• Авторизация


Свт.Дмтр.Ростовский: "потому подобает радоваться о царе, что лицо и сан христианского Царя являются на земле живым образом и подобием Христа Царя 31-08-2019 08:04 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Свт.Димитрий Ростовский (482x607, 140Kb)

48. Речь к Петру Великому

Прежде чем я сподобился – если только буду сподоблен, недостойный, – в будущем веке видеть Христа Господа, Царя Небесного, и веселиться о лицезрении Его пресветлого лица, вот я в нынешнем веке сподобился видеть лицо христа Господня, помазанника Божия, Царя земного, христианского православного монарха, Ваше Царское Пресветлое Величество, и радостью о том исполняюсь. Исполняюсь я радостью по подобию сынов Сионских, о которых Давид сказал: «Сыновья Сиона да возрадуются о царе своем» (Пс. 149:2).

Поистине, сей богоспасаемый царствующий град подобает назвать вторым Сионом, ибо благодать Божия, перенесясь от ветхозаветного Сиона, воссияла на нем христианским православием, и здесь-то сыны сионские христиано-российские чада, радуются «о Царе своем». Радуются, ибо царево лицо производит радость, как и ангельское лицо, приносящее радость. Не напрасно мудрая Феокоитянка в Божественном Писании некогда назвала своего царя Давида Ангелом: «Как Ангел Божий, так и господин мой царь, слушал добрых, лукавых же отвергал. Оттого и Господь Бог твой да будет с тобой». И еще: «Господин мой царь мудр, благ, как мудр Ангел Божий, чтобы разуметь все, что на земле» (2Цар. 14:17, 20).

Дважды феокоитянка назвала царя Ангелом, назвала как за мудрость, так и за благость, ибо мудрость царева управляет царством, благость же утверждает престол царский. По этим двум причинам и радовались сыны сионские о царе своем, как об Ангеле Божием. Но кроме того еще, и потому подобает радоваться о царе, что лицо и сан христианского Царя являются на земле живым образом и подобием Христа Царя, живущего на небесах.

Как человек по душе своей – образ и подобие Божие, так и христос Господень, помазанник Божий, по своему царскому сану есть образ и подобие Христа Господа. Христос Господь первенствует на небесах в Церкви торжествующей, христос же Господень по благодати и милости Христа Небесного предводительствует на земле в Церкви воинствующей. Тот вверху приготовляет венцы, этот же внизу умножает подвиги, достойные венцов. Тот венчает победивших, этот же для победы устраивает добрых воинов. Тот готовит вечные воздаяния, этот поощряет храбрых рыцарей к отважной борьбе, чтобы не напрасно жили, не без заслуг получили воздаяние. Как Тот положил душу Свою за Церковь Свою, которую приобрел ценой Крови Своей, так и этот не щадит души своей за Его, Христову, Святую Церковь, полагает душу свою, тратя здоровье, ставя грудь свою против неприятелей и неся в неурочные часы все военные труды в полках.

Как могут не радоваться о таком Царе сыны мысленного христианского Сиона? Как не возрадуется, увидев Христа Господа своего, сущего на небесах, истинный раб Его? Как не исполнится радости, видя христа Господня на земле, истинный слуга его?

Как сан христианского царя – это земной образ и подобие Христа, Царя Небесного, так и власть Христа Господня имеет некое таинственное подобие во власти Христа Господа. Власть Того на небесах почивает и носится на четырех животных, у которых лицо орла, лицо льва, лицо человека и лицо тельца. Власть же сего, власть христа Господня, на земле стоит и имеет, по подобию тех горних лиц, своих носителей, на которых и почивает.

Благородные князья и бояре являют собой как бы лицо высокопарящих и высокородных орлов, которые честь и славу своего Царя возносят выше себя, зная и исповедуя, что он достойнее и высокороднее всех.

Преосвященные архиереи и весь чин духовный являют лицо человеческое, украшенное ангельскими желаниями, ибо носят на себе ангельское звание. Они, возносясь к Богу высокими умами богомыслия, как крыльями, всегда молят Бога о вашем царском здравии, долгоблагополучии и спасении.

Лицо же льва – это храброе воинство, которое со стремительностью течет на брань и за Государя своего полагает свое здоровье. Наконец, все общество, население, все множество народа, подчиненное христианскому Монарху, Вашему Царскому Пресветлому Величеству, – это лицо тельца, трудолюбиво и тщательно носящее ярем повиновения.

На таковых лицах почивает и носится ваша монаршая власть, ибо все, раболепно склоняя свои головы пред Вашим Царским Пресветлым Величеством, воздают достойную честь и поклонение: «Кому честь – честь» (Рим. 13:7). Кроме того, власть христа Господня имеет и своих знаменитых сподвижников, наподобие сподвижников небесной власти, о которых говорит Давид: «Возношения Бога – во устах их, и мечи обоюдоострые в руках их» (Пс. 149:6). Они, надеясь на Бога, что с Его помощью они совершат мщение над народами (Пс. 149:7), покорят под Ваши монаршие ноги всякого врага и супостата.

Вот почему лицо христа Господня, Царя христианского, и власть его со всеми его сподвижниками, таинственно одаренные как бы подобием лица Христова и подобием славы власти Христовой, является радостотворным для сынов сионских и порождает у них радость о своем Царе.

Я, недостойный, нося в уме своем сие лицо царево при иноческих и иерейских молитвах в моей обители и созерцая душевными очами Ваш пресветлый монарший сенат, говорил ему в мыслях моих, как бы к приветствующему: «Блаженны очи, видящие то, что вы видите!»(Лк. 10:23). Ныне же и сам я, призванный сюда милостивым указом Вашего Царского Пресветлого Величества, удостоившись видеть своими недостойными очами Ваше царское пресветлое лицо, чувствую себя счастливым, радуясь о Царе моем, к царской пресветлой власти которого раболепно припадая, всю радость и волнение своего сердца выражаю в изречениях Давида: «Да даст Господь по сердцу твоему и всякое намерение твое да исполнит: исполнит Господь вся прошения твоя»(Пс. 19:5). «Да найдет рука твоя всех врагов твоих, десница твоя да найдет всех ненавидящих тебя» (Пс. 20:9).

Да возрадуемся и мы, богомольцы Вашего Царского Пресветлого Величества, о спасении твоем (см. Пс. 20:2), о храбрости необоримой, о многолетнем и благополучном скипетродержавствии и царствоправлении.

Слава же вашей пресветлой власти и – с Божией помощью – силы да распространится во все концы земли и да будет она прославлена из рода в род до последних веков. О том я Бога молю и кланяюсь. Аминь.

 

"Поучения и слова"

https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/pouchenija-i-slova/48

 

ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ О БОГОВЛАСТИИ

Какая власть — от Бога?

Церковное Предание и его противники

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
-Максима- 05-10-2020-06:25 удалить
Святитель Дмитрий Ростовский о Государе Императоре Петре-I Святитель Димитрий Ростовский говорил нам о том, кто же были наши самодержавные Государи, наши Отцы Отечества. И вот как Димитрий Ростовский, обратите внимание, братья и сестры, как он отзывается о нашем Петре Алексеевиче: Итак «[мудрость Царева управляет Царством, благость же утверждает Престол Царский.] По этим двум причинам и радовались сыны сионские о Царе своем, как об Ангеле Божием. Но кроме сего еще и потому подобает радоваться о Царе, что лицо и сан христианского Царя являются на земле живым образом и подобием Христа Царя [живущего на небесах]». Вот, братья и сестры, четкое определение, Кто есть Царь. Говорит Святитель Димитрий Ростовский: «это есть живой образ, то есть живая икона, Господа нашего Иисуса Христа, живущего на небесах». И после этого, как мы можем что-либо иное говорить о Петре Алексеевиче? Если такие святые угодники Божии, как Святитель Димитрий Ростовский, говорят о Нем так. «Как человек по душе своей есть образ и подобие Божие, так и Христос Господень, т.е. Помазанник Божий, по своему Царскому сану есть образ и подобие Христа Господа. Христос Господь первенствует на небесах в Церкви торжествующей, Христос же Господень по благодати и милости Христа Небесного предводительствует на земле в Церкви воинствующей». Вот, братья и сестры, золотые слова, которые произносит Святитель Димитрий Ростовский. Он объясняет, наконец, четко и популярно то, кто и кем является наш Государь. А речь сегодня идет о Петре Великом, о нашем Благочестивейшем Государе. Он является земным Христом, т.е. Он есть Христос Господень по благодати. И Он «предводительствует на земле в Церкви воинствующей». Смотрите какие слова: Он «предводительствует на земле в Церкви воинствующей». Посмотрим, что это означает. Это означает то, что Царь-Богопомазанник есть Глава земной Церкви, Глава Народа Божьего и Глава Церкви воинствующей, т.е. нашей Церкви земной. [Ведь предводитель может быть только один. В словах Святителя Димитрия Ростовского во всей его речи и намека нет о патриархе, хотя в 1701 году правящим архиереем города Москвы был патриарх Андриан. А об обязанностях священства, а значит, и патриарха в том числе, Святитель Димитрий говорит чуть ниже.] Святитель Дмитрий продолжает: «Тот вверху уготовляет венцы, Сей же внизу умножает подвиги, венцов достойные. Тот венчает победивших, Сей же для победы устраивает добрых воинов. Тот готовит вечные воздаяния, Сей поощряет храбрых рыцарей к отважной борьбе, чтобы ни напрасно жили, ни без заслуг получили воздаяние. Как Тот положил душу Свою за Церковь Свою, которую приобрел ценой крови Своей, так и Сей (т.е. наш Государь) не щадит души своей за Его, Христову, святую Церковь, полагает душу Свою, тратя здоровье, ставя грудь Свою против неприятелей и неся в неурочные часы все военные в полках труды». Как это четко и ясно откликается в нашей душе, когда мы вспоминаем о Петре Великом. «Как не могут радоваться о таком Царе сыны мысленного христианского Сиона? Кто ведь не возрадуется, увидя Христа Господа своего, сущего на небесах, как не истинный раб Его? Кто не исполнится радости, видя Христа Господня на земле, как не истинный работник Его?»» Братья и сестры, Святитель Димитрий говорит о том, что сердце православно верующего человека всегда исполняется радостью, когда он молится, обращается к нашим Самодержавным Государям и когда Он вспоминает о Них. Вот, что дальше пишет Святитель Димитрий: «Как сан Царя христианского есть земной образ и подобие Христа, Царя Небесного, так и власть Христа Господня имеет некое таинственное подобие во власти Христа Господа». Он указует нам на прямую связь с Господом нашим Иисусом Христом всех наших Самодержавных Государей. «Того власть на небесах почивает и носится на четырех животных, у которых лицо орла, лицо льва, лицо человека и лицо тельца, сего же власть, власть Христа Господня, на земле стоит и имеет, по подобию тех горних лиц, своих носителей, на которых и почивает». Дальше Святитель Димитрий поясняет о чем идет речь, кто эти носители. «Благородные князья и бояре* являют собой как бы лицо высокопарящих и высокородных орлов, которые честь и славу Царя своего возносят выше себя, зная и исповедуя, что Он честнее и высокороднее всех. [Обратим внимание, что Святитель начинает описание опор Самодержавной власти Христа Господнего не со священства, а с князей и бояр, которые «являют собой как бы лицо высокопарящих и высокородных орлов, которые честь и славу Царя своего возносят выше себя».] Преосвященные архиереи и весь чин духовный* являют лицо человечье, украшенное ангельскими желаниями, ибо носит на себе ангельское звание; сии, возносясь к Богу высокими умами богомыслия, как крыльями, всегда молят Бога о Вашем царском здравии, долгоблагополучии и спасении». [Обратим внимание, что архиереи и весь чин духовный являются опорой самодержавной власти Христа Господнего – Царя, а не Царь-Богопомазанник является опорой духовной власти священства. Причем святитель никак не выделяет в духовном чине патриарха – правящего архиерея города Москвы или какого другого древнего города (Александрии, Иерусалима, Рима, Константинополя (Царьграда) или Антиохии).] Вот видите, братья и сестры, само назначение духовного чина, как видит его Святитель Димитрий Ростовский. Именно он это видит в молитве о Царском здравии, и долгоблагополучии, и спасении. Вот какие слова Святителя Димитрия. «Лицо же львово – это храброе воинство, которое со стремительностью течет на брань и за Государя своего полагает здоровье свое. Наконец, все общество, население, все народное множество, подчиненное христианскому Монарху, Вашему Царскому Пресветлому Величеству, – это лицо телячье, трудолюбно и тщательно носящее бремя повиновения*. На таковых лицах почивает и носится Ваша Монаршая власть, ибо все, склоняя раболепно главы своя пред Вашим Царским Пресветлым Величеством, воздают достойную честь и поклонение: «Емуже честь, честь». [Обратим внимание на то, что повиновение должно быть своему законному господину. Святитель Дмитрий говорит о повиновении Христу Господнему – Царю-Богопомазаннику, а не священнику, даже если он носит титул патриарха. Ибо господская власть Богопомазанника, а не господская власть архиерея, таинственно одарена подобием славы власти Христа Господа.] Кроме сего, власть Христа Господня имеет и сподвижников своих знаменитых, на подобие сподвижников горней власти, о которых говорит Давид: Возношенiя Божiя в гортани их и мечи обоюду остры в руках их (Пс. 149,6)[9][11]. Сии, надеясь на Бога, что с Его помощью они сотворят отмщение во языках (т.е. в народах), сии покорят под Ваши монаршии ноги всякого врага и супостата. Вот почему лице Христа Господня, Царя христианского, и власть Его со всеми Его сподвижниками, таинственно одаренные как бы подобием лица Христова и подобием славы власти Христовой, является радостотворным для сынов сионских и порождает у них радость о Царе своем». Братья и сестры, под сынами сионскими разумеем нас, православных христиан. Святитель Дмитрий Ростовских называет нас «сынами сионскими». Ибо Сион – это Церковь наша Божия, Православная. И дальше Святитель Димитрий пишет следующие слова: «Я недостойный, нося в уме своем сие лицо Царево при иноческих и иерейских молитвах в обители моей и созерцая душевными очами Ваш пресветлый монарший сенат, я говорил Ему в мыслях моих, как бы к приветствующему: Блажени очеса видящiи, яже вы видите, и сльшащiи, яже вы слышите! (Лк. 10,23). Ныне же и сам я, призванный сюда милостивым указом Вашего Царского Пресветлого Величества, удостоившись видеть своими недостойными очами Ваше царское пресветлое лицо, чувствую себя счастливым, радуясь о Царе моем, к царской пресветлой власти которого раболепно припадая, всю свою радость и волнение, которые имею в сердце своем, я выражаю в Давидских вещаниях: Да даст Господь по сердцу Твоему, и весь совет Твой исполнит; исполнит Господь вся прошенiя Твоя (Пс. 19,5-6)*. Да обрящется рука Твоя всем врагом Твоим, десница Твоя да обрящет вся ненавидящыя Тебе (Пс. 20,9).** [Да даст Тебе Господь по сердцу Твоему и все намерения Твои да исполнит. Мы возрадуемся о спасении Твоем и во имя Бога нашего возвеличимся. Да исполнит Господь все прошения Твои (Пс. 19,5-6). Вспомним, что в дореволюционных молитвословах псалмы 19 и 20 приводились как образцы молитв за Царя-Богопомазанника.] Да возрадуемся и мы, богомольцы Вашего Царского Пресветлого Величества, о спасении Твоем, о храбрости непобораемой, о многолетнем и благополучном скипетродержавствии и царствоправлении. Слава же Вашей пресветлой власти и (с Божьей помощью) силы да распространится во все концы земли и да прослывет она из рода в род до последних веков. О том я Бога молю и кланяюсь. Аминь». Вот какая чудная речь Святителя Димитрия Ростовского о Петре Великом, обращенная к Государю. Как же, братья и сестры, после этих ярких примеров, свидетельств, которые высказывают святые, мы можем обвинять в чем-то или осуждать Христа Господнего, Царя нашего Самодержавного Петра Алексеевича? Ведь много было противников у Него, но всех Он победил силою Божьей. Обвиняют Его в разных грехах. Но вот часто [ставят Ему в вину то], что утвердил Он Синод. https://3rm.info/publications/60811-svyatitel-dmit...sudare-imperatore-petre-i.html


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Свт.Дмтр.Ростовский: "потому подобает радоваться о царе, что лицо и сан христианского Царя являются на земле живым образом и подобием Христа Царя | -Максима- - Максима | Лента друзей -Максима- / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»