правильно пишем аннотацию, рецензию (выдержки из метод. пособий)
27-09-2010 23:28
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
АННОТАЦИЯ
Аннотация – это краткая характеристика произведения или неопубликованного документа с точки зрения его содержания, оформления, направленности. Аннотации бывают трех видов:
1.Краткие и развернутые. Краткая аннотация характеризует произведение только в одном аспекте (с точки зрения основной темы, при этом используется приблизительно 200-240 знаков). В развернутой аннотации рассматриваются помимо темы и другие компоненты, например: объем книги, достоинство оформления, совет читателю и др., используется приблизительно 600-700 знаков. Развернутая аннотация близка к реферату.
2.Описательные, рекомендательные, справочные. Описательная аннотация сообщает только сведения о произведении, но не дает критической оценки. Рекомендательная аннотация оценивает документ с точки зрения пригодности для данной категории читателей. Справочная аннотация содержит критические замечания к документу, например, на лекарства.
3.Общая аннотация. Характеризует всю книгу в целом. Она ориентирована на специализированный круг потребителей.
Задача любой аннотации – компрессия текста, умение оценить текст с расчетом на адресата.
К О М П О Н Е Н Т Ы И К Л И Ш Е РАЗВЕРНУТОЙ АННОТАЦИИ
1.Тема книги (Книга…о…; повесть …о том, как…;книга…ставит проблемы о…)
2.Цель,которую ставит автор в книге (Эта книга помогает усвоить …,дает рекомендации… .)
3.Кому адресовано данное произведение (Книга… адресована дошкольникам, младшим школьникам, подросткам, родителям. Книга рассчитана на широкий круг читателей ).
4.Объем книги ( небольшая, но емкая по содержанию книга ).
5.Достоинство оформления ( …ярко иллюстрирована, или: с яркими иллюстрациями).
6.Автор книги ( знаменитый, любимый, популярный, интересный).
7.Совет читателю ( Прочитай и подумай…, прочитай внимательно…).
8.Рекламный (Автор применяет остроумные методы, чтобы… Книга… рождает интересные мысли, приглашает к размышлению…).
Пример:
Предлагаемая книга представляет собой опыт универсального массового справочника по культуре речи.
В книге говорится о нормах современного русского литературного языка в области произношения и ударения, словоупотребления, фразеологии, управления и согласования слов, показаны наиболее частые случаи вариантности современной нормы, типичные ошибки в устной и письменной речи.
Книга рассчитана на широкий круг читателей.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ АННОТАЦИИ
1.Запомните словосочетания: аннотация – Чего? На что? Например: аннотация вышедших изданий, аннотация на вышедшие издания.
2.Главные вопросы аннотации –О чем? Цель автора? Кому?
3.Внимательно изучив содержание книги, работы, статьи, составьте тезисный план.
4.Перескажите основное содержание, используя тезисы. Не забудьте, что подчеркнуть жанровые особенности вашей работы и связать предложения в тексте вам помогут речевые клише.
5.Сформулируйте цель автора.
6.Подумайте, кому адресована эта книга, работа, статья.
7.Особое внимание уделите указанию на точные выходные данные. Если это книга – указать автора (инициалы после фамилии ), название, место издания, издательство, год издания, количество страниц.
РЕЦЕНЗИЯ
Специфика жанра
Рецензия – разбор и оценка научного, художественного, кинематографического, музыкального произведения, а также спектакля, концерта. Автор, анализируя произведение, указывает на достоинства и недостатки, высказывает свою оценку. В отличие от отзыва в рецензии предполагается детальный анализ, в отзыве важной является общая оценка.
Рецензия – полифункциональный жанр, совмещает функции информации, воздействия, убеждения, анализа.
Это аргументативный текст, в нем содержится обоснованность авторской оценки.
Это эмоциональный жанр, в нем допустима субъективность, личные вкусы, пристрастия.
Это полиадресатный жанр, предназначенный для широкой публики.
Это индивидуальный жанр. Автор – конкретный человек.
Это стилистически гибридный жанр: совмещает элементы публицистического, научного, художественного стилей.
Рецензия - преимущественно письменный жанр.
Виды рецензий
1.Рецензия на книгу. Цель: литературный анализ, привлечение внимания читателя.
2.Рецензия на художественное явление. Цель: анализ с позиций вида искусства, оценка, привлечение внимания публики.
3.Рецензия на научную статью. Цель: анализ с позиций отрасли науки.
4.Рецензия на устный ответ товарища. Цель: анализ соответствия заданной теме, словесная оценка как отметка, пожелание, советы. Начинать с положительного. Форма работы – устная.
5.Рецензия на сочинение товарища. Цель: анализ соответствия теме, оценка, пожелание, отметка. Форма работы – письменная.
6.Авторецензия. Цель: самооценка, самоанализ своей работы.
Внимательно изучите структуру и речевые конструкции рецензии на художественное произведение. С чем вы согласны, не согласны, что хотели бы изменить?
Рецензия на художественное произведение
Структура и речевые конструкции
1.Об авторе, общей оценке книги.
(Автор… известный, знаменитый писатель, поэт. Его книги (рассказы, произведения) вызывают чувство… . Из многих произведений писателя хочу выделить… .)
2.О сюжете.
(Сюжет книги построен на описании… . Автор умело вводит детали… . Это, несомненно, повышает интерес к книге… . Центральной сюжетной линией стало… . В центре внимания автора… .)
3.О героях.
(Мир, в котором живут герои… . Главный герой книги… . Заслуга автора, на мой взгляд, в том, что … .Он смог понять (почувствовать) … в образах своих героев. Особенно много нового (интересного), как мне кажется, автор внес в изображение образа… .Он как будто… . Важную роль, конечно, играют и эпизодические персонажи, без которых… .Например… .)
4.Тематики, проблематика.
( Круг тем, которых касается автор, чрезвычайно широк. Автор пишет о… . Много внимания уделено проблеме… .Автор в своем произведении поднимает много актуальных проблем. Особенно подробно говорит о… . Думаю, что нельзя не согласиться с … . Автор, как мне кажется, очень точно отмечает… . Произведение интересно и тем, что… . Проблематику… можно было бы определить как… .)
5.Об авторской позиции.
( Автор предпочел…(Что? Чему?) Он (автор) скрупулезно анализирует… .Автор приоткрывает… . Автор не определился с… . Вывод неожидан… . Интересно для нас предположение автора о… . Автор полагает(убежден, считает, убедительно доказывает)…
6.О языке и стиле произведения.
(Рассказ, повесть, роман) написан поэтическим, красочным языком. Яркие и неповторимые эпитеты, метафоры, сравнения делают его… . Например… . Самые неожиданные слова и выражения совершенно закономерны. Интересны речевые характеристики героев… .)
7. О впечатлениях от произведения
(На первый взгляд, кажется, что… . Книга поражает (удивляет)… . Атмосфера рассказа(повести, романа) … . Меня глубоко потрясло… . Мне близки и понятны чувства и мысли автора, когда… . В целом книга… .)
8.Общая оценка и критические замечания. Выводы.
(Считаю, что… .Позволю себе не согласиться с автором в том, что… . В отличие от автора считаю, что… . Нельзя не учитывать… . Несмотря на… , книга читается с большим интересом. Эта книга заставляет задуматься… . К числу несомненных достоинств следует отнести… . Особенно интересным мне показалось… . Благодаря…, автору удалось… .)
ВНИМАНИЕ!
Раскрывая микротемы (вопросы, компоненты) рецензии, рассуждайте так:
О чем? – Как? (с вашей точки зрения) – Почему?(Привести примеры, доказательства, ссылка на авторитеты и другие аргументы).
Рецензия отражает поиск своего видения и понимания авторского текста.
Внимательно прочитайте правила для рецензента научной статьи. Можно ли их применить при написании любой другой рецензии? Изучите план рецензии на научную работу, т.е. структуру и речевые конструкции.
ПРАВИЛА ДЛЯ РЕЦЕНЗЕНТА
1.Прежде чем писать рецензию, составьте план, лучше тезисный. Он поможет вам увидеть вопросы и основные мысли автора, которые вы должны оценить.( О чем пишет автор?)
2. Не забудьте высказать свое собственное мнение, дать оценку рассматриваемым вопросам, т.е. суметь ответить на вопрос: Как? Насколько удачна работа автора с вашей точки зрения?
3. Не забудьте аргументировать свои мысли, свою точку зрения, свою оценку, т.е. доказать, подтвердить, почему именно так, а не по-другому.
Таким образом, ход ваших мыслей будет выглядеть так: О чем? - Как? - Почему?
ПЛАН РЕЦЕНЗИИ НА НАУЧНУЮ РАБОТУ
1.ВСТУПЛЕНИЕ. Общие сведения:
а) место данного произведения в ряду подобных
(занимает видное место среди… По мнению многих видных ученых, считается одной из лучших. Эта работа – первая попытка…)
б) актуальность произведения
( В работе… впервые рассмотрены вопросы о… В работе подняты такие актуальные проблемы, как…)
в) информация об общей структуре произведения
( Работа состоит из… разделов. Разделы объединены своими проблемами, например...)
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Анализ и собственная оценка научной работы, статьи с разных точек зрения:
а)научной (общая оценка)
(Целый ряд вопросов имеет большой научный и практический интерес. Например… Особую ценность с научной точки зрения представляют такие вопросы, как…)
б)глубины исследования рассматриваемых автором вопросов
(Автор подробно говорит о…, правомерно считая, что… . Особенно детально рассматривается …, что помогает читателю расширить представление о… . Особенно интересным нам представляется раздел, посвященный…, в котором много ценного материала. Например… . Работа интересна и тем, что… . К числу несомненных достоинств следует отнести … . Полезность работы состоит в том, что … .Думаю, что нельзя не согласиться с…, так как… . В этой работе, на мой взгляд, есть попытка зафиксировать, раскрыть, заставить задуматься над… . Но главное достоинство работы – это…, так как… . Большое внимание автор уделяет…, что свидетельствует о его… .Кроме того , автор умело аргументирует свои точки зрения, например… . Автор владеет умением комментировать, сопоставлять, делать выводы. Например… . Считаю, что самое замечательное в работе – это… . Удачным, по-моему, является… .Автор, как мне кажется, очень точно отмечает… . Работа интересна и тем… . Работа интересна не только потому, что…, но и потому, что… . Автор обнаруживает глубокое знание… . Благодаря…, автору удалось… . Мне показалось, что… . Нельзя не обратить внимание на… . Заканчивается работа разделом… . В нем перечислены…, что свидетельствует о… . Вместе с тем, не совсем продуман вопрос о… . Наверное, это объясняется тем, что… .Отмечая недостатки, следует назвать и такие, как… . Недостатком можно считать некоторую категоричность в оценке… . Однако это на умаляет достоинств работы, главные из которых – желание… ).
в)логичности изложения материала
(Работа стройна по композиции. Изложение материала логически взаимосвязано. Соблюдается внутренний логический порядок изложения. Между частями текста четко
прослеживаются смысловые отношения.)
3. ВЫВОДЫ. Общая оценка работы.
(Несмотря на отмеченные недостатки, работа читается с большим интересом. В работе смело заявлено свое понимание… . Работа должна сыграть определенную роль в… .Хочется пожелать автору…) ЗАПОМНИТЕ словосочетания: рецензия – на что?: рецензия на книгу.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote