Автор: иерей Валерий Басакин
читать:
http://www.tds.net.ru/index.php/liturgika/152-litu...oe-proslavlenie-bozhiej-materi
"В этой дипломной работе охватывается годовой круг богослужения Православной Церкви с целью показать последовательное прославление Пресвятой Богородицы в праздниках этого цикла. А также для удобного чтения эта тема раскрывается с параллельным описанием земной жизни Божией Матери."
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОСЛАВЛЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ДВУНАДЕСЯТЫХ БОГОРОДИЧНЫХ ПРАЗДНИКАХ
1.1. Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
1.2. Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
1.3. Благовещение Пресвятой Богородицы
1.4. Сретение Господа нашего Иисуса Христа
1.5. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Для бесплотных сил восхождение чистой души Богородицы было трепетно: “Ангели, успение Пречистыя видевше, удивишася, како Девая восходит от земли на Небо”[152]. Для диавола успение Божией Матери это еще одно поражение его власти над людьми, упоминание имени Пречистой Девы для него не выносимо. Страх диавола перед Ней показывается в песнопениях: “Вострепета сатана, узрев свет славы Матере Божия, от высоты молниевидно прошедший даже до ада, и, плача и стеня, взываше: “Что мне и Тебе, Мати Божия?”[153]. “Ужасошася вси дуси воздушнии о еже на Небеса восхождении Твоем и вострепеташа державы Твоея, Чистая”[154].
ГЛАВА 2. ПРОСЛАВЛЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ДВУНАДЕСЯТЫХ ГОСПОДСКИХ ПРАЗДНИКАХ И ПЕСНОПЕНИЯХ ПОСТНОЙ ТРИОДИ
2.1. Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
2.2. Пресвятая Богородица в событиях Великой Пятницы
2.3. Светлое Христово Воскресение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ССЫЛКИ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Святая церковь с древних времен прославляет Божию Матерь, величает Ее высшею без сравнения всех ангелов и святых. Сама Богородица благодатью Святого Духа прорекла о Себе: “Се бо отныне ублажат Мя вси роди” (Лк.1,48).
Православный Восток, а вслед за ним и все остальные Поместные Церкви, сохранили верное учение о личности Пресвятой Богородицы и отразили его в богослужении. “Восток православный сохранил в своем сознании верное учение о Матери Божией, выносил в сердце своем истинное и богоразумное переживание Ее”[2]. В православном богослужении образ Божией Матери “чужд болезненной мистики средневековья”[3], приведшей Запад к догмату о непорочном зачатии Ее. В христианском сознании живет образ Девы, рожденной, как и все люди, но снискавшей у Бога благодать смирением, чистотой, целомудрием, любовью к Богу.
Во всех богослужениях Богородичных и некоторых богослужениях Господских праздников, отразилось православное переживание, и в полноте раскрылась личность Божией Матери. Святое Евангелие не так много повествует о земной жизни Пресвятой Девы. Священное Предание дополняет Евангелие, говоря о рождении Божией Матери, посвящении Ее на служение в храм, о Ее земной жизни после воскресения и вознесения Сына Божиего и заканчивает Ее успением. Песнопения, возносимые в храмах Святой Церкви Христовой, тоже являются частью Священного Предания, запечатленного в богослужебных тестах.
Литургическое наследие Православной Церкви не просто хранит предание о земной жизни Пресвятой Богородицы, но и показывает сколь прекрасен и красноречив язык песнописцев в воспевании Честнейшей Херувим. Из очищенных сердец святых иноков исходили чудные гимны, кондаки, стихиры, показывающие догматическое учение о воплощении Сына Божиего от Приснодевы Марии, эпитеты, оживляющие атмосферу праздника и слова хваления и благодарения, вложенные в уста прав. Иоакима и Анны, первосвященника Захарии, и др., к Царице Небесной, сказанные как бы от лица всей Церкви.