Это цитата сообщения
ФИЛИНТЕЛЛЕКТ Оригинальное сообщение
http://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=550&t=260962 vlarin
Начать рассказ о Сигуэнсе, пожалуй, следует не с парадора, собора или кухни, а с персонажа, в самом буквальном смысле олицетворяющего этот город. Персонажа совершенно реального и героического, именем которого названы улицы, площади, постоялые дворы и харчевни. Имя ему - Мартин Васкес де Арсе или, если коротко, Донсель.
[203x181]
.............Наталья Пегас
Он был пажом гламурным, на вид, вполне культурным, красивым, но не умным, и дерзким на язык.
Всегда был любопытным, насмешливым и скрытным, не враждовал открыто - боялся шпаг и пик.
Без умолку смеялся, без устали влюблялся, то там, то здесь скитался,такой уж был талант.
Он был пажом безусым, не храбрецом, не трусом, ходил частенько с флюсом - берёг обиды груз..........
Донсель буквально означает "паж", то есть, юноша из богатого сословия на службе у знатной особы. Молодой человек действительно был из очень приличной кастильской семьи: папа трудился советником у самого кардинала Мендосы, власть которого сполна характеризует прозвище "третий король" (после двух католических). Один из братьев, отслужив приором при епископе Бурго-де-Осма, сам стал епископом, причём сразу всех Канарских островов. Мама занималась домашним хозяйством, что также характеризует семью с самой положительной стороны. Ну а сам Мартин, получив блестящее военно-гуманитарное образование при дворе Мендосы, вступил в Орден Сантьяго, святого Иакова.
Строго говоря, никаким пажем-донселем Мартин Васкес не был. Во-первых, в Ордене он служил в чине комендадора, а это далеко не рядовой воин и не мальчик-прислуга. К слову, рыцари ордена Сантьяго исповедовали те же принципы, что и солдаты нынешнего испанского Легиона: только вперёд бешеным напором, не отступать и не сдаваться. Чтобы служить там на постоянной основе, верность этим принципам нужно было постоянно доказывать в боевой обстановке, что также некоторым образом характеризует. Во-вторых, как и в женском роде - донселья - подразумевается девственность, а герой наш состоял в браке и воспитывал, когда позволяла служба, дочь Ану. Но случилось так, что однажды один известный высокопоставленный военный, заприметив Мартина, воскликнул: боже мой, какой донсель! И прозвище это прилипло к нему навсегда.
Сведений о жизни Донселя сохранилось немного, гораздо больше он известен своею смертью и посмертной жизнью в камне. Погиб он в 1486 году, двадцати пяти лет от роду, в сражении под Гранадой. Его отряд пересекал оросительный ров, когда неприятель коварно открыл шлюзы, и бойцов смыло водами реки Хениль. В тех же краях Донселя первоначально и схоронили, пока годами спустя его семья не перенесла могилу в кафедральный собор Сигуэнсы, родного города юноши, и заказала надгробный памятник. Заказ носил сугубо приватный характер, поэтому авторство до сих пор под сомнением, а очень жаль, поскольку памятнику этому суждено было стать едва ли не главным сокровищем собора и, вне всякого сомнения, одной из лучших погребальных скульптур в мире.
Донсель захоронен в семейной капелле с родителями Фердинандом и Каталиной, дедом и бабкой, а также братом своим, тем самым канарским епископом. Согласно христианской традиции, все изваяния покоятся сугубо в горизонтальном положении, в строгой позе и с закрытыми глазами, как и положено мертвецам.
Sepulcro_doncel_de_sigüenza
[700x525]
Есть сведения, что отцу и брату он завещал похоронить его с книгой в руках, но с какой, и о чём она? Судя по размерам, книга рукописная, поскольку печатные издания того времени по размерам были куда больше. По содержанию же это могло быть то, что читали кабальерос: поэзия, прежде всего любовного характера, батальная беллетристика, либо libro de horas, молитвенник, что в данном случае было бы логично. Однако вульгарную позу Донселя никак нельзя назвать молитвенной, и, похоже, читает он всё же нечто, соответствующее позе.
Любопытно и мало кому известно, что в скульптуре этой скрыты каноны эпохи, в которую Леонардо написал Джоконду. Она соответствует золотому сечению в целом и в деталях: высота и ширина лица, соотношение носа и рта, габариты постамента… Элегантность жизни и смерти, высеченная в мраморе.
romanesque-church of santa maria la real Sangesa. Navarra
[700x491]