[447x600]
Мужчина может размышлять о бесконечности, говорили древние, женщина придаёт ей смысл. Как женщина замечу, например, мужчине недоступно вынашивать новую жизнь, но он может утешаться парадоксами Зенона (Zenon). Я не больна феминизмом, бесконечно ценю оба начала в мироздании, как мужское, так и женское. Но я попробую рассказать, как это равновесие двух начал создавалось в нашем не таком уж далеком прошлом, в Греции. Я – о гетерах, что бы вы о них ни думали. Аспазия, гетера, покорившая Афины и сердце самого достойного из эллинов – Перикла. И давайте не будем рассматривать это как только любовную историю.
Немного подробностей её личной жизни. Приблизительно в 455 году до н.э., из Мегары в Афины прибыла девушка, чтобы основать свою школу риторики. И с нею - несколько молодых гречанок. Их появление стало сенсацией. Как не понять! Прибывшими были гетеры. Они поселились все вместе, обсуждали политику
и философию, искусство... Непривычные к подобным зрелищам афиняне начали наведываться в дом, куда их привлекла красота женщин, а затем увлеклись и всем остальным. Имена гостей необычной для Афин школы? Вот они - философ Анаксагор, его ученик Еврипид, парадоксальный Зенон, врач Гиппократ, ваятель Фидий и, чаще других, Сократ. Какие речи произносились там, какие возникали споры! Сократ, двадцатилетний юноша, влюбился в Аспазию и не отходил от нее ни на шаг, а позднее, когда стал известным философом, говорил, что обязан этим Аспазии. Многие затворницы, законные супруги граждан республики, хотели познакомиться с нею. Самые решительные посещали собрания Аспазии. Главной темой разговоров был брак. «Милетская гетера» находила возмутительным условия современного брака. Каждая женщина, – внушала она, – должна
быть свободной в выборе, а не выходить за назначенного ей родителями или
опекунами мужа. Муж, (смелость по тем временам невероятная) обязан разрешать жене высказывать свои собственные мысли… Взрывные темы. Не правда ли?! Чтоб вы поняли суть, вспомните, что имя идеальной по тем временам жены Одиссея, к которой он так долго стремился, связано с прялкой, символом предела женских интересов . Напомню вам об этом веселыми строками Н. Заболоцкого.
…И первая пела сирена:
"Ко мне, господин Одиссей!
Я вас исцелю несомненно
Усердной любовью моей!"
Вторая богатство сулила:
"Ко мне, корабельщик, ко мне!
В подводных дворцах из берилла
Мы счастливы будем вполне!"
А третья сулила забвенье,
И кубок вздымала вина:
"Испей -- и найдешь исцеленье
В объятьях волшебного сна!"
Но хмурится житель Итаки,
Красоток не слушает он,
Не верит он в сладкие враки,
В мечтанья свои погружен.
И смотрит он на берег в оба,
Где в нише из каменных плит
Супруга его Пенелопа,
Рыдая, за прялкой сидит.
Супруга, очаг, прялка…одно слово по смыслу вполне компенсировалось другим. Но - Аспазия! Ее ум, здравый смысл, красноречие, умение слушать и увлекать идеями, новыми для той среды, заставляли присутствующих благоговеть. И Перикл - из знатного рода Алкмеонидов. Встретились случайно. Он поначалу ничем не поразил ее воображения. Ни красив, ни величественен, шел спокойно и, отвечая на приветствия, поднимал вверх правую руку так, чтобы не нарушилась линия, рисовавшая складки его плаща. Сократ, близкий друг правителя, не
стеснявшийся называть милезианку своим учителем, предложил Периклу посетить салон. Аспазия вновь встретилась с Олимпийцем. Два великих ума
эпохи были увлечены. Кто знает, кем бы стали Перикл без Аспазии и Аспазия без Перикла!
Правителю Афин казалось, что никто уже ничему не может его научить. Но в
обществе этой женщины он вдруг открывал для себя многое, о чем раньше и не
подозревал. Глаза Аспазии, этой новой Афродиты, осветили мрак его собственной
жизни, настолько убогой стала она ему казаться. Об этом можно судить по поступкам Перикла. Развод. ( В Афинах того времени!) Слияние новых судеб. Двух в одну. Была ли она супругой Перикла? Одни подтверждают, другие отрицают возможность подобного брака. Известно, что любому афинскому гражданину разрешалось открыто иметь любовницу-куртизанку, к какой национальности она бы не принадлежала, но запрещалось жениться на чужеземке.
Преступивших закон сурово карали: жена продавалась как наложница, муж, кроме
уплаты огромного денежного штрафа, терял все свои гражданские права, а их дети
признавались незаконными и лишались звания афинянина. Сам Перикл был создателем таких законов. До знакомства с Аспазией он был яростным поборником «чистоты» брака. Любовь заставила его поставить под сомнение свои собственные принципы,… а впоследствии он разрушил их, как на государственном, так и на личном плане. В этой жизни, а я говорю о ней как о единой
жизни и вы со мной согласитесь, сложного было больше, чем простого. Было
вознесение, осуждение, изгнание, суд и потери. Как обычно, когда судит толпа -
по своему подобию. Но я хочу, чтоб вы поняли главное – там были два в одном, слиты, спаяны. И это не только спасало. Это возвышало их над всем эллинским сообществом. Посудите сами, где теперь оно и где Перикл плюс Аспазия.
Это – не единственная гетера античности. Я назову несколько имен, потому что это важно. Вдохновительницей эпикурейцев была гетера Леонтион. Эпикур сказал о ней прекрасные слова: «Она живет со мной и во мне».
Фрина - модель и подруга Праксителя. Статуя Афродиты Книдской ваялась с этого образца. Знавшие Фрину улыбались, глядя на статую Афродиты, а видевшие статую благоговейно смотрели на Фрину.. Паломники преклоняясь перед Афродитой шептали « как прекрасна твоя божественная красота, о Фрина» а вслух восклицали «О, Афродита, прекрасная Афродита». За это Гетера Фрина была обвинена в кощунстве. Когда ее защитнику на судебном процессе Гипериду не хватило слов, чтобы ответить на обвинения , он обнажил грудь Фрины, воскликнув: «Вот, посмотрите!» По преданию судьи, ослепленные ее красотой, прекратили процесс.
Комедиограф Менандр однажды пришел домой после провала премьеры и хотел уничтожить все свои рукописи, Гликера без слов протянула ему молоко. Он в раздражении отказался пить из за того, что на молоке плавала пенка. Гетера многозначительно сказала… «Сдуй пенку и наслаждайся тем, что под ней». Это означало: не обращай внимания на поверхность, ценно то, что внутри! Менандр часто говорил, что без поддержки Гликеры ему вряд ли бы удалось выдержать
удары критиков и публики.
Гетера Диотима из Мантинеи. Эта выдающаяся женщина дарила идеи Сократу и Платону. Ее слова были признаны мудрейшими в кругу мужчин философов. В
платоновском «Пире» Диотима говорит: «Все люди беременны как телесно, так и духовно, и, когда они достигают известного возраста, природа наша требует разрешения от бремени. Разрешиться же она может только в прекрасном, но не в безобразном». Гетерой до вступления в брак была византийская императрица Феодора. Лаиса из Коринфа была подругой и ученицей Диогена и сама считалась признанным философом.
Стоит понять, что они – не белые вороны в том сложном мире женского домостроя. Они – пласт, духовная составляющая культуры нашей планеты. И если вы, выходя на это ристанище, в виртуальный мир сегодня, пишете стихи, создаете фильмы, даже общаетесь, увлекаясь не сиюминутным,… вы в потоке той самой энергии. Называйте ее как угодно, считайте ее чем угодно, но
она творческая и, творящая. Она – ваша. ОНА, давайте поймем главное, и есть
продолжение ТОЙ.