Правда ли то, что сейчас неизвестному автору кроме фантастики, детективов и любовных романов нереально ничего опубликовать, или это ложное наблюдение?
По большому счету так оно и есть. Даже детектив или фантастику неизвестному автору опубликовать практически невозможно, разве что за деньги. То есть ситуация сейчас какая? Мы находимся в рыночной экономике, а рыночная экономика четко регулирует ситуацию. Если человек, желающий купить товары, имеет возможность эти самые товары приобрести, то все в порядке. Можно и неизвестному автору печататься, и он будет востребован, будет куплен. А когда у народа денег нет, то средства расходуются экономно, лишь на самое необходимое. Ну а дальше все просто. Издательство, планируя свою издательскую программу, в первую очередь ставит на поток тех авторов, которые востребованы на рынке. То есть в каждой сфере есть какие-то свои раскрученные имена, за которыми охотятся покупатели, опять же имеющие средства. А если они не знают автора, они просто не купят. Простой пример: вот приходишь ты в магазин, и на прилавке лежит колбаса Микояновского завода и какого-нибудь Урюпинского. И ты подумаешь – я уж лучше Микояновскую возьму, по крайней мере, знаю этот комбинат. С книжкой то же самое. Что это там за неизвестный автор? Что он понаписал? Да ну его к Аллаху. Поскольку денег не хватает, люди просто не идут на эксперименты. Не берут Урюпинскую колбасу или писателя, который ему не известен.
Публикуют ли сейчас стихи или они окончательно вышли из моды?
Стихи публикуют, но опять же на средства автора, либо какие-то спонсоры находятся, либо это школьная программа. Существует так называемая поддержка книгоиздания России. Если удастся договориться с чиновниками и в эту программу войти, то какую-то маленькую денюжку на это издание выделяют, причем выделяют не сто процентов на весь тираж, а только двадцать пять. То есть другие семьдесят пять ты должен находить сам.
Есть ли у издательств какие-то требования к объемам произведения?
Абсолютно никаких. Книжку можно сделать огромную, можно средненькую, маленькую – никаких проблем.
А почему же тогда многие издательства на своих сайтах пишут, что произведения объемом меньше десяти авторских листов даже не рассматриваются?
Это политика издательства – найти такого автора, который как графоман пишет, и пишет быстро и много, потому что самое главное для них – это скорость, чтобы поставить на поток. Они человека раскрутили и должны каждый месяц выбрасывать новую книгу. То есть там соковыжималка такая.
Какие еще данные, кроме самого произведения, надо высылать в издательство?
Да аннотации, как правило, достаточно. Некоторые еще просят делать синопсис, кто-то нарезки из своего произведения. У каждого свои требования.
Правда ли то, что многие редакторы даже не читают произведение целиком, а судят о нем только по аннотации?
Такие ситуации бывают, причем подобная тенденция берет свое начало с конца девяностых годов. Если до этого времени издательства еще как-то стремились к качеству, и одну и ту же работу вычитывал не один редактор, а несколько, то сейчас ситуация изменилась. Если приглядеться к некоторым книгам – там ошибки сплошь и рядом. Просто обычные ошибки, – такое ощущение, что там даже корректор не прошелся. Они просто в авторской редакции так и швыранули.
Не могли бы вы посоветовать, что нужно сделать, чтобы редактор выделил из общей массы именно ваше произведение, чтобы оно не затерялось среди остальных работ?
Редактор не будем выделять из общей массы. Редактор будет брать ту работу, которую я ему буду давать. Он же за это денюжки получит. И тут уже я говорю: вот либо эту работу будешь делать, либо другую. Он не выбирает, что редактировать.
А вы в таком случае как выбираете?
По своей издательской программе. Вот если у нас в издательской программе есть похожие произведения, мы их соответственно отправляем редакторам, корректорам, и они этим всем занимаются.
То есть у каждого издательства существуют какие-то серии, и если роман в серию вписывается, то его могут оставить, а если нет – то нет?
Да, совершенно верно. Вот если к нам, к примеру, попадет произведение эзотерики, то мы его просто отодвинем. Мы эзотерику не печатаем. Мы люди православные, и этим не занимаемся. Что-то историческое, может быть, детектив или фантастика, а вот эзотерику не возьмем.
Увеличиваются ли шансы на публикацию, если автор прибегает к помощи литературного агента?
Все зависит от литературного агента. Если это профессионал, специалист в своей области, знает эту нишу, то может сработать.
А чем именно он может помочь?
На самом деле, литературным агентом может быть практически каждый, умеющий хорошо говорить и убеждать. То есть он первоначально делает запрос по электронной почте, потом звонит, потом приезжает, начинает расхваливать своего автора. У него, мол, такие произведения, возьмите, опубликуйте. И в зависимости от того, как он умеет убеждать, зависит, согласится с его доводами издательство или нет.
А где можно найти литературного агента?
У нас есть литературные агентства, но их очень мало на самом деле. По одной простой причине – этот рынок у нас все-таки не очень развит, и люди стараются больше доверять своим талантам, чем какой-то организации. У нас очень много авторов, которые сами нам звонят и говорят: вот новое произведение какое-то появилось или проект. За шестнадцать лет работы нам, наверное, всего лишь десять литературных агентов позвонило.
Правда ли то, что за свои первые романы авторы получают практически копейки?
Могу честно сказать: они, как правило, вообще ничего не получают, потому что по большей части публикуются за свои деньги. То есть что такое гонорар? Это степень заинтересованности издательства в авторе. Это аксиома.
А если не на коммерческой основе человек публикуется? Такое ведь тоже бывает.
Бывает. У журнала свободное поле остается, и его надо как-то забить. Вот они начинают искать и что-то там публикуют. Есть так называемые госрасценки: сто двадцать рублей за авторский лист. То есть если ты написал книжку объемом десять авторских листов, то получишь 1200 рублей. Все.
Сколько в среднем получают хорошо раскрученные, топовые авторы уровня Марининой, Донцовой, Акунина?
Здесь очень сложная система. Они находятся на контракте и могут одноразово получить 150-200 тысяч долларов, но за это они должны будут отработать очень большое количество произведений. Здесь все зависит от объема, предоставляемого данным автором, какое количество произведений он написал, плюс от тиражей и так далее.
То есть эти деньги 150-200 тысяч – не за одну книгу?
Нет. Это за проект. А там может быть хоть сто книг общим тиражом сто миллионов. Так что в итоге эти деньги не такие уж больше. Ведь крупные издательства считают каждую копейку. Мы фотографу заплатим, условно говоря, тысячу рублей, а они, имея такие колоссальные деньги, будут платить сто. К нам приходят очень многие редакторы, корректоры, фотографы, то есть люди, которые занимаются информационным обеспечением, и они просто плюются. Говорят, что там невозможно работать. Они такие расценки дают, что дешевле вообще ничего не делать.
То есть получается, что на писательстве заработать невозможно?
Нет, ну двести тысяч долларов все же хорошие деньги, к тому же издательство вкладывает средства в раскрутку. Да, из тебя сделали соковыжималку, но ведь ты написал все эти произведения – и они остались у тебя. И после истечения контракта ты можешь пойти в другое издательство и пустить те же самые произведения по второму, по третьему кругу. Но у тебя уже к этому времени есть определенный багаж, плюс раскрутка.
Что нужно сделать, чтобы издать свой роман заграницей?
Нужно найти хорошего агента, который свяжется с зарубежными издательствами, заинтересует их и убедит, что данный автор интересен, перспективен и так далее.
А бывает такое, что в России произведение не издают, считают не интересным, а в Европе ухватятся обеими руками?
Бывает, но это один шанс из миллиона. Российская тематика никого не интересует. Мы же дикари для них, так оно и остается до сих пор. Хотя вроде бы мы открыты для всего мира и сюда приезжают те, кто хочет, и уже понятно, что Россия – это не какая-то там глушь, а все равно отношение такое сохраняется.
Расскажите несколько слов о вашем издательстве. Чем оно отличается от других?
Мы открылись в 1989 году, то есть существуем уже шестнадцать лет. Начинали еще при советской системе, когда вся организация проходила через Госплан. По этому плану нам указывали, когда нужно сдавать рукописи в типографию, при этом типография делала все сама: закупала материал, делала фотонабор, печатала книгу. А нам нужно было только в определенный момент по договору оплатить энную сумму. В то время на каждой книжке еще ставили цену, если помнишь. Вот с этого мы и начинали. А сейчас таких издательств, которые начинали еще в доперестроечные времена, очень мало. Вот чем уникально наше издательство. Сейчас мы занимаемся большим и сложным проектом «Русские монастыри». Это уникальный проект по своей масштабности, и при этом никакой поддержки мы практически не имеем. Есть ряд организаций, которые понимают, что это нужно и понемножку помогают, но какого-то серьезного генерального спонсора нет. Еще мы издаем историческую литературу, альбомы, патриотическую литературу, то есть не занимаемся ширпотребом – раз, взяли детективы или фантастику, нашарашили и все. Это все могут, хотя это в общем-то тоже интересно. Я и сам увлекаюсь фантастикой. Но не могут же все это печатать – нужно что-то свое. То есть наше основное направление – это альбомы «Русские монастыри» и альбомы по искусству, по иконографии, по православной утвари и так далее.
Приоткройте завесу тайны над внутренней кухней и опишите путь произведения от отправленной рукописи до издательства книги. Вот отправил я, к примеру, свой роман в издательство «Троица». К кому он попадает в руки и что вообще с ним дальше происходит?
Оно попадает в руки главного редактора. Затем на совещании обсуждается программа, и если принимается решение печатать роман, то вырабатывается схема, как это будет происходить, что для этого нужно. И дальше по всем этапам: редактор, корректор, художник, размещение в типографии, работа с автором, продвижение проекта.
Сколько обычно приходится автору ждать ответа, будет опубликована его книга или нет?
Ты знаешь, можно ждать очень долго, особенно, если в редакции загрузка большая и поступает очень много рукописей. Вот нам по электронной почте каждый день высылаются предложения. Разная тематика – и любовные романы, и исторические, и психологические, детективы, фантастика – в общем, все. Где-то быстро принимается решение, где-то не очень. Тут все зависит от того, как работает издательство. Иногда произведение может вообще потеряться. То есть человек принес рукопись, а ведь редакция большая – ее положили на полку и забыли. Но в среднем автору приходится ждать месяца три, но может год и больше.
В каких авторах заинтересовано ваше издательство Троица? Какие жанры пользуются у вас приоритетом?
У нас сейчас основной жанр – это альбомы. Поэтому здесь наши авторы в основном те, которые пишут на исторические темы, либо специалисты в области живописи, искусства, способные написать необходимые статьи под материал. Недавно мы, например, сделали учебники по живописи. Мы всегда занимались и художественной литературой, поскольку являемся светским издательством. Издаем серию «Премьера». Это воспоминания актеров: Пуговкина, Казакова, Маковецкого и так далее. А еще как-то разведчики к нам обратились, и мы делали серию «Рассекреченные жизни» про Службу внешней разведки.
Если автор хочет издать у вас свою книгу, куда ему ее лучше отправить?
Обычно люди звонят, приезжают, привозят свои работы, а уж затем мы смотрим и обсуждаем их работы. Телефон издательства: 112–10-86, электронный адрес:
chronos-press@nm.ru
Источник: http://www.sandrianov.ru/?s=content&id=18