• Авторизация


Виктор Михайлович Васнецов 09-02-2013 17:54 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

Выдающийся русский художни!с Виктор Михайлович Вас­нецов (1848—1926) принадлежит к классикам реалистической школы живописи. Его художественное наследие многообраз­но, сюда входят и картины на жанрово-бытовую тему («С квартиры на квартиру», «Преферанс», «Чаепитие в тракти­ре»), и живописно-монументальные росписи, и архитектур­ные проекты, и эскизы театральных декораций. Однако цент­ральное место в творчестве художника занимают живописные и графические произведения, созданные по мотивам русских сказок, былин, песен, изустных сказов. Извлеченные из недр народной мудрости жемчужины русского эпоса находили жи­вой отклик в душе Васнецова и превращались с помощью его фантазии в художественные произведения. По словам А. В. Луначарского, «Васнецов был пропитан чисто нацио­нальным русским духом, в его колорите, в ритмах его симво­лики чувствовалось своеобразное преломление коренного ис­точника народной поэзии в романтике-реалисте».

Для В. М. Васнецова русский эпос был той почвой, на ко­торой зиждились его искания вечной красоты и гармонии, устремления к романтическому идеалу, национальному и веч­ному. В понимании подлинной национальности искусства рус­ская живопись шла за литературой, и ведущая роль в этом принадлежала А. С. Пушкину. В творчестве великого поэта, который серьезно изучал и обрабатывал русские песни, сказ­ки, былины, впервые произошло слияние романтизма с реа­лизмом, характерное не только для русской литературы, но и для живописи, и в частности для творческого метода Васнецо­ва. «В Пушкине кроются все семена и зачатки, из которых развились потом все роды и виды искусства во всех наших ху­дожниках...», — писал И. А. Гончаров.

В. М. Васнецов исполнил несколько графических работ к произведениям Пушкина: «Три девицы под окном пряли позд­но вечерком» — к «Сказке о царе Салтане», «Подводное цар­ство» — к «Русалке», «Пимен» — к «Борису Годунову». Эти иллюстрации неоднократно репродуцировались в раз-нЬе время. В 1899 году В. М. Васнецов вместе с другими русскими художниками принял участие в оформлении юби­лейного трехтомного издания произведений Пушкина. К юбилею поэта художник выполнил также четыре рисун­ка к стихотворению «Песнь о вещем Олеге»: «Встреча с

 

 

волхвом», «Прощание Олега с конем», «На череп коня на­ступил», «Тризна». «Песнь» была выпущена отдельной книжечкой-раскладкой в 1899 году, переиздана в 1912 го­ду. Работы Васнецова вместе с заставками и буквицами представляют собой органичное целое с текстом Пуш­кина. Они необыкновенно красивы по колористическому ре­шению. Применив акварельную технику, художник обратился к локальным контрастным цветам, приведя их к единому гар­моничному звучанию. Иллюстрации отличаются изысканным декоративизмом и детальной разработкой русского костюма, им свойственны четкая графичность, монументальность, обобщенность образа, символичность. Художник использовал здесь и русскую вязь, и сложный растительный орнамент.

Работы Васнецова в области книжной иллюстрации, соз­данные по мотивам произведений Пушкина, перекликаются с его живописными полотнами на темы русского эпоса. Худож­ник-реалист сумел запечатлеть на холсте народные фантасти­ческие художественные образы. Его наблюдения действи­тельности трансформировались знанием эпоса и были допол­нены стилистикой народного, -в частности древнерусского, искусства.

Первые работы Васнецова на эпическую тему отличаются простотой, в них нет никакой усложненности. К числу таких картин относятся «Витязь на распутье» и «Брянские леса». Их эпическое звучание художник усиливает посредством пейза­жа: это или дремучие брянские леса, или «чисто поле» с поникшими травами, или бескрайние степи, пересеченные холмами.

Живописный язык художника отличается метафорич­ностью, она проявляется в орнаментальности его произведе­ний, в ритмах линий, в цветовой палитре.

В процессе эволюции васнецовского былинно-сказочного жанра меняется цветовое звучание картин. Если ранние про­изведения художника еще академичны по цвету, в них преоб­ладают зеленовато-охристые тона, то в более поздних рабо­тах, созданных в 80—90-е годы, цвета становятся локальны­ми, превалирует контрастная гамма. Цвет придает картинам Васнецова монументальность, выразительность. Изобрази­тельные приемы, которые применял художник в своих рабо­тах, должны были нести идею возвышения над обыденностью через сильные чувства.

Поиски В. М. Васнецова в фольклорно-эпи-ческом направлении обогатили русскую реали­стическую живопись поэзией народного эпоса и красотой народного искусства. Открытая им по-новому былинно-сказочная тема вызвала инте­рес и получила дальнейшую разработку в твор­честве целой плеяды замечательных русских ху­дожников: М. А. Врубеля, И. Я. Билибина, А. М. Васнецова, А. Я. Головина, Е. Д. Поле-новой, С. В. Малютина. гт

Н. Ярославцева



1.
[409x700]

2.
[700x360]

3.
[490x700]

4.
[700x436]

5.
[700x532]

6.
[499x700]

7.
[700x486]

8.
[700x489]

9.
[700x581]

10.
[505x700]

11.
[700x535]

12.
[700x459]

13.
[700x266]

14.
[700x507]

15.
[700x501]

16.
[700x354]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Виктор Михайлович Васнецов | starikk - Дневник starikk | Лента друзей starikk / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»