Германия после поражения во Второй мировой войне оказалась в глубоком кризисе. И не только экономическом или политическом, но и в культурном. Ведь всё немецкое искусство было пропитано культом силы: от рыцарских эпосов до опер Вагнера и сочинений Ницше. Три рейха власть в Германии была сконцентрирована в руках военных, да и немецкое военное искусство в Европе было передовое. Поэтому неудивительно, что после поражения в Первой мировой войне Германия быстро стала на путь реваншизма - за великой нацией стояла не менее великая культура, воспевавшая силу и господство. Но вот после второго поражения подряд целый народ столкнулся с тем, что его многовековая культура не способна дать утешение, а лишь усложняет междунородное положение страны и загоняет в еще более глубокий кризис. С подобной проблемой столкнулись на другом конце мира и союзникки Германии по Оси - японцы (у них вместо Первой мировой тоже был не простой этап - эпоха реставриции Мэйдзи).
Но если экономические проблемы с грехом пополам решал план Маршалла, то поднимать культуру пришлось самостоятельно. Точнее - сортировать культурное наследие, менять приоритеты, "конверсировать". Японцы самурайское искусство перенаправили в кинематограф, где преуспели уже через пять лет. Немцы же устремились в авангардную музыку. В массовой культуре результатов пришлось ждать дольше. Но вначале семидесятых проклюнулся краут-рок.
Группа CAN была создана четырьмя инструменталистами, которые к моменту создания рок коллектива успели сделать себе имя на поприще европейского авангарда. Клавишник успел поруководить несколькими симфоническими оркестрами! Барабанщик вообще к тому моменту считался лучшим фри-джаззовым барабанщиком Европы. Бас гитарист был известным преподавателем, а гитарист - его учеником. Не заладилось у них только с вокалистами. Первый выпал из коллектива почти сразу, второй через год отправился лечиться к психиатру. Но вот с третьим им повезло: они подобрали на улице японца-хиппи, который к тому моменту уже пару лет скитался по Европе. На вечер группе нужен был вокалист, а уговорить японца не составило труда - бомжу ведь пофиг, где тусоваться вечером... Группу не смутило то обстоятельство, что уже после первой песни разошлись все зрители, наоборот - Дамо приняли в состав на постоянной основе, ведь талант сочинять тексты на ходу, даже мимо нот, есть не у каждого.
Хоть стиль группы и напоминает психоделический рок, но истоки этой музыки восходят не к кислотным опытам заокеанских собратьев - она выросла из смешения немецкой эпичной музыки, музыкального минимализма, джаззовых импровизаций, но с сохранением немецкой педантичности. Барабанщик Яки Либцайт наигравшись в фри-джазз, с его свободным ритмом (читай "с отфонарным ритмом", либо "без ритма вообще") по приходу в группу сразу заявил, что ему этот ритмовый бардак надоел и теперь он будет стучать как робот
Нелогичный коммерческий успех песни Spoon привлек внимание английских критиков, которые этот стиль и окрестили Краутрок - то есть рок квашенной капусты, по названию немецкого национального блюда, с неким неуважительным оттенком. (Грузинскую музыку они б назвали "шашлык-рок" :)?).
Дамо тоже проделжался не долго - ушел в секту "Свидетелей Иеговы". И слава краут-рока стала хиреть. Пока не изобрели музыкальные инструменты, которые действительно превратили музыкантов в роботов и на фундаменте краут-рока выросла совершенно новая музыка, которая тем не менее сохранила те же ритмичность, минимализм и педантичность.
Вот так немцы после войны применили свою строгую культуру. Они заставили маршировать музыку, отсекли все ненужное, и модернизировали оставшееся. И получилась электронная музыка, какой мы её знаем. И все теперь мы едем по немецкому музыкальному Автобану
ЗЫ Слушайте музыку - она интересней, чем мы о ней думаем, и ее больше, чем мы догадываемся