• Авторизация


МЕФИСТОФЕЛЬ. ФАУСТ? ОНЛАЙН! 18-11-2010 20:29 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[524x698]
МЕФИСТОФЕЛЬ. ФАУСТ. ОНЛАЙН.

В дощатом этом балагане
вы можете, как в мирозданье,
пройти все ярусы подряд,
сойти с небес, сквозь землю, в ад ...

Смысл стиха не понимал никто. Он был старым, его сложили в те времена, когда непонятное казалось человеку прекрасным. Но раз что-то выключается, оно должно и включаться. Так, давайте включим… Ведь для нас важнее та странная сила, которой обладают фантазии: удивительно, насколько упрямо любой из нас цепляется за какую-нибудь нами же придуманную идею… Я помогу вам, и… Вольфганг Гёте, конечно, его бессмертные Добро и Зло, его Фауст и Мефистофель.. Почему? Лично меня просветил один мудрец по имени Роджер Желязны… Разве мы не в самом начале смены времен? Разве не в эти времена
в нашей системе происходит турнир в честь нового тысячелетия, между высшими силами, творящими Добро и Зло? Разве не это состязание и будет определять судьбы людей на новую тысячу лет. Его Рыжий демон Аззи просветил бы вас лучше меня… Но дело даже не в этом, и факт не должен вас пугать. Борьба начал. Возможна ли победа? Сомнение такого масштаба посещало человечество изначально. Потрясением для дремлющего мира было откровение монаха по имени Боден в его «Демонологии» полтысячелетия тому……
- Невежды думают, что все это сказки, именно потому они и невежды…
Невероятное число искателей было очаровано этой идеей, но совершенную форму придал ей один, поведавший миру историю Фауста и Мефистофеля.
С первой же реплики — «К тебе попал я, Боже, на прием…» он определил
место, время и действие. Все верно… такие места - порталы открывают врата
только тем, для кого время по-настоящему пришло… Что вы, ничтожные глупцы, знаете о правилах магии и вообще о законах, управляющих поведением сверхъестественных сил? В царстве духов случается много разных конфликтов, о которых человек даже и не подозревает, потому что там никогда не было своего Гомера. Занимались бы лучше своими человечьими делами… . Стоит вам вступить в область сверхъестественного, как с вами может произойти все что угодно.

Я дух, всегда привыкший отрицать,И с основаньем: ничего не надо.
Нет в мире вещи, стоящей пощады.
Творенье не годится никуда.

Так Они смеются над Нами. Единственной общепризнанной силой, стоявшей над Добром и Злом, была для них странная Высшая необходимость. Она настолько
загадочна, настолько неуловима, настолько неощутима и настолько
некоммуникабельна, что в отношении ее невозможно быть уверенным ни в чем, кроме того, что она, видимо, на самом деле существует. Вот сцена: демон беседует с Богом. Не слабо?! Вас словно завораживает скептическим обаянием. Здесь впервые звучит имя Фауста, которого Бог приводит в пример как своего верного и усердного раба. И Мефистофель согласен, но у него иные подходы…

…этот эскулап…и рвётся в бой,
и любит брать преграды,
и видит цель, манящую вдали,
и требует у неба звёзд в награду
и лучших наслаждений у земли…

Ты не из тех ли сам? Ну, ну! Бог разрешает подвергнуть Фауста любым искушениям, низвести его в любую бездну. Мефистофель, как истинный дух отрицания, принимает спор, обещая заставить Фауста пресмыкаться и… «жрать прах от башмака». Он вложил в своё заклинание максимум энергии и
почувствовал, как оно помчалось через эфир, волчком вонзилось в трещину между
мирами, повсюду выслеживая цель, как хорошо выдрессированная охотничья собака, взявшая след. Факт остается фактом: демонов всегда влекло к ярким личностям. И это, говорят, даже льстило самолюбию последних.

Я богословьем овладел,
над философией корпел,
юриспруденцию долбил
и медицину изучил.
Однако я при этом всем
был и остался дураком…

Горечь Фауста (знакомо?) от понимания бессмысленности существования, среди книжных полок, склянок и реторт породила насмешку в Мефистофеле (знакомо!). Вот такой разговор.

Как ты все это перенес
И в заточенье не зачах,
Когда насильственно, взамен
Живых и богом данных сил,
Себя средь этих мертвых стен
Скелетами ты окружил?

Спросил – ответил. Но сильный тип найдёт выход. Фауст готов выпить яд, чтобы покончить с бессмысленным существованием и, как ему кажется, слиться с вселенной. Вот тебе - соринка в глазу бесстрастного ученого, созерцателя. Пей до дна. Ни одна деталь ничего не значит сама по себе. В тот миг, когда он подносит к губам отравленный бокал, раздаются колокольный звон и хоровое пение. Ночь Святой Пасхи. И жизнь с, ее здоровой привычкой к неопределенности, выбрала другую развязку. Благовест спасает Фауста от самоубийства.

Я возвращён земле,
благодаренье за это вам…


Романисты называют обычно вопрос мостом понимания, перекинутым от одной сущности к другой. Но мы-то знаем, что это работает в обе стороны. Что на другой стороне? Разве не таким вопросом с большими последствиями стала встреча Фауста и Мефистофеля? Вспомните этот первый шаг героев навстречу друг другу. Великолепный старт для того, кто любит связывать концы с концами!

Фауст

Пусть мига больше я не протяну,
В тот самый час, когда в успокоенье
Прислушаюсь я к лести восхвалений,
Или предамся лени или сну,
Или себя дурачить страсти дам, -
Пускай тогда в разгаре наслаждений
Мне смерть придет!

Мефистофель
Запомним!

Фауст
По рукам!

Едва я миг отдельный возвеличу,
Вскричав: "Мгновение, повремени!" -
Все кончено, и я твоя добыча,
И мне спасенья нет из западни.
Тогда вступает в силу наша сделка,
Тогда ты волен, - я закабален
Тогда пусть станет часовая стрелка,
По мне раздастся похоронный звон.

Декорациями этой трагедии служат земля, небо и ад. Её режиссёры — бог и дьявол. А что же человек? Жертва? Только ли жертва? А не главный игрок на этом поле? Не глупо было бы, чтоб существовала какая-нибудь примета, помогающая отличать добро от зла. И ещё - какие соблазны приготовил бесстрашному экспериментатору его хромоногий компаньон? Вот первый. Он зовётся Маргаритой, или Гретхен, ей идет пятнадцатый год, и она
чиста. Есть запахи, которые держатся десятилетиями. Сундук, натертый
мускусом, кусок кожи, пропитанный коричным маслом, комок амбры, шкатулка кедрового дерева в обонятельном смысле живут почти вечно. Но аромат юности, свежести, чистоты… Вы понимаете, верно?

Но нет, не в её объятиях он попросил мгновение повременить…

Так много стихов этой драмы были посвящены, если разобраться, женщине,
как бы ее ни звали и какой бы облик она ни принимала. Тем умнее и утонченнее становился демон - спутник человека, чем неразрешимее и мистичнее становилась загадка. Лучшие силы уходили на штурм этой безмолвной непостижимости, и все расшибалось о невидимую или просто несуществующую, а значит действительно непреодолимую, преграду.


Мефистофель

Всегда такими и бывают тайны.
Да и нельзя иначе. Сам прикинь:
Мы называем нехотя богинь,
А вам непостижимы их глубины.
Они нужны нам, ты тому причиной.

Фауст
Где путь туда?


Мефистофель
Нигде. Их мир - незнаем,
Нехожен, девственен, недосягаем,
Желаньям недоступен. Ты готов?
Не жди нигде затворов и замков.
Слоняясь без пути пустынным краем,
Ты затеряешься в дали пустой.
Достаточно ль знаком ты с пустотой?


Встреча с Прекрасной Еленой. Мефистофель вручает ему ключ, дающий
возможность проникнуть в мир языческих богов и героев, в мир Прекрасной Елены.. Фауст на балу, где встречает Париса и Елену…


Вдруг юноша неписаной красы
Выходит из туманной полосы.
Внимательней смотрите на кулисы:
Вы видите прекрасного Париса.
....

Владей я словом огненных поэм,
Я б все равно пред ней остался нем.
Она вошла, и мелко все на свете,
Что ей во славу создали столетья.
Кто взглянет на нее, спален дотла.
Блажен счастливец, чьей она была.

Фауст

Я не ослеп еще? И дышит грудь?
Какой в меня поток сиянья хлынул!
Недаром я прошел ужасный путь.
Какую жизнь пустую я покинул!
С тех пор как я тебе алтарь воздвиг.
Как мир мне дорог, как впервые полон...Все, чем владею я и чем горю,
И чту твой образ и боготворю,
Всю жизнь, и страсть, и бред, и меру боли.


Но проблема в том, что участки дороги перед ним были разрушены, и с обеих сторон. Путь к Елене обрывался в пустоту. Это было хорошим ответом на его желание запеленговать ирреальность. Открывай глаза и давай смотреть. По идее, повествование не должно было опускаться до рисования красивых картинок. Потому что мы, свидетели этой драмы, должны научиться сарказму. Если делается упор на познание, то стоит помнить, что красивая картинка мир ничему не научит. Мы тратим всю жизнь, пытаясь хорошо самовыразиться, но сказать-то
нам нечего. Мы хотим, чтобы мир воспринимался по системе причины и следствия. Вот оно – следствие… Стремление удержать Елену безрезультатно. Образ расплывается и исчезает, раздаётся взрыв… Ну что ж, ситуация достигла пределов данного Богом потенциала. Твое здоровье, друг. Теперь герой одержим идеей найти Елену. Его ждёт долгий путь через толщи эпох. Путь стоил усилий. Елена отличалась изысканной красотой. Она принадлежала к тому роскошному типу женщин, которые напоминают темный мед, густой и необычайно вязкий. Одним плавным жестом, одним поворотом головы, одним единственным медленным, как вращение бича, взглядом такие овладевают пространством, и при этом спокойны в центре водоворота, словно не сознавая силы магнита, с которой они привлекают страсти и души. Он почувствовал, что снова полон отваги и даже азарта. Улетучился последний остаток страха. Он был в своей стихии. Исчезло ощущение подавленности и заботы, мучившее его, развеялся туман мрачных предчувствий, в котором он несколько недель ощупью искал дорогу. Он находился на знакомой территории.
А потом? Что он сделает потом? Он не знал этого. Может быть, он вернется к привычной жизни. Может быть, женится. Может быть, зачнет сына. Может быть, не сделает ничего. Может быть, умрет. Ему это было совершенно безразлично. Думать об этом казалось ему столь же бессмысленным, как думать о том, что делать после смерти:разумеется, - ничего. Их захлестнуло влечение, нежность. Да, видит Бог, они и не могли, не хотели этому сопротивляться. И это было как плач, от которого нет защиты, который поднимается из нутра, и разлагает, уносит напрочь все. Оба как бы расплавились, их разум и душа растворились, превратились в жидкую стихию и ощущали они только комок сердца, безудержно бьющийся внутри. Это те края, от которых люди ждут счастья. Родился ребёнок, отмеченный гениальностью. Гете вложил в его образ черты Байрона. Отступление, скажете. Факт, к теме относящийся, скажете? Что значит — относящийся к теме, не относящийся к теме, поддел бы нас мой любимый повествователь Виктор Пелевин? Ведь связь, невидимая рассудку, может существовать на ассоциативном уровне, где происходят самые тонкие духовные процессы… А то! Судьба Байрона – судьба Эвфориона… Сын Фауста и Елены, недолго проживёт на земле. Его манят действие, стихии.

Я не зритель посторонний,
а участник битв земных…

Он взлетает ввысь, оставляя светящийся след в пространстве. Елена прощается с Фаустом навсегда. Прекрасное уходит из жизни искателя истины.


Двоякий мир видений и вещей.
Спасти ее! Не дать ей скрыться с глаз!
Счастливый случай вновь не повторится,
Ее не вызвать в следующий раз…

Просто на заметку . «На мне сбывается реченье старое, что счастье с красотой
не уживется»…Елена
В руках у Фауста остаются лишь край её одежды, лишь знак абсолютной красоты. Дело художника – проявлять внимание, собирать, организовывать, запоминать, потом составить отчет. Этим и занят поэт Вольфганг Гёте. Он продолжает историю Фауста. Теперь Фауст начинает осуществлять заветный замысел, но ему мешает пустяк. На месте будущей плотины стоит хижина старых Филемона и Бавкиды. Старики не желают поменять своё жилище, хотя Фауст и предложил им другой кров. Он в нетерпении просит дьявола помочь справиться с упрямцами. В результате несчастную чету — а вместе с ними и заглянувшего к ним гостя-странника — постигает несчастье. Мефистофель со стражниками убивают гостя, старики умирают от потрясения.
Он устал. Старость накрывает с головой. Жизнь подходит к концу. Все его стремленья сосредоточены теперь в достижении мечты о плотине. Ещё один удар — Фауст слепнет. Однако он различает стук лопат, движение, голоса. Герой отдаёт лихорадочные команды. Бредя на ощупь среди призраков былого, недолго и заблудиться. Как страшно, что в минувшем недвижно пребывает столько людей и вещей! Живые, затерявшиеся в катакомбах времени, так крепко спят бок о бок с мертвыми, что уже неразличимы в общей тени. Да, он принимал за реальность свои собственные галлюцинации. Конечно, мир обнял его туманом беспросветного разочарования. Вокруг Фауста копошатся в земле не строители, а лемуры и злые духи. Герой между тем счастлив.
По сути, лишь для двух существ в ходе этой земной драмы звучит голос небес: «спасен!» и «спасена!». Он звучит для Фауста и Маргариты. Для нее, вероятно
потому, что интуитивная чистота помогла Маргарите найти выход в темноте ее собственных проступков. А он, Фауст, чем он заслужил признание небес? Ведь всё так плохо закончилось. На мой взгляд, тем и заслужил, что сделал шаг от судьбы героя-одиночки… в науке, в мистике, одиночки - в познании… От человека-одиночки сделал шаг к человечеству. Ощутил себя человечеством.
Важно и другое. Усилие темных сил, Демона, проявились в том, что именно через Мефистофеля, как через лакмусовую бумажку проявился и сам
человек, в прахе и страданиях плоти, но человек, сопротивляющийся времени и
обстоятельствам… Зло явилось Фаусту образе Мефистофеля. Но, не будь зла, прожил бы наш герой такую жизнь, в тишине своей лаборатории? По мысли Гёте,

Мефистофель –
…часть силы той,
что без числа творит добро,
всему желая зла.

Так протягивается смысловой мост к открытию, сделанному Фаустом ещё
до встречи с Мефистофелем: «Вначале было дело» Не слово, как убеждает нас книга, которую две тысячи лет каждый трактует, как ему заблагорассудится, а
дело. И потому самое простое и возможное всегда валяется под ногами. Подними! И люди - ангелы и каждый – посланец божий. Фауст произносит
знакомое нам - про высший миг жизни, про его «…остановись мгновенье, ты прекрасно…». Мой герой продемонстрировал другой финал, тот конец сказки, который он создал по собственной воле, почти без единой подсказки с нашей стороны. Он убедительно докажет, что при условии полной свободы действий в исканиях человеческого духа, способных нести разрушение как мощную волну, все-таки побеждает свет. Законы любого царства, как и земные законы, невозможно понять до конца. Наше восприятие и есть - один из котлов, в котором варится вся эта похлебка… Но даже мы понимаем, ночь не так мрачна, как может показаться, и как бы ни было непроходимо плохо, этот мир скорее полон любовью, чем наоборот.

Гете закончил
«Фауста» перед самой смертью.
По словам писателя,
этот замысел сопровождал
его всю жизнь….


Иоганн Вольфганг Гёте (Johann Wolfgang oethe)Фауст (1830)
http://briefly.ru/gete/faust/
myfhology.narod.ru
Рассел Хоуп Роббинс - Энциклопедия КОЛДОВСТВА И ДЕМОНОЛОГИИ
художник Сергей Борисов
---
Хотелось бы дополнить и порекомендовать (пока не забылось): Бесплатные шаблоны для сайтов
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник МЕФИСТОФЕЛЬ. ФАУСТ? ОНЛАЙН! | ttk_tat - Дневник ttk_tat | Лента друзей ttk_tat / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»