пинтуриккио (итал. Pinturicchio, 1454–1513) и его мастерская. Сиенский собор

Интересно, что один фрагмент в росписи библиотеки – сцена, посвященная канонизации Екатерины Сиенской, которую как раз провел папа Пий II, папа Пикколомини. Здесь мы видим среди предстоящих людей двух юношей. Считается, что это портреты самого Пинтуриккио и Рафаэля, который помогал ему здесь как младший сотоварищ вот в этих росписях. И вообще больше всего, может быть, ему в этих композициях удаются такие нежные юноши, полуподростки, с их такой вот почти девичьей грацией.

Мадонна на троне в окружении святых. 1484–1492
Фреска. Художник – Пинтуриккио (итал. Pinturicchio, 1454–1513). Капелла делла Ровере, церковь Санта-Мария-дель-Пополо, Рим

Мадонна с Младенцем. Фрагмент. Нач. XVI в.
Художник – Пинтуриккио (итал. Pinturicchio, 1454–1513). Пинакотека, Спелло

Ну, как и все итальянские художники, он, конечно, писал мадонн, и мадонны Пинтуриккио в данном случае совсем не похожи на мадонн Перуджино, хотя во многих вещах видно, что он следует за своим учителем, а вот мадонны его отличаются. Это не только потому, что здесь другая модель, но и другое как-то отношение.

Папа Пий II канонизирует Екатерину Сиенскую. 1502–1507
Фреска. Художник – Пинтуриккио (итал. Pinturicchio, 1454–1513) и его мастерская. Библиотека Пикколомини, Сиенский собор

Предполагаемые портреты Рафаэля и Пинтуриккио. 1502–1507
Фрагмент фрески. Художник – Пинтуриккио (итал. Pinturicchio, 1454–1513) и его мастерская. Библиотека Пикколомини

Здесь вот его любовь к красивым вещам, к орнаментам, к роскоши находит какое-то оправдание, потому что одежды мадонн — они такие вот расшитые золотом. Она сидит часто на красивом троне, и здесь это все уже приобретает не просто вот какое-то богатство и роскошь, которым, скажем, кичился папа Борджиа, а такую действительно идею красоты и, может быть, чуть-чуть преувеличенной красоты   и преувеличенной роскоши, но все-таки оправданной, потому что речь идет о красоте рукотворной.

Фрагмент фрески «Папа Пий II прибывает в Анкону». 1502–1507
Художник – Пинтуриккио (итал. Pinturicchio, 1454–1513) и его мастерская. Библиотека Пикколомини, Сиенский собор

Здесь уже не только человек и пейзаж, но еще подчеркивает красоту Мадонны вот эта рукотворная красота ее одежды, красивый трон и так далее. Но некоторые лики мадонн просто пленяют вот своей какой-то чистотой, красотой, внутренней целостностью. Поэтому не таким уж он был плохим художником, как часто его характеризовали.

Мадонна Мира. Ок. 1490
Художник – Пинтуриккио (итал. Pinturicchio, 1454–1513). Пинакотека Такки-Вентури, Сан-Северино-Марке

Портрет мальчика. Ок. 1500
Художник – Пинтуриккио (итал. Pinturicchio, 1454–1513). Галерея старых мастеров, Дрезден

И, конечно, может быть, самый знаменитый его «Портрет мальчика», который находится в Дрезденской галерее, как раз говорит о том, что Пинтуриккио был хорошим художником, глубоким художником и много умел. Может быть, в камерных вещах ему это даже больше удавалось, хотя больше он работал по росписи стен. Но вот я считаю, что вот этот «Портрет мальчика» — это просто шедевр, потому что здесь все являет гармонию. Здесь проявляется и простота, которая была ему свойственна в не меньшей степени, чем стремление к декоративным украшениям, потому что и эта тонкая умбрийская природа, и этот юный мальчик с внимательным взглядом, который обращен немножечко внутрь себя, — все в гармонии. Поэтому имя Пинтуриккио, конечно, должно войти в ряд знаменитых художников Кватроченто, хотя, повторяю, к нему отношение часто чуть-чуть, может быть, пренебрежительное.

Pinturicchio, Virgin and Child, private collection

Вазари недолюбливал и Пинтуриккио. Вообще он ко многим художникам предыдущей эпохи относится несколько пренебрежительно, потому что он творил уже в более позднюю эпоху. Так, например, он пишет об обстоятельствах кончины художника в 1513 году:«Пинтуриккио заказали алтарный образ Рождества Девы Марии для Сиенской базилики Сан Франческо. По его требованию, монахи предоставили келью для проживания, причем художник настоял на ее полнейшей пустоте. Вынесли оттуда все, кроме огромного старинного сундука, так как перетаскивать его им казалось слишком громоздким.

Pinturicchio - The Return of Odysseus 

Однако Пинтуриккио, будучи человеком причудливым и своенравным, наделал столько шума, что братья, придя в отчаяние, решили наконец убрать сундук, и так уж им повезло, что, вытаскивая его, они выломали доску и из него высыпалось пятьсот дукатов казенного золота, и это так огорчило Пинтуриккио, пожалевшего добро бедной братии, и так он расстроился, что ни о чем больше не думал, и от этого умер».

Ну, конечно, это на уровне анекдота. Вряд ли художник, который, может быть, и склонен был брать большие заказы и хорошо зарабатывать, вряд ли бы прямо так на месте умер только оттого, что монеты ему не достались. Это, конечно, анекдот, далекий от реальности.

Вымышленный портрет Пинтуриккио. 1568
Иллюстрация к «Жизнеописаниям» Джорджо Вазари

Явно Пинтуриккио и жил не напрасно, о чем свидетельствуют пусть немногие, но превосходные станковые его работы, которые, может быть, даже более интересны, чем монументальные, ну вот особенно этот «Портрет мальчика».

Хотя некоторым его современникам казалось, что слава художника незаслуженно преувеличена, и фортуна благоволит ему лишь только оттого, что «истинными своими чадами судьба считает тех, кто без помощи какого-либо таланта всецело от нее зависит, и что ей любо, когда по милости ее возвышаются те, кто пребывал бы в безвестности, если бы полагался только на собственные заслуги». Именно так объяснял для себя популярность Пинтуриккио у высокочтимых заказчиков не менее избалованный вниманием публики, но чрезвычайно тщеславный Вазари.

Работал  он и во многих городах Италии — Перудже, Риме, Орвието, Сполето, Сиене. Наиболее известные росписи — в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, Апартаментах Борджиа и Сиенском соборе (библиотека Пикколомини). На его фресках часто появляются «гротески» (элементы растительного и архитектурного орнамента).

Алессандро Дель Пьеро (итал. Alessandro Del Piero, род. 1974)

Интересно, что Пинтуриккио до сих пор любят в Италии, любят настолько, что в честь умбрийского живописца прозвище получил культовый футболист, Алессандро дель Пьеро, бывший капитан туринского клуба «Ювентус». Так что современники, может быть, недооценивали Пинтуриккио, зато потомки его ценят.

Borgia Apartment - Sala dei Misteri

Borgia Apartment - Sala dei Pontefici

Borgia Apartment - Sala dei Santi

Borgia Apartment - Sala del Credo

Borgia Apartment - Sala delle Arti Liberali

Cappella Baglioni by Pinturicchio (Spello)

Cappella Basso Della Rovere

Cathedral (Siena) - Cappella di San Giovanni Battista

Cathedral (Siena) - Piccolomini Library

Chapel of the Bishop of Eroli

Coronation of Pius III by Pinturicchio

Madonnas by Pinturicchio
 
 
 
 
Материалы:
  • Арган Д. История итальянского искусства. М., 1990.
  • Бенуа А. Н. История живописи. СПб., 1912.
  • Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев.
  • Степанов А. В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV-XV века. СПб: Азбука-классика. 2003.
  • https://magisteria.ru/quattrocento/
  • Википедия

Серия сообщений "Религиозная живопись":
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Художники Возрождения:Пинтуриккио | rinagit - Дневник rinagit | Лента друзей rinagit / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»