• Авторизация


Кино и искусство. Тим Бёртон. Часть первая: Кино 06-10-2010 03:01 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Есть такие премии - за вклад в киноискусство. При вручении всяких ветвей, львов, медведей, оскаров и прочих георгиев заслуженным старикам часто вручают какую-нибудь статуэтку. Дело, как бы, хорошее (мол, помним о вас), но старики обижаются(мол, мы еще и в основной программе можем, что ж вы нас списываете?). Но недавно на одном из топ-фестивалей произошёл казус - старики не приехали, и пришлось вручать статУю хоть кому-нибудь. Думали-решали, и достался старпёрский приз 50-ти летнему "пареньку"...

Тим Бёртон... Вообще-то этот приз он заслужил уже после "Битлджуса" - своей первой киноработы, но и сейчас, после награды, он еще не выдохся. Поводов о нем вспомнить всегда есть немало, ибо он уже вечен, но и актуален. Наделал немало шума и его последний опус про Алису (или про Джонни Деппа в роли Шляпника?). Для киноиндустрии это, конечно, прорыв, но для искуства - провал. Ни какая это не экранизация той книги Льюиса Кэрролла! От книги остались только имена нескольких героев и... ВСЁ! В смысле - НИЧЕГО! (ну и еще был стишок про "Веркалось...") Все те парадоксы, отсылки к литературному наследию, параллели и сатирические намёки, которыми так богата книга оксфордского математика - остались за кадром... Вместо нарочитой нелепости - примитивный сюжет про борьбу добра со злом. "Смешались кони, люди". Скажите, в какой игре белые сражаются с красными? В шахматах?-так там белые-черные! В картах? - красные-черные! Может крокет?.. Других игр у Кэррола я и не припомню... "Тихий Дон"? - так это не Кэрролл! А где Морж и Плотник, Билль, вылетающий в трубу, Короли? Хорошо хоть Белый Кролик остался.

Зато новый сюжет составлен в полном соответствии с теорией империалистической демократии: девочка в очень нежном возрасте вторглась в незнакомую культуру, что-то там наделала, оставила по себе какую-то память, ну и выбросила свои воспоминания на помойку... Внезапно, через несколько лет, почуяв, что ей самой плетут лапти, решила вернуться куда-то туда и начать там, где-то далеко, восстанавливать типа "демократию" (или "конституционный порядок"). Очень даже похоже! Надо было дракону в финале не голову рубить, а повесить (или разбомбить авианалетом) для полного соответствия. И миссия выполнена, уровень пройден! Девочка может покорять новые вершины в реальном мире, а не только на другом краю Земли (или на Кавказе)! Если, вдруг, Бёртон именно это и имел в ввиду (в чем я лично сомневаюсь) - честь ему и хвала! Но назови ж ты тогда ЭТО - "Джони Дэпп в составе коалиционных войск в контртеррористической операции", но никак не "Алиса в стране чудес"!

В итоге этот тошнотворный сюжет портит массу достоинств фильма. Хоть пищи для мозга и нет (в отличие от литературного первоисточника), зато глазам яств с избытком! Дождались! Наконец-то после квази черно-серо-белых мрачняков (Сонная лощина, Суини Тодд) Бёртон выдал шикарный и полноцветный видеоряд! В "Шоколадной фабрике" тоже были цвета, но намного меньше... Границы между реальностью и вымыслом, декорациями и графикой настолько размыты, что уж и не понять, что где! Технические средства - 5+!

Актёры тоже выше всяких похвал! Особенно Алиса - Мия Васиковская (кто такая, откуда?) - настолько обаятельна и мила, что аж дух захватывает! Ну и Королевы, и близнецы, и даже Джонни Депп - каши не портят. Вообще все фильмы Бёртона, несмотря на доминирование спецэфектов, вытягивают именно актёры - и если Марки Марк провалился в Планете обезьян, то и фильм дерьмовым вышел, а Суини Тодд держится на Деппе, Шоколадная фабрика - на пацане изобразившем Чарли, Сонная лощина - опять на Деппе, Эдвард-ножницы - обратно на Деппе... Даже Эд Вуд - и тот на дуэте Ландау и Деппа.

Подводя итоги. В 1992 году вышел фильм Газонокосильщик, автором сценария был заявлен Стивен Кинг. Позже выяснилось, что продюссеры просто использовали название рассказа и имя популярного писателя для привлечения внимания, хотя сюжеты фильма и рассказа никак не были связаны. Потом Стивен Кинг судился и его имя убрали из титров, но это потом. А за время проката деньги уже "накосились"...

Если б Льюис Кэрролл был жив, он наверняка поступил бы так же. И был бы прав!

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (11):
Насколько я помню Бертон изначально отрекался от экранизации по книге, ну и провалом этом назвать сложно ведь сборы по миру собрали более миллиарда. Битлджус это вообще кино классика и за это действительно надо было давать аж 2-е пальмы.
Ответ на комментарий Я_Тимончек # Повторюсь - "Для киноиндустрии это, конечно, прорыв, но для искуства - провал." А кассовые сборы и подтверждают "промышленную" составляющую успеха, и в будущем фильм будут вспоминать исключительно в этом контексте. С годами он будет казаться всё скучнее и скучнее
Kaplanovsky 08-10-2010-12:34 удалить
Ответ на комментарий Карыч_Харьков # Ну когда снимают кассовые фильмы, на богему не ориентируются, а ориентируются на широкую публику, т.е. пролетариат. Простые люди хотят прийти в кино и отдохнуть, а не "много думать" над тем, что же за глубокую мысль до них хотел донести автор и прочими аллюзиями, и нелинейностями сюжета. Оно ж или касса, или изысканность гурманам. Может конечно не получится ни то ни это, но вместе то и это точно не получится.)))
Ответ на комментарий Kaplanovsky # Это всё понятно. Но зачем тогда брать за основу такое непростое для отдыха произведение? Есть кучи литературного мусора, из которого можно слепить кассовую конфетку (гарри поттер например) и не обидеть изысканных гурманов! Кстати, создатели фильма "Парфюмер" на очень непростой литературной базе смогли и кино достойное создать, и бюджет в прокате окупить в два раза!
Ответ на комментарий Карыч_Харьков # Справедливости ради - среди высокобюджетных проектов подобные случаи все-таки редки. "Гражданин Кейн" и "Бен Гур" - а больше я, пожалуй, и не вспомню, чтобы фильм угодил и взыскательным гурманам-критикам, и создающему кассу пролетариату.
...одинаково угодил, я хочу сказать.)
Ответ на комментарий Пейзанка-007 # ну, "Гражданин Кейн",несмотря на высокобюджетность, по-моему, не окупился в прокате - пролетариат не увидел. А про "БенГур" - я не настолько начитан, чтоб оценить соответствие литературному оригиналу... а Алиса - это всё-таки книга в первую очередь
киношная интерпретация книги - особенно такой, как "Алиса" - статья особая. Знаете, что полагается "видеть в книге, кроме фиги"? - что автор хотел выразить в ней - и выразил, - что автор хотел выразить - и не смог, - что не хотел, но выразил. Понятно, что даже минуя проблему аутентичности "Алиса" Тима Бертона, может, и летает, но все же не так, как хотелось бы...)
Ответ на комментарий Пейзанка-007 # По этой методике оценки у меня получилось так: Что Бёртон хотел выразить и смог - визуальные эффекты Что Бёртон хотел выразить и не смог - а он больше ничего и не хотел. Что Бёртон не хотел выразить, но выразил - а он больше ничего и не выразил Ну, или приблизительно так :)
Ответ на комментарий Карыч_Харьков # Ну, так и оставим.) НО: только до следующего фильма.)
Вручили Оскар за 2010-й год. И где эта "Алиса"?


Комментарии (11): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Кино и искусство. Тим Бёртон. Часть первая: Кино | Карыч_Харьков - Дневник Карыч_Харьков | Лента друзей Карыч_Харьков / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»