В писательском сообществе еще недавно существовало негласное "табу" на настоящее время. Произведения, целиком написанные в настоящем времени, встречаются гораздо реже своих исторических родственников. Однако прием этот становится все более популярным, многие авторы прибегают к нему, чтобы установить более тесную связь между главным героем и читателем. И прием этот может быть весьма эффективен. Фраза "Я бью его, чувствуя, как трещат кости и рвутся сухожилия" производит куда более сильное впечатление, чем "Я ударил его, чувствуя, как треснули кости и порвались сухожилия". Если читатель свыкнется со странным впечатлением причастности к разворачивающимся событиям, он получит удовольствие от настоящего времени.
Использование в тексте настощего времени: "за" и "против" (опыт пишущих людей).
Плюсы:
1) Исчезает проблема "былья". Тот, кто пишет, не понаслышке знает, как иногда трудно заменит чем-то паршивое словечко "был".
2) Использование настоящего времени иногда ускоряет динамику. Вспомним, что в прошедшем времени в глаголах частенько на один слог больше. А чем короче слова, тем быстрее темп.
3) Игра с настоящим позволяет расширить возможности использования фокала, заметно увеличивает степень погружения читателя во внутренний мир героя, увеличивает эмоциональность сцены.
Минусы:
1) Настоящее время, скорее специальный прием, для усиления впечатления.
2) В настощем времени отсутствует соверешенная форма глагола. Все действия персонажей получаются как бы "недоделанными" вплоть до атрибуции диалогов ("говорю" вместо "сказал" и т.д.). Поэтому у текстов, написанных в прошедшем времени, экспрессии и динамики больше.
3) При включении в текст настоящего времени на фоне прошедшего времени может возникнуть эффект "недоработаннго стиля автора", а то и стилистической ошибки.
Информация позаимствована с официального сайта "Эксмо"
www.eksmo.ru