Жемчужинки
Еще в 1990-е годы мне в руки попала книга на греческом языке о старце. Я прочла ее моментально, испещрив всю пометами. Слова старца по сей день для меня – надежная опора в унынии, тревогах, страхах, неизвестности, необходимости принимать сложное решение во многих жизненных ситуациях. Когда рядом не на кого опереться, я обращаюсь к старцу Амфилохию.
О повседневной жизни
***
Человеку, который живет без Христа, все кажется трудным и непонятным.
***
Эгоистичный человек не привлекает никого. А если кто-то и приблизится к нему, то скоро отдалится. Духовная связь неразрывна – в ней и детский дух, и непорочность, и освящение.
[показать]Благовещенский монастырь на Патмосе
***
Когда ты встретишь человека, духовно утомленного, не взваливай на него другую ношу, потому что его колени не выдержат.
***
Тот, кто беспокоится, не может мыслить рационально, верно. Прояви терпение, и будешь увенчан венцом. Я хочу, чтобы вы хранили душевный мир, и тогда мы встретимся [в Царствии Небесном].
***
Если в нашем сердце нет Христа, мы заполняем его деньгами, или вещами, или людьми. Если в человеке нет внутреннего тепла, тогда, хоть и лето будет на дворе, он мерзнет и стынет.
***
Когда я вижу раздраженного человека, то молюсь, чтобы Господь успокоил его, и не слушаю, что он говорит, не принимаю близко к сердцу его слова. Когда же он успокоится и представится удобный момент, я с ним побеседую, потому что тогда он уже будет способен осознать свое неразумие. Человек кричащий бессилен.
***
Того, кто нас ранит и причиняет нам боль, мы должны любить вдвойне.
***
[показать]Патмосский образ Иоанна Богослова
Искушения одолевают человека до тех пор, пока он не смирится. После исчезают.
***
Когда ты не ищешь себе оправданий, Господь просветит другого человека, чтобы он дал их тебе.
***
Самоотречение нужно возделывать с рассуждением, потому что иначе мы дойдем до самоубийства.
***
Покаяние должно быть не от страха перед воздаянием, но потому что мы согрешили перед Господом.
***
Чем проще человек, тем ближе он к Богу: такой делается незлобивым, смиренным, кротким, свободным.
***
«Одним добрым словом, произнесенным в защиту ближнего, ты приобретаешь рай»
Будем считать всех людей выше нас самих, сколько бы у них ни было недостатков. Не будем ожесточаться, но всегда помнить, что и другой стремится туда же, куда и мы (в Царствие Небесное. – А.Н.). По благодати Божией я всегда видел людей святыми и ставил их выше себя.
***
Одним добрым словом, произнесенным в защиту ближнего, ты приобретаешь рай.
***
Два крыла, которые могут поднять человека над землей, – это чистота и простота сердца. Ты должен быть прост в делах, чист в чувствах и помышлениях. В чистоте сердца ты станешь искать Бога, в простоте обрящешь Его и будешь радоваться. Сердце чистое легко входит во врата неба.
***
Духовная жизнь имеет большие радости. Вы парите, бежите мира, не помышляете ни о чем... становитесь детьми, и Господь обитает в сердцах ваших.
***
Вся наша жизнь – это небо. Каждый брат – это небо. А приближает человека к небу самоотречение.
О христианах
***
Мирские люди выматывают тебя – словно электроволны, они распространяют на тебя накопленное внутри излучение. Мы должны быть благодатными людьми, чтобы те, кто к нам приближаются, отдыхали душой.
***
Христианин – это настоящий человек. Он наделен благородством и деликатностью – не хочет огорчить никого.
О молитве
***
Молитва без любви, как птица, милая и красивая, но без крыльев, не может парить.
***
Послушание, если отнять у него молитвенное делание, бессмысленно. Ведь и коммунизм послушен идеологии, но что это?!
***
Если вы возделываете молитву, вам не страшны ветра искушений. Их сила слабеет, и они ничего с вами не сделают.
***
С помощью молитвы душа утончается и парит. Вы ощущаете живое присутствие Христа в вас и вокруг вас (апрель 1968 г.)
***
Молитва все устрояет. Она делает ничтожными расстояния. Изменяет планы человеческие. Дает дерзновение, веру и терпение в нашей жизни. Ты можешь ходить по волнам.
***
[показать]Старец Амфилохий (Макрис)
Возделывай молитву – и придет время, когда твое сердце взыграет от радости, как при встрече с любимым человеком.
***
Когда вы возделываете молитву, ветра искушения не собьют вас с пути. Ослабеет его сила, оно не сможет вам сделать ничего дурного (февраль 1965 г.).
***
Когда вы возделываете молитву, то не устаете, не испытываете тревоги, вас не клонит в сон на службах, потому что ваше тело уже – это скорее ваша одежда. А платье не печалится, не мерзнет, не утомляется. Сколько бы часов подряд я ни стоял на ногах, я не ощущаю усталости (9 октября 1967 г.)
***
Через молитву человек делается, словно ребенок. Молитва возвращает его к простоте и непорочности, которые имел Адам в раю до падения. Человек приобретает непостижимое для мирских людей, святое и благословенное смирение.
***
Через молитву ты освящаешь место, где живешь, и дело, которое делаешь.
***
Благодать Бога, духовное единение с Ним преображают человека. Проходят страх, подозрительность, человек больше не боится смерти и смотрит на эту жизнь, сколь прекрасной она бы ни была, как на рабство.
[показать]Мощи старца Амфилохия
***
С помощью молитвы ты получишь все. Очищается человек, просветляется, освящается. Старайся каждую секунду вдыхать чистый воздух Иисусовой молитвы.
О любви
***
Чем сильнее человек любит Бога, тем сильнее он любит людей. Он любит в них образ Божий, относится с почтением, деликатностью и освящением.
***
Нужно любить людей. И тех, кто делает нам самое большое зло. Только любовию мы войдем в рай.
О Христе
***
Часто приходит Христос. Он стучится к тебе. Ты приглашаешь Его пройти в гостиную твоей души, но, поглощенная своими заботами, забываешь о великом Посетителе. Он ждет твоего появления, ждет, но, когда ты уже очень запаздываешь, поднимается и уходит. В другой раз ты снова настолько занята, что отвечаешь Ему через окно. У тебя нет времени даже для того, чтобы отворить Ему дверь.
Возлюби, мое чадо, гостеприимство, потому что оно отворяет врата рая. Будучи гостеприимным, ты можешь удостоиться принять у себя и ангелов. Гостеприимство – величайшая из добродетелей. Она привлекает благодать Святого Духа. В лице каждого гостя, чадо мое, я вижу Самого Христа.
***
Вопрос: Как, геронда, нужно думать о Христе?
Ответ: Всегда с любовью мы должны помнить о Христе. Мы можем держать в руках фотографию человека, но поскольку мы его не любим, не знаем достаточно хорошо, она нас не трогает. Когда же мы возьмем фотографию нашей матери, тотчас наша душа ликует и плачет от любви.
***
В лице каждого приходящего, дитя мое, я вижу Самого Христа.
О богословах
***
К сожалению, мы исказили богословие, мы не живем его изнутри, поэтому оно скатилось до мертвого знания, профессионального. Богословие, можно сказать, – это таинство, которое совершается в душах, посвятивших себя всецело Богу. Это священный опыт. Только тогда оно имеет силу и отражается на человеке снаружи. Настоящий богослов – тот, кто стяжал мистическое единение с Господом. И это единение приобретается прежде всего с помощью божественной благодати, и затем – когда человек оставит все ради юродства креста (ср. 1 Кор. 1,18) . Через отречение и подчинение он сможет научиться «науке наук», исключительному жительству, которое «некие неотмирные и неизреченные блага нам возвещает, их же око не видывало, ухо не слыхивало, и в сердце человеческое они прежде не восходили» (Никифор Каллист).
О монахах
***
Простой и смиренный монах радуется своей жизни, а эгоистичный мучается.
***
Как-то мне сказали, что мы, монахи, идем наперекор заповеди Бога, которая призывает: Плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт. 9, 1). «Э, у нас другой путь, – ответил я им, – у нас так: ‟Плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте небо”». А что касается земли, мы дарим это вам!»
***
Молитва – это спасательный круг для нашей души и для нашего тела. И даже если кто-то на лодочке окажется в океане и будет молиться, ему не страшно плавание! Непрестанное повторение слов «Господи, Иисусе Христе...» не утомляет, как не утомляет и повторение имен любимых людей. Разве существует для монаха имя более дорогое, чем имя Иисуса?!
О духовных чадах
***
Рай без вас, мои чада, мне не рай.
Вопрос: Как вы сумели стяжать такое терпение и стойкость во многих вещах?
Ответ: Помогает милость Божия. Я всегда верю, дитя мое, в силу Божию, которая все претворяет и устраивает на пользу моей души.
***
Человек, который любит духовно, через молитву ощущает, что пребывает в Боге и в своем брате. Он огорчается, когда его брат не живет добро, и молится о его преуспеянии. Никогда не переменится (в своем добром отношении. – А.Н.) тот, кто имеет христианскую любовь.
Вопрос: Почему, геронда, видя так ясно наши немощи, наши ошибки, вы нам на них не указываете?
Ответ: Я печалюсь обо всем том, что я вижу как отец, но надеюсь на улучшение. Я указываю на необходимое, но больше проку, если пролить две или три слезы перед Христом за этих людей, нежели произносить много слов. Христос – наш целитель и педагог. Христос вчера и сегодня тот же, мы же закрыли глаза и весьма смутно видим дорогу. А поскольку в таком состоянии мы идем вперед, то одни погрязают в трясине, другие расшибаются вдребезги.
***
Когда я вижу человека, очень жаждущего причаститься, я не придаю большого значения посту. Некоторые имеют покаяние такой силы, что нужно им сделать шаг навстречу.
***
«Дай, Господи, моим духовным чадам очищение и святость. Огонь Твоей любви, чтобы они согрелись, свет, чтобы просветились, дар молитвы, чтобы всегда ощущали Твое присутствие в своем сердце... а мне – ощущение моего недостоинства. Я недостоин, Господи, того, что я делаю, но, ибо это есть воля Твоя, укрепи меня. Дай мне, прошу Тебя, любовь, чтобы согревать моих духовных чад, ясность ума, чтобы вести их по воле Твоей святой, рассудительность во всем. Аминь».
О спасении
***
Не надо говорить: я не знаю, спасусь ли я. Почему я не спасусь?! Спасусь! Тебе Единому согрешаем и на Тебя Единого надеемся.
Завет старца
***
Не придавайте ни малейшего значения ничему земному и неустойчивому. Имейте попечение о единении вашей души с Богом.
***
Пусть ваш взор будет прикован к небу, и ничто вас не смутит.
***
Часто причащайтесь, тепло молитесь, терпите – и увидите сильную Руку, Которая вас поддерживает.
Биография: Старец Амфилохий (Макрис) родился 1889-м году на острове Патмос в благочестивой семье. В марте 1906 года он поступил в монастырь Иоанна Богослова и 20 августа того же года принял в нем иноческий постриг с именем Амфилохий. Добротолюбие, подвижнические слова Василия Великого и преподобного Ефрема Сирина были его пищей. Он мало ел, много молился, спал на доске, посещал все богослужения первым, жил в послушании у старцев, был благороден манерами и прост нравом. В 1911-м году он посетил Афон, где 23 марта 1913 года был пострижен в монахи (принял великую схиму) в келье Аполлоса строгим духовником, иеромонахом Макарием (Антониадисом). В мае 1913 года он совершил паломничество по Святой земле. Решением совета старцев монастыря Иоанна Богослова в 1913-м году он был рукоположен во диакона и вскоре во иерея и служил в Богословском монастыре, был настоятелем храма Панагии Диасозусы и пещеры Апокалипсиса. В 1935-м году патмосская братия избрала его игуменом и патриаршим экзархом. С силой он противостоял планам итальянских захватчиков поработить Додеканес и переподчинить его острова Папе Римскому. За эту борьбу старца выслали с Патмоса. В тот же самый период он начал организовывать женский монастырь Благовещения с помощью своей духовной дочери, учительницы с Калимноса Каллиопи (Гуннарис), впоследствии ставшей первой игуменией монастыря Благовещения, монахиней Евстохией. Старец Амфилохий основывал новые и возрождал старые монастыри, заботился о сиротах, воспитал в Церкви плеяду своих духовных чад – клириков, монахов, мирян. До конца своей жизни посещал любимые им острова Додеканеса и, как любящий отец, исповедовал, утешал, укреплял, воодушевлял, благословлял. 16 апреля 1970 года его всесветлая душа отошла ко Господу. Его святость была очевидна при жизни и продолжает действовать после его блаженной кончины.
Автор благодарит сестер Благовещенского монастыря Агни и Лидию за помощь в подготовке этого материала. Использованы аудиозаписи из архивов Благовещенского монастыря на Патмосе и радио «Пираики экклисиа», книги Ευλαβικόαφιέρωμα,ειςτονΟσιονΓέροντατηςΠάτμουΑρχιμ. Αμφιλόχιον Μακρήν, με πατρικές νουθεσίες του. Θεσ.: Εκδόσεις “Ορθόδοξος κυψέλη,” 2016;Γέροντος Αμφιλοχίου Μακρή (1889-1970), Περί προσευχής και Αποφθέγματα.Θεσ.: Εκδόσεις “Ορθόδοξος κυψέλη,”2017.