1911 год
Если бы православные, любя свою веру, твердо знали учение своей Церкви и могли отражать всякую хулу на это учение, то ни один еретик, ни один раскольник не посмел бы являться к нам с своею проповедью.
Истина – одна, и мы ею обладаем, она в учении нашей родной Церкви: мы виноваты, что не знаем этого учения, не заботимся вкоренять его в сердца – не в умы только, но и в сердца наших детей, отчего и происходит, что всякие лжеучители смущают их и от Церкви отторгают.
Не знаешь своей веры, не можешь защитить ее: тогда по крайней мере смирись, сознайся в своем невежестве и не ступай в споры с врагом твоей веры.
А у нас – от проповеди своего батюшки из церкви бегут, а появится лжеучитель – все стремятся послушать его; а он и рад смущать слушателей своими хулами на Церковь Божию и ее служителей!
Вот теперь на улицах Невской столицы на всех углах продают открытки с кощунственным изображением Христа Спасителя, обнимающего еретика и богохульника Толстого.
Смысл понятен: Церковь отлучила еретика, а вот-де Сам Христос его принимает...
Не насмешка ли это над нашею матерью-Церковью?
А мы, ее дети, раскупаем эту открытку нарасхват. Что ж?
Жидам-издателям хорошая нажива, да и соблазн великий: врагам Церкви вдвойне выгодно.
А мы только сетуем: почему власть не запретит?
Да кто же нам-то запрещает гнать от своих домов таких продавцов, отплевываться от них, не брать в руки богохульной открытки?!
Власть – властью, но во имя той же препрославленной свободы мы и сами должны и можем ограждать себя от соблазна.
Власть отвечает пред Богом за допускаемый соблазн, но и мы не безответны за наше равнодушие, за наше «непротивление злу».
===
«Господи, спаси меня, погибаю!»
Вот образ грешника, познавшего свое погибельное состояние.
Но не отчаяние должно звучать в его вопле у подножия креста Господня, а крепкая вера, что Господь затем и пришел, чтобы грешников спасти, от них же первый есть каждый из нас. Одной капли крови Господней было бы достаточно, чтобы искупить грехи всего мира, а ее пролились целые потоки: ее ли недостанет для омовения твоих грехов?
Грехи всего мира – горсть песку, брошенная в бесконечное море Божия милосердия: твои ли грехи могут победить это милосердие?..
Лишь бы не было с твоей стороны того самооправдания, того извинения себя, какое так свойственно всякому грешнику.
Ведай: чем беспощаднее будешь себя обвинять пред лицом Божиим, тем скорее выйдешь с сего суда оправданным.
Нет ничего противнее Богу, как самооправдание грешника.
Не щади себя, чтобы пощадил тебя Бог.
Выбрасывай со дна души твоей всякую нечистоту, всякое лукавство, все то, что тревожило и тревожит совесть твою, в чем тебе так хотелось бы оправдаться пред собою, чтоб успокоить совесть: не бойся, не смущайся.
Бог и без твоей исповеди видит все тайны грешной души твоей, но Он хочет, чтоб ты сам, своим добрым произволением раскрыл пред Ним гноящиеся раны твои и вот именно – в присутствии духовника, который нужен тебе как свидетель твоего покаяния, как посланец Господа, Который сказал ему: все, что ты разрешишь, будет и Мною разрешено, что свяжешь – будет и Мною связано...
Да, твое произволение, твоя исповедь нужны для тебя самого.
Это – потребность искренне кающейся души.
Душа сама просит исповеди.
Таков закон ее природы.
Душа требует, чтобы яд греховный, который терзает ее в совести, был совершенно из нее извергнут покаянием.
Грех – это ядовитая змея, которая не перестанет мучить грешную душу, пока ее не убьешь, не выкинешь из души с отвращением и ненавистью к этой гадине, пока не пожалуешься Богу и на себя самого, допустившего эту змею поселиться в сердце, и на грех, восприявший над твоим сердцем некую насилующую его власть, по твоему нерадению, по реченному: «Творяй грех – раб есть греха».
Повторяю: не нужно Всеведущему твоих оправданий: Он лучше тебя знает, как оправдать тебя!
Ему, лучше сказать – тебе самому, нужно, чтоб ты вольною волею оторвал от своего сердца, с ненавистью отбросил от себя то, что томит твою душу, мучит твое сердце.
Сделай же это с детской простотой, как дитя, когда его обижают: бежит к матери, бросается в ее объятия и изливает ей всю свою душу, все скорбное сердце.
Вот с такою же беззаветной любовью, с такою же детской преданностью спеши и ты к своему Господу и Спасителю, раскрывай пред Ним все язвы души твоей, плачь у ног Его вместе с евангельской блудницей, кайся с мытарем, жалуйся на себя с блудным сыном...
«Отче, согреших на небо и пред Тобою! Несмь достоин нарещися сын Твой! Милостив буди мне грешнику!.».
"Православие и грядущие судьбы России", см ссылку:
http://rusinst.ru/docs/books/Arhiep_Nikon_Rojdestvenskii-Prasvoslavie.pdf